Megadeth
Герои трэша


Кто бы мог подумать в далеком январе 1983-го, что только что изгнанному из рядов тогда еще локальных калифорнийских трэш-звезд METALLICA 21-летнему гитаристу Дэйву Мастейну будет суждено семь лет спустя - ровно на год раньше своих конкурентов и бывших коллег - обратить такую маргинальную форму рок-музыки, как трэш, в еще одну форму рок-мэйнстрима? А ведь это и есть главный вклад группы Дэйва MEGADETH в мировую музыкальную культуру.

Однако начало карьеры MEGADETH было куда более скромным. Да, Дйв имел за своими плечами определенный вклад в творчество METALLICA - еще вместе с ним был записан для сборника "Metal Massacre" (1982) первый вариант пьесы "Hit The Lights", а сам гитарист выступил соавтором шести пьес METALLICA, записанных на ее двух первых альбомах. Однако этих заслуг было мало, чтобы стать настоящей трэш-звездой - и пришлось начинать все с нуля: концерты по микроскопическим клубам Южной Калифорнии никак не соответствовали могучему имени молодого квартета. MEGADETH - это искаженное написание модного в эпоху холодной войны термина "megadeath", означающего одновременную гибель миллионов людей в ядерном конфликте сверхдержав. Вот откуда берут начало все сердитые и политически озабоченные тексты и обложки MEGADETH!
Но в марте 1983-го обложек еще не было. MEGADETH только-только начала свой путь к славе, а в состав группы вошел несменяемый бас-гитарист Дейв "Джуниор" Эллефсон, гитарист Грег Хэндевидт и барабанщик Ли Роуч. Летом Грег уходит в KUBLAI KHAN, и его место занимает... гитарист малоизвестной тогда группы SLAYER Керри Кинг. Круговерть прекращается лишь в декабре - в первом стабильном составе группы вместе с двумя Дэйвами оказываются гитарист Крис Поланд и барабанщик с серьезной джазовой подготовкой Гэр Самуэльсон. Концерты группы в родном штате проходят с неизменным успехом, и к концу 1984-го культовая фирма Combat Records предлагает MEGADETH контракт. Лихо записанный всего за 4000 долларов дебютный альбом "Killing Is My Business... And The Business Is Good!" выходит в свет весной 1985-го (в Европе его издает фирма Music For Nations) - и, даже несмотря на свое откровенно низкобюджетное звучание, сразу становится одной из важнейших работ в молодом еще жанре. Своеобразие MEGADETH в полной мере проявилось уже тогда - в альбом вошла не только переработка номера METALLICA "The Four Horsemen" под новым именем "Mechanix", но и кавер-версия эстрадно-джазового хита 1966 г. Нэнси Синатры "These Boots (Are Made For Walking)".
Успех дебюта группы, пусть и на андерграундном уровне, не мог не заинтересовать фирмы-мэйджоры. Новый 1986-й MEGADETH встретили, уже имея в кармане контракт с монстром грамзаписи Capitol Records. И дебют группы на лейбле-мэйджоре оказался классическим - вышедший в сентябре LP " Peace Sells... But Who's Buying?" оказался в результате не только первым альбомом группы, получившим у себя на родине платиновый статус (более 1 млн проданных звуковых носителей), но и одним из краеугольных камней сердитого и мрачного трэша 80-х на всех уровнях - звук, структура композиций, тексты песен, оформление обложки кисти гениального Эдварда Дж. Репки... В альбом вновь попала необычная кавер-версия - на сей раз "I Ain't Superstitious" великого блюзмена Вилли Диксона, а клип, снятый на заглавную композицию стал, очевидно, вообще первым трэшевым видео в истории.
Однако невоздержанность Дэйва на алкогольном и наркотическом фронте оказалась причиной невероятных творческих трудностей внутри коллектива - сорванные концерты и репетиции, дурные отношения с коллегами...
В 1987-м коллектив покидают Крис и скончавшийся после продолжительной болезни в 1999-м Гэр, а их заменой становятся гитарист Джефф Янг из BROKEN SILENCE и барабанный техник группы Чак Бихлер. В начале 1988-го группа выпускает более упорядоченный по звучанию альбом "So Far, So Good... So What!", дебютировавший на 28-й позиции национальных чартов и всего лишь за месяц разошедшийся более чем 450-тысячным тиражом лишь в США! Репутацию Дэйва как первого бунтаря трэша на сей раз подтвердили не только крайне острые тексты песен, но и кавер-версия SEX PISTOLS "Anarchy In U.K.", записанная с участием гитариста "пистолетов" Стива Джонса. Однако наркотики по-прежнему отравляли жизнь Дэйва...
Все изменилось в 1990-м: весной Дэйв был арестован полицией за вождение в состоянии наркотического транса и вместе с Дэйвом "Джуниором" был присужден к медицинскому курсу лечения от наркозависимости. А по выходе из клиники Дэйв еще раз сменил гитариста и барабанщика, собрав не просто настоящую супергруппу, но классический состав MEGADETH - новыми музыкантами стали виртуоз шести струн Марти Фридман (экс-HAWAII и CACOPHONY) и преподаватель игры на ударных Ник Менза. Вышедший в сентябре альбом "Rust In Peace" взлетел сразу на 23-ю строчку чарта в "Billboard" и продемонстрировал совершенно новое звучание группы - MEGADETH смогли отойти от прямолинейного некоммерческого трэша и заново на новом уровне изобрести пауэр-метал конца 80-х. На год раньше "черного альбома" METALLICA Дэйв и его коллеги сделали трэш достоянием широких масс слушателей. Сам же Дэйв с той поры именует стиль своей группы "трэш-энд-роллом", а композиция "Hangar 18" вообще оказалась одним из лучших металлических номеров начала 90-х и до сих пор исполняется на концертах группы. Триумф MEGADETH был закреплен в 1991-м мировым туром "Clash Of The Titans" в компании таких именитых коллег по жанру, как SLAYER, ANTHRAX и TESTAMENT.
Еще больше шуму наделал альбом "Countdown To Extinction" (июнь 1992), дебютировавший сразу же на втором месте американских чартов. Более техничный и чистый звук, злые и актуальные тексты, видеоклипы на грани дозволенного и провокативная работа с Трентом Резнором (NINE INCH NAILS) над ремиксами нескольких композиций с альбома - все это наглядно показало, что Дэйв и его команда могут спокойно существовать, не изменяя себе, и в эпоху высоких технологий и социально озабоченного гранджа. Альбом "Youthanasia" (1994) окончательно закрепил статус группы как одного из ведущих мировых коллективов тяжелого мэйнстрима, и эта позиция была еще больше укреплена работой "Cryptic Writings" (1997), открывшей для MEGADETH даже дневной FM-эфир рок-радиостанций.
Весной 1999-го группу покидает Ник Менза, и ему на смену приходит барабанщик Джимми ДеГрассо (экс-Y&T, SUICIDAL TENDENCIES и группа Элиса Купера). В течение лета MEGADETH записывает очень смелый, балансирующий на грани эксперимента, альбом "Risk", композиция "Crush 'Em" с которого попадает в саундтрек фильма "Universal Soldier II: The Return". Казалось бы, беспокоится не о чем - все работы MEGADETH, начиная с 1992 г., даже сборник неизданного материала "Hidden Treasures" (1995) дебютировали в Top-10 "Billboard", но... "Два наших последних студийных альбома расширили аудиторию MEGADETH до малоразумных пределов!" - говорит Дэйв Мастейн. - А результат очевиден - материал с этих работ здорово не пришелся по вкусу нашим старым поклонникам. Мне недавно рассказали про одного нашего фэна из Швеции, у которого в коллекции было под 100 различных винилок, синглов и компактов MEGADETH - так после издания "Risk" он продал всю свою коллекцию!"
Процесс возвращения в начало 90-х не было легким. В самом начале 2000-го из группы уходит Марти Фридман, а заменой ему становится коллега Джимми по группе Элиса Купера - гитарист Эл Питрелли (также экс-WIDOWMAKER, ASIA и SAVATAGE). Демо-ленты нового материала не производят должного впечатления на руководство Capitol, и в результате MEGADETH начинают подыскивать новый контракт, выпустив однако же в конце года отличный сборник "Capitol Punishment: The MEGADETH Years", куда вошли и две совершенно новые пьесы. А материал нового студийного альбома был полностью записан и сведен уже в ноябре, однако задержка с подписанием контракта с новым "независимым мэйджором" Metal-Is / Sanctuary привела к тому, что альбом с манифестуальным названием "The World Needs A Hero" вышел в свет лишь 14 мая и сразу же попал на 16 строчку чарта в "Billboard".
Возвращение к саркастическому трэш-н-роллу начала 90-х прошло более чем успешно - своим звуком и отсутствием проходных номеров "The World Needs A Hero" очень похож на "Rust In Peace" и "Countdown To Extinction". И в концертной работе MEGADETH нет равных - европейский тур группы из 31 выступления расписан с 8 июня по 16 июля. 23-й концерт этого турне состоится 6 июля в Москве на Малой спортивной арене "Лужников" (организатор - концертное агентство "T.C.I."), где каждый воочию сможет убедиться, что трэш более не является прерогативой несовершеннолетних!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета