статья


Da Boogie Crew
«Мы не считаем себя отцами хип-хопа, как это делают другие…»



Группа DA BOOGIE CREW без сомнений является одной из самых ярких представителей отечественного хип-хопа. Обладает она большим авторитетом и за пределами родины. Несмотря на продиктованные временем изменения в названии (ранее коллектив был известен под именем JAM STYLE & DA BOOGIE) и составе, участники команды все также сильны, и все также серьезно настроены по отношению к продвижению хип-хопа. Сегодня у них есть своя передача о хип-хопе под названием "Fresh", которая выходит на телеканале ТВ-6 (ведутся переговоры о ее трансляции на еще одном телеканале), а кроме того они готовятся к проведению фестиваля по брейк-дансу, который состоится в начале июля этого года, а еще очень скоро они посетят город Минск...

- Давайте сначала о передаче... Что за передача и кто входит в ее творческий коллектив?
- Передача называется "Fresh", а работают над ней все DA BOOGIE: Мерзликин Алексей, Чернов Алексей, Генералов Дмитрий, Попов Кирилл, Мерзликин Александр. Все мы, как ты уже понял, являемся и авторами идеи, и сценаристами, и ведущими, и операторами. На нас еще оформление декораций, музыкальное оформление, ди-джеинг. А также: репортажи, идеи, работа на озвучке и монтаже. В общем, вся передача...
- Что вами двигает при создании очередного выпуска?
- Основной задачей проекта мы, как авторы, считаем широкое освещение культуры хип-хопа в целом, и подробное "исследование" его составных частей: музыки, танцев, искусства граффити. Присутствуют здесь и исторические экскурсы в прошлое разных направлений хип-хопа, и рассказы об их современном состоянии.
Территория проекта - Россия и весь мир. В рамках нашей программы телезрители знакомятся с участниками групп, работающих в стиле хип-хоп, получают возможность увидеть их выступления на фестивалях, чемпионатах, и разного рода модных party. Кроме того, "Fresh" регулярно рассказывает о новинках актуальной молодежной моды, музыки, танцев и уличного искусства.
- Впечатляет...
- Каждый выпуск программа "Fresh" состоит из двух основных тематических блоков: информационного раздела, посвященного истории и актуальным новостям по теме программы (рассказы об одном из направлений хип-хопа); интервью в студии с российскими звездами хип-хопа и их выступлений, снятых в режиме прямого эфира.
- Интересно, а вообще какие этапы работы надо пройти, чтобы создать свою собственную передачу?
- На самом деле это, достаточно сложный процесс. Сначала у вас в голове рождается идея создания собственной авторской телепрограммы. Перво-наперво ее (идею) нужно изложить на бумаге, расписав цели, задачи проекта и все такое прочее. Ведь очень важно, чтобы ее тема была интересна не только вам, но и большому числу зрителей, ведь телевидение смотрят все. Мы, например, до выпуска своей программы уже много работали в разных молодежных программах на разных каналах, и точно знали, что тема хип-хоп-культуры интересует очень много молодежи! Затем надо продумать, что понадобится для съемки такой программы и составить смету - то есть по пунктам расписать, что и почем будет стоить. Далее ваш путь лежит к продюсеру - человеку, который должен будет найти деньги для воплощения вашего проекта в жизнь. Вы должны его убедить, что тема вашей программы - очень актуальна, денег вам потребуется очень мало, предлагаемая вами программа соответствует имиджу, стилю, и всей "программной политике этого канала". То есть, соответствует этому, так называемому "формату канала"! Кроме того, вы должны доказать, что ваша программа может еще и "набрать платную рекламу". Если у вас получилось, продюсер утверждает смету и "находит" финансы на производство программы. Как только это случилось - можно приступать к ее созданию.
- Довольно-таки трудоемкий процесс... Вообще, насколько сложно сделать на телевидении передачу о хип-хопе? Эта культура у нас не особенно-то жалуется массами...
- Ну, ты понимаешь, что это само по себе является делом сложным и практически несбыточным. У нас на это ушло три года, именно столько мы общались с разными каналами и доказывали всем, что программа о хип-хопе актуальна в России!
- Наверняка ни для кого не является секретом, что при всей популярности хип-хопа у нас, на территории бывшего СССР, все-таки происходит не так много хоп-событий, да и выдающихся хип-хоп-личностей мало. Как же вы постоянно наполняете свою передачу интересной информацией?
- Конечно, чтобы программа выглядела особенно интересной, следовало запастись интересной информацией из-за границы. Докумекав до такого вывода, мы и руководство программы в лице нашего любимого и уважаемого Урушева Олега приняли решение штурмовать Европу (а до Америки мы еще доберемся!). Так, летом 2000 года DA BOOGIE CREW целый месяц путешествовали по странам Западной Европы, снимая репортажи для программы "Fresh". Мы проехали Германию, Голландию, Францию, Испанию, испытали нереальное количество приключений, набрались забавных историй (чего стоит один пожар в берлинском метро!) (репортаж показали даже как-то в программе "Вы - очевидец". - Прим. авт.), отметились на "Love Parade 2000", "оторвались" в туземных кварталах Парижа... А также отсняли огромное количество материалов о хип-хопе и не только - о городах, культуре и искусстве. Нам удалось получить интервью у настоящих хип-хоп-звезд. Их вы можете увидеть не только у нас в программе, но и на сайте...
- Может для примера приведете пару-тройку имен?
- Пожалуйста: Afrika Bambaataa, A TRIBE CALLED QUEST, FLYING STEPS, FIVE AMOX, Storm, BARSELONA ADDICTORS и многие другие... Да что там говорить, поездка нам удалась! Мы заготовили кучу информации для программы, вернулись загоревшие, заряженные нереальной хип-хоп-энергией, со свежими впечатлениями, уставшие, но счастливые...
- Каков был опыт первой работы над передачей? Есть, что интересное вспомнить?
- Конечно. Ведь, наконец, свершилось то, чего мы так долго желали. Первые восемь передач предстояло снять вахтовым методом. Первыми с нами полетели гости - команда DA-108 и съемочная бригада из Москвы. С утра еле проснулись: разница в два часа все-таки сказывается. Но сразу после завтрака понеслись на съемку - в обалденном концертном зале Ханты-Мансийского дворца искусств для одаренных детей Севера. На сцене начали монтировать студию. Интервью и "живые" выступления гостей снимаются как раз в ней. Во время первых съемок нас очень развеселило и порадовало выступление питерского коллектива DA-108 и ди-джеев Кита и 108-го. Вечером первого дня съемки прибыла оставшаяся часть гостей - С.Т.Д.К., BATTLE MOVE'S, SLYDING POWER и WILD BABY CREW... Возвращались с приключениями: самолет сделал три круга над Домодедово: видимость была нулевая. В итоге приземлились мы в Воронеже. А до Москвы, вместо того, чтобы приехать в 8.30 утра, добрались в 17.30! Такие вот съемки выдались... Первые. Но не последние!
- Вы говорили, что к этому шли три года...
- У всякого начинания есть своя предыстория, но более длинной, мучительной, выстраданной судьбы, чем у проекта "Fresh", наверное, нет ни у кого! Идея создания собственной телепрограммы, посвященной хип-хопу, пришла к нам в голову где-то в 1997 году, когда наша творческая мысль начинала бить ключом, а вокруг царил настоящий хип-хоп-вакуум. То есть, основная масса людей вообще не знала, что за зверь такой хип-хоп и с чем его едят. Некоторые знали, что есть где-то какие-то рэпперы и какой-то брейк-данс. А про граффити слышали единицы...
- Но начинать-то всегда с чего-то надо...
- Поэтому мы стартанули на радио - и проще, и доступнее. Получилось это благодаря рабочей дружбе с небезызвестными людьми: нам помогли DJ Грув и DJ Фонарь, который в то время рулил в программной дирекции "Радио Станция 2000". В результате небольших усилий с нашей стороны в эфире появилась программа "Freestyle". Но надо было идти дальше и штурмовать телевидение... Первые попытки успехом не увенчались. МузТВ нас откровенно динамило: мы три месяца чуть ли не каждую неделю встречались с руководством, разрабатывали дизайн студии, писали сценарную заявку... А потом нам заявили, что реализовывать такой "глупый" и "невыгодный" проект нецелесообразно. Было обидно. Но мы не унывали и продолжали верить в свои силы. Как оказалось, не зря! Прошло время (хочется сказать: годы!). С открытием MTV наши надежды утроились. Но не тут-то было. Сначала там выходила программа "Мамбасса", с таким тучным, колоритным чернокожим ведущим. Ее режиссер Леонид Залесский подтягивал нас в качестве ведущих рубрики, посвященной брейк-дансу... Но и в тот раз планам не суждено было сбыться: программу закрыли ввиду никакого качества...
- А пробовали сделать что-то свое?
- Да, но и это не вышло: у MTV не было особого интереса и денег для производства хип-хоп-рубрики. Нам предложили делать ее за свои бабки. И если, мол, она будет хорошей, то... Вновь полный провал! Но разве настоящего хопера может остановить временная неудача? Конечно, нет! Через год судьба улыбнулась нам с неожиданной стороны: мы познакомились с генеральным продюсером компании "Медиастар" Александром Толмацким (кто не знает - папа ДеЦла). То есть снова вышли... на МузТВ! Толмацкого очень заинтересовала идея создания хип-хоп-программы, и работа по подготовке пилотного варианта началась. В течение двух недель в художественном цехе "Останкино" мы рисовали огромный (20 на 3,5 метра) граффити-задник. Вышло круто. Параллельно мы вели хип-хоп-рубрику в телепрограмме "Башня" (телеканал РТР). Это была классная практика, кроме всего прочего, оказалось (наконец-то!), что хип-хоп - это популярно. На адрес программы пошли мешки писем, причем выяснилось, что ее смотрят не только в России и СНГ, но и в Чехии и Германии! Кстати, через некоторое время у нас была подобная рубрика в передаче "До 16 и старше" на ОРТ и в программе "Башня" на РТР, так что опыт, как видишь, нарабатывался...
- Мы отклонились от МузТВ. С ними получилось что-то или нет?
- Нет, с МузТВ у нас опять не получилось... И у них, кстати, тоже: на этом канале до сих пор нет хип-хоп-программы.
- Так как же вы попали на ТВ-6?
- В 2000 году началась совсем другая история, связанная с передачей "Star Start" (телеканал ТВ-6). А попали мы туда... случайно. Посредством вредности, настойчивости и популярности журнала "Cool" и в особенности его редактора Кулалаевой Ольги. Как-то раз в этом журнале был напечатан репортаж про граффити (в том числе и наши). А авторство указано не было... Мы пришли ругаться и... подружились. Потом "Cool" и Кулалаеву пригласили на съемки "Star Start" в далекий сибирский город Сургут. А она подтянула нас. Во время одного из пребываний в Сургуте мы познакомились с Урушевым Олегом Александровичем, генеральным директором окружной телерадиокомпании "Югра". Популярность хип-хопа тогда уже ни для кого не была секретом. И решено было делать программу! Как по мановению волшебной палочки, нашлись деньги и камера, а уж желание наше никогда не гасло. И дело пошло.
- Передача - это понятно, а чем вы занимаетесь еще кроме "Fresh"? Планы какие, когда новый альбом собираетесь презентовать? Чего в скором будущем от вас можно ожидать?
- Скорое будущее - это второй международный фестиваль по брейк-дансу "Битва года", который будет проводиться в Ялте с 5 по 12 июля 2001 года при участии как начинающих, так и профессиональных команд по брейк-дансу.
- А что это будет за фестиваль?
- Фестиваль проводится с целью популяризации брейк-данса среди подростков и молодежи, приобщения молодых людей к здоровому образу жизни, против употребления наркотиков и алкоголя. Фестивальная программа нацелена на обмен творческими достижениями между различными регионами и странами, привлечение внимания руководящих структур к проблемам творческого развития молодежи... Фестиваль проводится в 2 этапа. В первые два дня проходят отборочные туры для молодых команд, сильнейшие из которых войдут в соревнования для профессионалов. Команды выступают согласно жеребьевке, которая проводится в день открытия фестиваля, команда, не успевшая по какой-либо причине принять участие в жеребьевке, занимает свое место в турнирной сетке по усмотрению жюри. Все участники награждаются дипломами участников второго международного фестиваля в городе Ялта "Битва года". Лауреаты фестиваля награждаются дипломами, кубками и памятными подарками.
Специальные призы предоставляют: фонд "Новые имена", "Агентство детских фестивальных программ", группа DA BOOGIE CREW, представительство издательского дома "Бурда" - журнал "Cool", канал MTV, программа "Новая атлетика".
За 1, 2, 3, 4, место награждаются как командные батлы, так и индивидуальные батлы.
- Если я правильно понял, то его организаторами выступаете вы?
- Не только мы. Это крупная совместная акция с несколькими организаторами. Это "Агентство детских фестивальных программ" (г. Москва), фонд "Новые имена" (г. Ялта) и мы, группа DA BOOGIE CREW.
- Жюри фестиваля...
- В жюри фестиваля приглашены известные исполнители брейк-данса (в том числе и мы), способные профессионально оценить сложность и качество элементов, а также артистизм участников.
- Хорошо, концерты, фестивали - все это прекрасно, но когда вы планируете выпуск своего нового альбома?
- Альбом выйдет не раньше октября. С названием мы пока еще не определились.
- Будут ли привлечены к работе над ним какие-либо известные имена?
- Людей задействовано много, но их имена широкой публике мало что скажут. Разве что Мутабор...
- Касаясь музыкальных направлений, какую музыку сами предпочитаете? Как относитесь к рэпу?
- У каждого из участников нашего коллектива есть своя любимая музыка, так что слушаем мы разное. Отношения между би-боингом и рэпом... Даже учитывая, что и то и другое являются составляющими хип-хопа, абсолютно не значит, что каждый би-бой будет слушать рэп, тем более танцевать под него. Рэп практически не танцевальная музыка...
- И все же, есть ли в планах сотрудничество с отечественными МС?
- В принципе, с отечественными МС какой-то совместной работы пока не планируем. По причине того, что не особо это и интересно. Если ты намекаешь на "Вы хотели party" и на Лигалайза, то это более спонтанная работа. Специального, запланированного, что-то вроде такого: "Давай запишем совместную композицию" не было...
- А вообще, как бы вы охарактеризовали особенности развития хип-хопа в России?
- Охарактеризовать особенности развития хип-хопа в России... трудно сказать, так как мы живем внутри отечественного хип-хопа. Эта культура основалась у нас относительно недавно, да и шоу-бизнес мало заинтересован в ее развитии. Спонсоры пока не горят желанием вкладывать в хип-хоп денежные средства. Есть только ДеЦл, а все остальное вертится вокруг него... Рано еще говорить о чем-то, так как журналов, специализирующихся на хип-хопе, у нас один- два, не более. Фестивалей фактически нет, да и нет практически хороших коллективов, для которых их можно было бы проводить. Есть единицы, но этого слишком мало, что бы громко заявлять о российском хип-хопе, как о чем-то уже сформировавшемся...
- В этом свете как вы расцениваете свою деятельность в области хип-хопа?
- Любой наш шаг - это развитие хип-хопа у нас в России. Мы стараемся подходить к нему со всей серьезностью и ответственностью... Если ты подходишь к развитию хип-хопа на должном уровне, то это развитие действительно будет развитием. Если подходишь с баловством, то результат будет соответствующим, и люди будут смотреть на все происходящее, как на что-то несерьезное. Например, многие би-бои плохо одеваются, ведут себя вызывающе на сцене, плохо танцуют. Люди видят такой уровень, и когда ты к ним приходишь, говорят: "Би-бои! О, нет, спасибо. Мы лучше пригласим танцоров из клубов, которые хоть синхронно танцуют. Они, по крайней мере, не ругаются матом и одеваются получше". Граффити не приветствуется большинством благодаря вандализму - тэги и так далее в том же духе. Надо хорошо продумывать свои шаги, прежде чем их делать. Надо чтобы каждый из них был максимально корректным. Мы не считаем себя отцами хип-хопа, как это делают другие, как это делают ШеFF и ДеЦл. Отцы хип-хопа находятся не у нас в стране. Мы, конечно, много усилий приложили для популяризации би-боинга у нас в стране, но мы не считаем себя отцами...Киндут

© 2005 музыкальная газета