Moore, Gary
Гэри Мурхарактер и случайности


Даже если вы не любите блюз в чистом виде, ему нельзя не сказать спасибо, так как огромное количество музыкальных направлений выросло на его основе. Как ни крути, а в итоге, разложив на компоненты, и джаз, и глэм-рок, и брит-поп, и многие другие стили, лишенные своих бутафорских одеяний, раздетые догола и беззащитные, оказываются хорошо замаскированным тем самым блюзовым квадратом. Точно также можно ненавидеть Гэри Мура, обвиняя его во всех смертных грехах, но не согласиться с тем, что он, как никто другой, в 90-ые популяризировал блюз, то бишь "вывел его в массы", нельзя. А для многих не очень разборчивых "меломанов" Мур вообще уже несколько лет идет рука об руку с Эриком Клэптоном, пока влюбленные подростки обнимают друг друга на дискотеках под "Still got the blues"...

Карьера Гэри Мура как музыканта достаточно любопытна, так как она представляет собой тот редкий удачный случай, когда человек не посредственный, конечно, но и не гений, старше сорока лет, вдруг наконец-таки добивается невообразимой популярности. И это после многочисленных мытарств. Упорство, с каким Гэри Мур осаждал роковый шоу-бизнес, достойно восхищения, а его психологическая устойчивость - разъяснений.

Мур-ребенок

Ничего примечательного в процессе рождения Мура не было. Оно не ознаменовалось никакими сверхъестественными событиями, вроде смерти кого-нибудь из родственников, не родился Гэри и в так называемой "рубашке". Единственной небольшой особенностью является место его рождения - Белфаст, Ирландия, со всеми ее возмущениями притеснением со стороны Англии. И детство Мура носило сей отпечаток.
Почти каждый старшеклассник в Белфасте мечтал вступить в ряды IRA и совершить нечто героическое. А до вступления они тренировались на младшеклассниках, отбирая у них деньги. А Гэри Мур и был тем самым младшеклассником. Обычно шайки "будущих борцов за независимость Ирландии" поджидали свои жертвы около единственного стоящего клуба Белфаста "Радо", в который так любил захаживать Гэри. После концерта они приставали к "малышне" с вопросом "Эй, ты, нет лишней мелочи?". Мур прекрасно знал, что если честно сказать "есть", то деньги отберут, а потом еще и отколотят за то, что их мало. А если ответить "нет", то сначала побьют, а потом почистят карманы. Короче говоря, результат один и тот же - и никакого выхода. Только если не ходить в клуб. А туда приезжали настоящие группы из Англии! Вот поэтому Гэри и ходил, хоть и в синяках.

Гэри и концерт
BLUESBREAKERS

В 1966 году Муру уже было аж 14 лет. Возраст вполне достаточный, чтобы испытать первое потрясение восприятия. По Белфасту прошел слух, что в "Радо" приехали очередные гости из Лондона. "Название у них какое-то неизвестное," - подумал, сомневаясь, Гэри Мур, но в клуб пошел и на этот раз, потому что свято верил, что из Лондона плохой группы приехать не может, и потому, что сам поигрывал к этому времени на гитарке и знал уже закулисье "Радо".
Эти гости были не из богатых, определил Гэри сразу с легкостью: гитарист держал в руках стандартный "Les Paul", а недорогой усилок группа явно взяла напрокат у "местных". В общем, вроде бы ничего особенного не намечалось. Но Мур ошибся.
Команда начала с напористой, бьющей, "британской" рок-обработки чикагского стандарта Отиса Раша (О. Rush) "All Your Love". И Мур понял, что его больше не существует, что весь он уже там, что вот оно единственное, ради чего стоит жить. Голова его разлеталась на мелкие кусочки, ноги напряглись, а сердце Гэри летало где-то высоко и замирало от счастья. "Я помню, стены и пол сотрясались - столько низов было у гитары и с таким чувством он играл," - вспоминал впоследствии Гэри Мур. Он - это Питер Грин (Peter Green), который буквально накануне ирландских гастролей заменил легендарного Эрика Клэптона (Eric Clapton). А гости - руководимые Джоном Мейэлом (John Mayall) BLUESBREAKERS. После столь впечатлившего его концерта, Мур побежал в ближайший магазин и купил себе их альбом "Bino", на котором те же гитарные партии исполнял Клэптон. И его кумир стал как двуликий Янус: Клэптон с внешностью Грина. Ясно, что подобное четырнадцатилетнему ребенку грозит шизофренией. Но Гэри был здоровым и сильным мальчиком, поэтому побочные эффекты сего события проявились только через много лет. А пока он только еще сильней взялся за изучение техники электрогитарного блюза и сколачивание недолго живущих многочисленных блюз-бэндиков из юных ирландцев.

Мур в SKID ROW

Трудолюбивый и прилежный, Мур уже в 16 лет удостоился чести войти в ряды белфастской рок-команды SKID ROW, которой в ближайшем будущем светил контракт на выпуск пластинки. Но записывать ее в Ирландии? Конечно, нет, ведь все значительные группы из Лондона, и SKID ROW укатили туда. Сей факт можно считать началом профессиональной карьеры Мура.
И вот, наконец, на исходе 1970-й год, Гэри Муру, соответственно, 18 лет и он лидер-гитарист группы, выпустившей достаточно успешный для ирландских дебютантов альбом с одноименным названием "SKID ROW'70". Неистовая любовь к блюзу позабыта (точнее - вытеснена из сознания в подсознание, как сказал бы Фрейд), а на смену ей пришло поклонение новыми богами - хард-рок... прогрессив-рок... глэм-рок. Масса энергии и эклектичность молодости, желание поспеть за новоявленными кумирами превратили альбом SKID ROW в странную смесь всего этого. После музыканты группы выпустили еще два похожих альбома и благополучно разошлись. Впрочем, как эту группу оценивают сегодня, Муру явно все равно. Плохая она или хорошая, значения не имеет, главное - она вытащила Мура из "захолустного" Белфаста в Лондон. И Гэри ей благодарен.

Как Гэри Муру достался "Les Paul" Питера Грина

Порой Муру просто везло. Случались в его жизни события неожиданные и счастливые. Вот мечтал, например, Мур познакомиться со своей детской любовью - Питером Грином, и вот уже они сидят за столиком клуба "Marquee" - штаб-квартиры лондонского блюзового бума. Грин - с потухшим, остановившимся взглядом после очередного "дурного" трипа, Мур - довольный, розовощекий и с горящими глазами. "Помнишь мою гитару?" - спрашивает грустно Питер. Гэри восхищенно кивает головой. "Хочешь одолжу?" - Грин все так же меланхоличен, погруженный в размышления о раздаче своего имущества, поскольку над его банковским счетом родственники уже давно установили опеку. Мур остолбеневает... но от гитары не отказывается. Еще бы! А через несколько месяцев Грин предлагает Муру простой обмен: Гэри продаст свой главный инструмент, и сколько бы тот не стоил - ровно за столько он отдаст свой волшебный "Les Paul". Вот так Мур стал обладателем неповторимой гитары Питера Грина. Всего за 160 фунтов. Правда, играть он на ней так и не смог. Не звучала она под пальцами Мура. Из всей этой истории Гэри вывел две морали: что есть на свете один великодушный гитарист - Питер Грин и что дело не в оружии, а в руках.

Миф о THIN LIZZY
и GARY MOORE BAND

Существует повсеместное заблуждение, что Гэри Мур входил в состав THIN LIZZY. Забавно, что даже некоторые энциклопедии черным по белому констатируют, что Мур был выходцем из этой команды. Не верьте. Единственный их альбом, в котором он играл "от и до", - "Black Rose" (1979 год). Правда, это самая знаменитая пластинка THIN LIZZY, но все-таки маловат повод для причисления Мура к группе. Он просто дружил с Филом Линоттом (Phill Linnott), а расставаться с друзьями Гэри очень не любил.
На самом деле, как раз в этот период впервые из подсознания Мура вылазят его детские фантазии: по образу и подобию Клэптоновской CREAM Мур собирает GARY MOORE BAND и в 1973 году выпускает единственный и никем не замеченный альбом, на котором, впрочем, все и закончилось. Неудачная попытка опять загоняет желания Мура на дно мозга, и уже в 1975 году он входит в состав COLOSSEUM-II. Теперь Гэри играет фьюжн. А на втором и третьем альбомах даже становится вокалистом. К Муру (правда, довольно опосредовано) приходит успех, что позволяет ему в 1978 году обратиться к сольной карьере.

Начало сольной карьеры и бесславная "Сила Г"

Мур не прельстился популярным в то время панком, а заиграл эдакую спокойную, душещипательную "музыку для взрослых", желавших танцевать и пить шампанское под современные, но романтические мелодии. Вот таким он со своими друзьями еще по SKID ROW Роу Линотом и Доуни и создал "Back On The Street". После чего решился вновь на рождение какой-нибудь собственной группы. В 1980 году таковой стала G-FORCE. Выпущенный ею альбом был настолько слаб, что окупился только через несколько лет, переизданный на диске, да и то за счет добавления концертных записей.
Обиженный, но упорный и не сдающийся, Гэри Мур уходит на время в тень, скрываясь за спиной знаменитого Лейка (Greg Lake).

Новый Мур:
образ металлиста

Сойдя условно со сцены, у Гэри Мура появилась куча времени для осмысления ситуации британской рок-музыки. И тут он осознал, что отстал от новых веяний. Оказывается хэви-метал успел уже закончить формирование своего знаменитого ответвления - спид-метала, который как раз в полную силу начал заявлять о себе. Мур подумал-подумал, поразмышлял над своей манерой игры и тягой погреметь во всю мощь гитарой, узнал, что тут гитаристу прощаются вокальные недостатки (а Гэри, ох, как мечтал попеть) и решил, что пора перевоплотиться в металлиста.
Мур быстренько записывает в 1982 году альбом "Corridors Of Power" и, отправляясь на очередные гастроли, заявляет о своем призвании того самого "металлиста". За альбомом 1982 года следует еще семь штук подобных, которые особой гениальностью не блещут, но и плохими их назвать нельзя. Конечно, в топ-десять ни американских, ни Британских таблиц ни один из них не попал, но зато Гэри Мур осуществил свою прихоть и решительно стал вокалистом. Да и продавались альбомы неплохо.
Так минуло семь лет. Мур прилежно трудился и поддерживал свой вымышленный образ металлиста, выполняя безукоризненно весь производственный цикл: работа в студии над альбомом - мировые гастроли по раскрутке данного альбома, увенчанные очередным триумфальным выступлением в Японии - отдых на тропических островах. И все по кругу. И вдруг терпеливому от природы Муру все надоело. "Я просто не мог уже больше сидеть, обложившись драм-машинами, пытаясь наметать хит-сингл. И полгода не играть с нормальными "живыми" музыкантами. А потом - на год в студию, делать следующий альбом! Мне хотелось сделать что-то новое, совершенно спонтанное. И я сказал своему менеджеру, что хотел бы записать блюзовый альбом, потому что эту музыку я начал играть еще ребенком и она долго была близка моему сердцу," - вспоминает Гэри Мур. А менеджер, к удивлению, согласился и даже более - горячо поддержал идею.

Из металлиста
в блюзмены

Неизвестно, производил ли Гэри Мур специально какие-либо расчеты, то ли просто поддался своей интуиции, а она его не подвела, важно одно: очередной бум блюза он предугадал верно. Предугадал - записал альбом - и победил: весь мир пал к его ногам.
Впрочем, и при записи своего первого блюзового альбома - "Still Got The Blues" (1991) - Мур оставался верен самому себе, используя те же уловки, что и раньше. А именно: во-первых, старые друзья. Дон Айри, коллега и по COLOSSEUM-II, и по металлическим альбомам, записывавшийся с RAINBOW и Оззи, снова был рядом. Во-вторых, поверенный в том же метале рецепт приглашения корифеев жанра. На последнем металлическом альбоме "After The War" пел великий и ужасный Оззи Осборн. А тут Гэри Мур притащил корифея электроблюзовой гитары - Альберта Кинга (Albert King). Правда, ему пришлось немало попотеть, чтобы задобрить своего знаменитого коллегу. "Поначалу было очень напряженно. Он понятия не имел, кто я такой. И прибыл исключительно из-за денег. Он вошел в студию и спросил низким раскатистым голосом: "Ну, что у тебя?" - "У нас версия "Pretty Woman" с вашего альбома "Born Under A Bad Sign". Он сказал: "Хочу послушать". А настроен он был воинственно. Мы поставили пленку, и едва дошли до второй строчки куплета, когда он вскочил и закричал: "Остановите пленку! Остановите пленку! Здесь должно быть "Sure as the rising sun", а не "She's the rising sun". А я-то почти неделю потратил на то, чтобы разобрать эти чертовы слова, которые все равно при микшировании почти похоронили, - и одно слово не так!.. Он распекал меня за это весь оставшийся день... " Но потом они даже сдружились, хотя Альберт Кинг все же так и остался учителем, а Мур - нерадивым учеником. Будет знать, как выставляться!
Вторым знаменитым гостем, которого решил заполучить Гэри Мур, оказался Альберт Коллинз (Albert Collins) (вообще, первый альбом практически весь состоит из каверов, собственных Муровских представлено только четыре песни). Они вместе записали ритм-энд-блюзовый стандарт техасского "классика" Джонни "Гитар" Уатсана (Johnny "Guitar" Watson) "Too Tired", на который вскоре был снят клип: Коллинз и Мур в какой-то техасской пустыне, где все полумертвое, и только будто бы настоящие блюзмены могут в такой обстановочке обмениваться палящими гитарными очередями.
Пришел помочь Гэри Муру и еще один талантливый человек - пианист Ники Хопкинс, человек незаметный, но незаменимый в рождении британского блюза, помогавший и ROLLING STONES, и группе Джеффа Бека.
И напоследок с Гэри Муром опять приключился счастливый случай. В каком-то ресторанчике он повстречал Джорджа Харрисона. Последний вроде бы как прослышал, что Мур делает блюзовый альбом и притащил ему кассету с песней, которую он предлагал Эрику Клэптону еще несколько лет назад, но Клэптон ограничился только демо-записью. Мур же был не дурак и взял то, что не пригодилось Клэптону, а в придачу еще и самого битла. В смысле, затащил Харрисона к себе в студию, - так Мур записал "That Kind Of Woman", обеспечив себе раскупку альбома еще и битломанами.
Неудивительно, что такой проект ждал триумф. Но все же на вершины поп-успеха альбом вознесла одна достаточно попсовая песенка самого Гэри Мура - "Still Got The Blues". Но и в этом Мур верен себе: как раньше в свои псевдометаллические альбомы он всовывал балладки в духе SCORPIONS, так и тут не смог обойтись без душещипательных слюнявых завываний.
А дальше все пошло-поехало, покатились по накатанной дорожке один за другим блюзовые работы - "After Hours" (1992) с опять-таки приглашенными гостями - на это раз "помогли" Би Би Кинг и снова Альберт Коллинз, "Blues Alive" (1993), "Blues For Greeny" (1995), "Dark Days In Paradise" (1997)...

Детские мании
Гэри Мура

До сорока лет Мур прожил вполне здоровым человеком. Всяческие профессиональные заболевания наподобие пост-подростковой гиперсексуальности, ранней импотенции, алкоголизма всех видов и коллекционирование гоночных автомобилей его счастливо минули. И можно было бы Гэри причислить к совершенно непробиваемому психологическому типу, если бы не одна его мания.
Гэри Мур обратился к блюзу и тотчас из глубин его подсознания восстал двуликий образ его детского кумира - Грин-Клэптон. И Мура понесло. Он начал без устали подражать своим богам. Уже на первом своем блюзовом альбоме Гэри попытался воспроизвести ту, впечатлившую его много лет назад, песню "All Your Love". И сыграл один из блюзов Питера Грина. На "втором" - опять несколько композиций из репертуара BLUESBREAKERS и FLEETWOOD MAC. На третьем, концертном альбоме, - та же история. Конечно, и Грин, и Клэптон - выдающиеся блюзмены, но ведь кроме них существует еще с десяток гитаристов не хуже, то есть выбрать есть из чего. И такое упорство в подборке материала объяснить, наверное, сумел бы лишь Фрейд. Быть то ли Клэптоном, то ли Грином - навязчивая идея Мура, а это - почти патология для взрослого размеренного мужчины.
Комично, но Гэри Мур попробовал облик и того, и другого.
Сначала был Клэптон. Поиграть в CREAM, наверное, мечтал почти каждый, кто знаком с тем временем. Воскресить его без Клэптона - это было неосуществимым безумием. Но Мур стал одержимым. Он приглашает две трети CREAM - Бейкера (Ginger Baker), барабанщика, и Брюса (Jack Bruce), басиста, и сам занимает место между ними. То бишь, превращается на время в Клэптона. Так в 1994 году появляется альбом BBM (Baker, Bruce & Moore) "Around The Next Dream". Конечно, шум в прессе был большой, некоторые даже поговаривали (конечно, шепотом, чтобы Клэптон не слышал): а вдруг заменит? Но после выхода альбома воцарилось гробовое молчание. Кажется, даже гастроли отменили. Не заменил...
А потом был и Питер Грин. Правда, FLEETWOOD MAC Гэри Мур не собрал. А записал что-то вроде музыкальной благодарности грустному добряку Грину (помнил Мур, помнил, как тот ему СВОЮ гитарку почти задаром отдал): "Я избегал очевидных хитов, таких как "Альбатрос", "Человек мира", "Ну, хорошо", потому что они уже почти превратились в замок из камня. Они были слишком личными песнями Питера Грина, и я чувствовал, что просто никак не смогу их сыграть. Я придерживался более грустной блюзовой стороны его музыки. Я хотел, чтобы получился блюзовый альбом. Я выбирал из периода от времени его работы с Джоном Мейэллом и до ухода из FLEETWOOD MAC. Питер оказал на меня влияние вот многих отношениях - и в музыке, и в жизни. Когда я еще жил в Дублине, он взял меня под свое крыло и очень помог в начале пути. Он был мне очень хорошим другом и тем музыкантом, которого я обожал и как гитариста, и как певца, и как сочинителя песен...".
Да, душевные порывы - это хорошо, вот только одними добрыми намерениями все же знаменит не будешь. А, что греха таить, "замена" из Мура вышла никудышная. Оба альбома - и "Around The Dream", и "Blues For Greeny" - откровенно скучны. И если первый просто ровный и безжизненный, то второй - до ужаса нивелированный и выхолощенный, нет Гриновской блюзовой надрывности и глубины, сплошная "безхарактерщина". И "les Paul" Питера, который Мур использовал при записи, так и остался пыльным - не звучит...

"Back To The Blues"
(2001 год)

Последняя работа Гэри Мура, в которой он наконец-таки избавился от своей постоянной однообразности и скучности. Да и название полностью оправданно - альбом весь просочен хорошими блюзовыми гитарными соло. Но при этом, игра живая и с массой оттенков. Такое впечатление, что Гэри Мур решил показать себя во всех аспектах сразу: недаром же он играл когда-то и хард-рок, и джаз-рок и еще Бог знает что. Оттенки кантри и свинга - "You Upset Me Baby", жесткий энергичный блюз в виде "Looking Back", балладный Мур наподобие "Парижских прогулок" - "Picture Of The Moon", чисто инструментальная мягкая "The Prophet"... Немного портит общее впечатление последний трек "Drowning In Tears" - фальшивящий вокал Гэри Мура на фоне ударных. Все-таки так и не научился Гэри петь блюзы. Но, в общем, альбом из сольников Мура, наверное, самый удачный - Гэри явно на верном пути, главное, чтобы снова не подкачал. Кто знает, что может придет в голову этому "блюзмену-металлисту"...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета