обзор


Вайханский, Юрий
Наваждение


(p) & (c) 2000 Юрий Вайханский


15tks/55mins


Очень порадовал своей очередной работой Юрий Вайханский. Пятнадцать песен на стихи русских поэтов серебряного века - это двенадцать дверей в прошлый век и три в позапрошлый. (Впрочем, это - как считать; многие говорят, что ХХ век начался в 1914 году и закончился в начале девяностых.) Автор сумел подобрать к ним небанальные ключи. (Но ведь двери эти не заперты, скажут мне. В любую из них можно войти без всякого ключа. Не все так просто. Мир, который можно найти за иной дверью, выглядит по-разному в зависимости от способа ее открывания. Да и исполнение собственно ключа предполагает множество вариантов - от простого инструмента до шедевра в духе Фаберже.)
Вайханский порадовал дважды - и тем, что просто взялся за то, что у него в конце концов получилось, и тем, как у него это получилось. На самом деле поэзия серебряного века представляет собой такой кладезь текстов! (Да простится мне циничное именование текстами пронзительных стихотворений.) Правда, мало кто осмеливается пользоваться всеми этими сокровищами.
Последние по времени написания стихи датированы 1920 годом. То есть, созданы задолго до того, как окончательно оформился жанр, в котором работает Юрий Вайханский. (Перед первой мировой войной началась творческая биография Вертинского, романсы же на Руси к тому времени уже создавались века полтора. Но массовый характер, причем во всем мире, исполнение своих и чужих стихов под гитару приобрело лишь в 60-е годы прошлого века.) В конце концов, произошла счастливая (и закономерная!) встреча всех этих стихов с гитарой Вайханского. Теперь у них новая судьба.
Массовыми этим песням (как и подобным работам Градского и Журбина) стать вряд ли суждено, но вот этого-то в данном случае как раз и не нужно. А то раздастся "...хруст французской булки".
Нагромоздил кучу всяких банальностей, скажу еще одну. Слушая песню, созданную на настоящие стихи, а не на просто текст, по-иному воспринимаешь сами стихи.
Как всегда, безупречна, изящна, стильна гитара Юрия Вайханского, своеобразно контрастируя с отрешенным, как бы бесстрастным вокалом.
Вот только озадачило соседство в альбоме Бунина и Брюсова - не очень-то Иван Алексеевич жаловал Валерия Яковлевича. Ну да ладно, авось хоть в третьем тысячелетии подружатся. Не зря же, в конце концов, альбом называется "Наваждение"?С. Золотов

© 2005 музыкальная газета