обзор


Ellington, Duke/Brown, Ray
“This One For Blanton”


1974/1994 Fantasy


9tks/40mins


(Duke Ellington - p; Ray Brown - b)
Миф об Эллингтоне исключительно как о мастере своего оркестра, слава богу, уже развеян. И этот переизданный в Москве альбом стал лишним тому подтверждением. Дуэт с Рэем Брауном был записан Дюком в 1972 году за два года до смерти великого мастера. Альбом посвящен памяти контрабасиста-новатора Джимми Блэнтона, который играл в оркестре Эллингтона и сделал многое для того, чтобы освободить свой инструмент от роли чистой поддержки ритма. Рэй Браун как музыкант многому был обязан Блэнтону.
Слушая этот альбом, никак невозможно уйти от мысли, что Дюк как пианист поразительно близок... Телониусу Монку. В его оркестровых работах это совершенно не чувствуется, но зато в дуэте (и в других аналогичных записях, например "Piano in the Foreground") сходство их подхода к инструменту бросается в глаза. Конечно, Монк развил до крайней степени то, что у Дюка лишь намечается, но все же... Послушайте две части (первую и четвертую) из Сюиты для фортепиано и баса с этого альбома и вы убедитесь сами. Те же угловатые движения музыкальных фраз, их назойливые на первый взгляд повторения, странные гармонии.
Даже то, как начинается альбом, может слегка озадачить. Фортепиано в "Do Nothing Till You Hear From Me" вступает такими нервными, скорее ритмическими, чем мелодическими, сбивками и только позже вдруг свободно и мощно выплывает мелодия. Подобные неожиданности подстерегают слушателя все сорок минут. Гениальный альбом.Евгений ДОЛГИХ

© 2005 музыкальная газета