статья


Sutcliffe, Stuart
Который многого не успел...



По-видимому, мы не ошибемся, если скажем, что 60-летие Стюарта Сатклиффа в прошлом году практически не отмечалось. По крайней мере, по сравнению со всенародным празднованием юбилеев Джона Леннона и Ринго Старра. На 23 июня приходится очередной день рождения первого бас-гитариста BEATLES.

Итак, Стюарт Сатклифф (Stuart Sutcliffe) родился в Эдинбурге, Шотландия, 23 июня 1940 года. В 19 лет он считался одним из самых талантливых и перспективных студентов ливерпульского художественного колледжа, где, как мы знаем, учился и Леннон. Пользовался большим успехом у девушек, напоминая внешностью американского киноартиста Джеймса Дина.
Одну из его картин выбрали на выставку в местную галерею "Walker Art", а по окончании выставки продали за 65 фунтов стерлингов. Стю, поддавшись уговорам Леннона, купил бас-гитару и стал басистом BEATLES. Плохим, чего уж греха таить. Именно по этой причине группа провалила свое первое профессиональное прослушивание, которое устроил импресарио Ларри Парнс (Larry Parnes), приехавший в Ливерпуль весной 1960 года и подыскивающий аккомпанирующий состав уже довольно известному британскому рокеру Билли Фьюри (Billy Fury). Нет, Парнс ничего не имел против Джона, Пола и Джорджа, но вот этот невысокий юноша в черных очках, все время становившийся боком или поворачивавшийся спиной (желая скрыть свое убогое владение инструментом) явно не дотягивал... И импресарио предложил сотрудничество первым трем. Но тут на дыбы встал Леннон: если не возьмут Стю, то и остальные отказываются.
Такая преданность Джона по отношению к Сатклиффу объясняется исключительно крепкой дружбой, связывавшей юного художника и будущую рок-звезду: Леннон видел в Стю своего единомышленника во взглядах на мир. Рок-н-ролл, как известно, это не только музыка, но и образ жизни, и Леннон прекрасно это понимал, заявив как-то: "Он (Стюарт) выглядит рок-н-ролльно, этого достаточно!".
Джон часто приходил в квартиру на Гамбиа-террас неподалеку от колледжа, где Стю снимал комнату. Обстановка последней, по воспоминаниям Синтии Пауэлл, первой жены Джона, выглядела так: "Огромная комната Стю была лишена всяческих удобств. В углу, под большим грязным окном, не имевшим ничего даже отдаленно похожего на занавеску, лежал двойной матрас. Пол был заляпан масляными красками всех цветов, мольберт, казалось, подавлял всю остальную обстановку, вокруг валялись законченные картины и незавершенные полотна, расшвырянные в минуту творческого расстройства. Искусство было для Стю всем смыслом жизни, комфорт и удобства мало что значили для него, и пока у него было, где преклонить голову, пока у него имелись деньги на холсты и краски - он чувствовал себя счастливым".
Стюарт выступал с BEATLES во время двух первых поездок в Гамбург (август-декабрь, 1960 г. и апрель-июнь, 1961 г.), где познакомился с Астрид Кирчхерр (Astrid Kirchherr), девушкой-фотографом, в значительной мере ответственной за внешний облик битлов, включая их знаменитые прически. В июне 1961 г. он решил покинуть группу - любовь к Астрид и живописи пересилила любовь к рок-н-роллу. Вообще-то решение было не совсем добровольным: трение внутри квинтета, вызванное непрофессионализмом Сатклиффа услиливалось. Даже автор отлакированной биографии BEATLES Хантер Дейвис (Hunter Davis) не скрыл этого в своем труде.
Пол МакКартни со второй ритм-гитары переключился на бас, а Стюарт начал обучение в гамбургской художественной школе в классе художника Эдуардо Паолоцци (Eduardo Paolozzi). BEATLES вернулись в Ливерпуль. Некоторое время Стю и Джон продолжали переписываться, а на рождественские праздники Сатклифф и Астрид приехали в Ливерпуль. К тому времени бывший басист битлов страдал от частых и сильных головных болей, обмороков и выглядел очень плохо. Вмешательство докторов не помогло: 10 апреля 1962 года Стюарт скончался в Гамбурге, не дожив двух месяцев до своего 22-го дня рождения, предположительно, от кровоизлияния в мозг или от опухоли мозга - его смерть во многом так и осталась загадкой. Возможно, проблемы со здоровьем возникли у него после одной из драк с ливерпульской шпаной, когда он получил удар ногой в голову.
"Он умер у меня на руках по дороге в больницу, - вспоминала Астрид. - Не могу сказать, что это было неожиданным, но внезапность... потеря была так велика и для меня, и для всех, кто знал его, потому что он был гением, с великим умом и оригинальным талантом художника. Он бы стал великим человеком, если бы жил."
Некролог по случаю кончины Стюарта Сатклиффа появился в номере ливерпульской музыкальной газеты "Mersey Beat" за 19 апреля 2 мая. На той же странице было помещено сообщение о дебюте битлов в гамбургском клубе "Стар". Стю не дожил буквально нескольких месяцев до начала звездной карьеры своих бывших коллег.
В 1994 году вышел фильм "Backbeat" (в нашем прокате - "Пятый в квартете"), посвященный гамбургскому периоду истории BEATLES в целом и первому бас-гитаристу группы в частности. На роль Стюарта был приглашен 19-летний Стивен Дорфф (Steven Dorff). Вот тогда-то Астрид, участвовавшая в съемках в качестве консультанта, пережила настоящее потрясение.
"Когда я встретила его (Дорффа - И. М.), я испытала настоящий шок... Он был того же возраста, но когда он поднял глаза, и я увидела эту тень (на его лице), у меня мурашки пошли по коже. Он говорил, курил, его жесты... все было в точности, как у Стю. Я была глубоко поражена".
Остается добавить, что ни одна из биографий легендарной ливерпульской четверки не обходится без упоминания о Стюарте Сатклиффе - человеке, который так много не успел.Игорь МАТВЕЕВ

© 2005 музыкальная газета