Бергер, Александр
Дети солнца. Ривайвл ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО


Недавно на студии Белтелерадиокомпании встретила я улыбающегося продюсера "ляписов" Женю Колмыкова. Нет, конечно, в том, что он улыбался, не было ничего необычного: Женя человек вообще такой... жизнерадостный. Однако что-то в его поведении заставило меня встать в журналистскую стойку ожидания сенсации. Бросив "у нас много новостей, и все хорошие, но обо всем - чуть позже", Женя распрощался со мной... Да, так и не раскрыв "военную тайну".

Только через пару недель, повстречавшись с еще одним приближенным к группе человеком - Сашей Бергером, - я удовлетворила свое - и, естественно, ваше - любопытство.

- Саш, насколько я знаю, последним детищем "ляписов" стал лейбл Дети солнца, презентация которого прошла недавно в Москве.
Александр Бергер (исполнительный продюсер лейбла): Да, наконец-то 17 мая случилось то, о чем мы так долго мечтали: в Москве прошла веселая и шумная акция под названием "Первый международный фестиваль солнечной музыки "Дети солнца"". В рамках этого фестиваля состоялась презентация нашего новорожденного лейбла Дети солнца и двух его первых релизов - один из них так же, как и лейбл, называется "Дети солнца" и имеет подзаголовок "Рэгги, ска, цыганщина", второй же сборник называется "Адисабеба. Русский народный ска".
Этот фестиваль был, с одной стороны, достаточно компактный: не такой глобальный, как "Максидром", конечно. Но, с другой стороны, проходил он в достаточно просторном клубе "Voodoo Lounge", и выступало на нем довольно много артистов. Открывала фестиваль очень веселая московская команда CABERNET DENEUVE - они играют музыку, которую сами называют "бастард-ска". Кроме исполнения собственных песен, CABERNET DENEUVE отработали и в качестве сопровождающего состава Карла Хламкина - известного в Минске рижанина, который является - если употреблять громкие слова - "одним из приоритетных артистов лейбла Дети солнца". Хламкин произвел на всех очень хорошее впечатление, публика славно повеселилась.
Потом было выступление "ляписов", которые показали совершенно новую программу, не сыграв ни одного своего старого, раскрученного хита, если, конечно, не считать таковым песню "Голуби". Ребята исполнили несколько совершенно новых песен, которые не слышал даже я, а уж тем более, зрители, и, тем не менее, все эти песни были приняты "на ура". Причем, выступление "ляписов" было абсолютно эксклюзивным: они играли с известным хип-хоповым ди-джеем Женей Лурье, участником московско-молдавской группы W.K.? и победителем престижного конкурса "GrandMaster DJ-2000". DJ Женя играл вместе с "ляписами" на вертушках, делал "живые" скрэтчи в песнях "Гоп-хип-хоп" и "Голуби". Это было очень забавно: "ляписы" со скрэтчами!!! В зале черт знает что творилось: народ, конечно, офигевал!
После "ляписов" выступали 2ВА САМОЛЕТА, которые не нуждаются в особых представлениях, далее - очень интересная команда ПАКАВА ИТЬ, которая известна тем, что репетирует и играет на улицах. Еще была у нас группа из Владивостока МЕКСИКАНСКИЕ ПЧЕЛКИ-УБИЙЦЫ, они что-то такое близкое к панку сыграли. Были группы W.K.?, NETSLOV, БЕРЛИН-БОМБЕЙ (побочный проект ЗАПРЕЩЕННЫХ БАРАБАНЩИКОВ)...
К сожалению, не выступили заявленные JAH DIVISION - легенда нашей рэгги-музыки... Как это обычно бывает на крупных фестивалях, не обошлось без разных накладок, и JAH DIVISION просто не дождались своего выступления... Но мы их обязательно будем приглашать на следующие наши акции, тем более, что на обоих сборниках лейбла есть треки JAH DIVISION.
- И как люди восприняли эту презентацию?
- На фестивале было очень много народу - представителей лейблов, прессы, - и для меня самого было неожиданным, когда люди подходили и говорили: "Вы такое дело замутили! Очень весело, давно такого не было в Москве".
То есть прошло все очень хорошо. И в ходе самого фестиваля, а также после него нам поступило несколько предложений о сотрудничестве как от рекорд-лейблов, так и от музыкантов.
- Предложения о сотрудничестве с Детьми солнца?
- Да, ведь все это подавалось как презентация лейбла, и всех артистов, выступавших на фестивале, мы представляли как артистов, дружественных нам. Это не значит, конечно, что все эти артисты - "наши", нет, мы вообще ни с кем не подписывали каких-то глобальных договоров. Это просто люди, которые поддерживают нашу идею - а мы пропагандируем позитивную, веселую, солнечную музыку без депрессий, свойственных "русскому року", без этих соплей, как Михалок говорит.
И еще один немаловажный момент: ни одна группа, которая участвовала в нашем фестивале, не подпадает под понятие "формата", который существует у нас, в России. Знаешь, ведь этот "формат", как железный занавес, не дает возможности многим артистам раскрыться! Все вокруг говорят группе: классно, отличная музыка, но почему-то ни по радио, ни по телевидению ее никто не крутит. Даже такие известные группы, как 2ВА САМОЛЕТА или "ляписы", постоянно с этими проблемами сталкиваются. Такие артисты поставлены перед выбором: или подстроиться под этот "формат" и менять что-то в своих композициях, слова, музыку - утяжелять, облегчать, делать ее менее танцевальной, более танцевальной - либо, соответственно, свыкнуться с мыслью, что они не попадут на радио и телевидение.
- Это у "ляписов" такие проблемы?!
- Ну а почему, спрашивается, "ляписов" не было на "Максидроме-2001"? Радио "Максимум" ведь первым стало их активно крутить, и в 1998-ом ЛТ совершенно сумасшедше выступили на сцене "Максидрома". Они тогда стали одним из главных открытий фестиваля, хотя тогда же был и МУМИЙ ТРОЛЛЬ, и кто-то еще, но "ляписы" выступили очень достойно. Вот хотя бы пресс-релиз фестиваля возьми: там написано, что это было самое веселое выступление за всю историю "Максидрома".
А сейчас... К сожалению, программные директора радиостанций очень сильно зашорены. Я знаю, как они к артистам относятся: если, допустим, им хоть раз показалось, что на группе можно поставить крест, то они этот крест ставят и дальше смотрят как бы сквозь группу, вообще ее не видят, что бы она там ни написала. Например, с песней "Голуби" было очень тяжело. Я ее сам развозил по радиостанциям. Но никто не хотел ее брать. И только когда на MTV-Россия клип пошел в эксклюзиве, потом стал самым ротируемым клипом марта, потом вошел во все эмтивишные десятки-двадцатки и уже четыре месяца подряд их не покидает, только тогда эту песню стали крутить и на "Русском радио", и на других станциях... Хотя "Максимум" ее не крутит до сих пор.
- Неприятие музыки "ляписов" со стороны радиостанций и презентация вашего лейбла - эти события как-то связаны друг с другом?
- Конечно, связаны. Потому что сразу у разных людей, у разных музыкантов мысли стали работать в одном направлении: зачем нам подстраиваться под чужие форматы? Может быть, нам просто нужно сделать свой формат?
Конечно, сейчас у нас нет ни финансовой, ни какой-то еще возможности открыть свое радио, свои клубы во всех городах, но постепенно все сдвинется с мертвой точки.
- Вы откроете собственное радио?
- Ну, пока про радио речь не идет, пока мы просто решили делать такие... нестандартные виды промоушна: если нас не берут на радио, мы будем делать фестивали, устраивать чемпионаты по футболу, по волейболу - чему угодно, делать какие-то велопробеги в знак протеста против консервативной политики радиостанций. Нам хочется действовать какими-то нетрадиционными, нестандартными методами, завоевывать аудиторию, грубо говоря, не сверху, а снизу. Вот мы сделали в Москве мини-фестивальчик, в планах - проведение уже большого фестиваля - не такого локального, как этот. Потому что первый фестиваль "Дети солнца", по большому счету, был промо-акцией: на нем не было "обычных" зрителей - мы сознательно приглашали только журналистов и людей из шоу-бизнеса. А вот летом мы хотим сделать фестиваль уже для народа, где-нибудь на открытой площадке.
Есть у нас также идея делать такие как бы выездные презентации нашего лейбла: в Минске - там сам Бог велел, - может быть, в Питере, Киеве. Сейчас, как я уже сказал, замечен какой-то интерес к нам со стороны ряда московских лейблов, которые предлагают сотрудничество. Видишь, мы просто показали людям, что есть целый пласт культуры, который никем не охвачен - грубо говоря, приходи, бери, издавай. И не может быть, чтобы в России не возникло интереса к такой музыке, так как к ней есть интерес во всем мире.
- Так если вам уже делают предложения различные компании, может, не стоило прилагать усилия и создавать собственный лейбл?
- Понимаешь, тот же самый Михалок и вся "ляписовская" компания не любят само это слово "лейбл". Они говорят: у нас не лейбл, у нас творческое объединение. Этот термин звучит несколько старомодно, но он, наверное, более правильный.
Лично я под лейблом подразумеваю не какой-то офис с секретаршей, а скорее, торговую марку. Есть брэнд Дети солнца, который обозначает определенную идеологию, философию и так далее. А диски под маркой Дети солнца могут выходить где угодно: на "Союзе", или на Real, или где-то еще...
- А эти два диска где вышли?
- Эти диски мы выпустили сами - при поддержке компании BULBA RECORDS, поэтому на альбомах стоит их логотип. Но это не говорит о том, что все дальнейшие релизы мы будем делать только с ними. Мы не связываем себя обязательствами перед кем бы то ни было - мы просто ставим свой логотип, и это своего рода наш маленький знак качества, как мы его понимаем.
- А более серьезным промо лейбла вы будете заниматься?
- Да. Сейчас наша главная задача - серьезно представить лейбл на форуме "Forte Riga" - мы едем туда именно как Дети солнца, как новый лейбл. Мы повезем в Ригу первый тираж наших дисков... И, собственно, после того, как в Риге произойдет общение с разными рекорд-лейблами, с инвесторами и так далее, мы будем делать для себя какие-то выводы. Хотя уже сейчас можно сказать, что есть несколько артистов, которыми мы обязательно будем заниматься: это Карл Хламкин, группы ТТ-34 (Гомель), W.K.?, CABERNET DENEUVE...
А вообще, мне вот что очень нравится: сейчас очень мощная энергетическая волна идет от Михалка. Он отнекивается, не хочет, чтобы его выставляли на первый план как "лицо лейбла", но от него действительно идет очень многое. И то, что сейчас происходит с "ляписами", на мой взгляд, - это действительно comeback такой, ривайвл. Ренессанс. В их головах рождается огромное количество разных идей. Например, вот недавно они начали делать серию мультиков, очень смешных, вроде Бивиса и Баттхеда, но белорусских. Очень забавных и интересных как по технологии, так и по смыслу. Это, на самом деле, такая социальная реклама. Первый мультик, например, посвящен тому, что детям не нужно употреблять клей. Там такие два дауна белорусских, Саша и Сирожа, купили клей, чтобы "посмотреть мультики", и не знают, что с ним делать. Сначала решили его покурить, потом клизму сделать - но ничего у них не получилось. Ну и вывод такой: "дети, не употребляйте клей, иначе вам будет конец".
...Да, у "ляписов" куча проектов. Вот еще сказки собираются издавать. На сборнике "Адисабеба", про который я уже говорил, последним треком идет сказка, записанная Хламкиным, Женей Колмыковым и еще кем-то. Какая-то псевдо-африканская, непонятная совершенно... Радиопостановка театра Бамбуки называется. "Ляписы" хотят целые сборники таких сказок делать, а еще книжки издавать - со стихами для детей. Короче, так поперло людей, что это очень радует. Даже если только это будет - уже хорошо, а тут еще реальное ответное движение есть: и со стороны ЗАПРЕЩЕННЫХ БАРАБАНЩИКОВ, и со стороны 2ВУХ САМОЛЕТОВ. И Егор Никонов из группы БА-БАНКЪ (он тоже занимается ска-музыкой) нам сказал: ребята, все классно, давайте вместе будем делать фестивали, концерты. Вот так все пошло. Сейчас, конечно, не идет речи о том, чтобы сделать какой-то коммерческий лейбл: на данный момент в него больше вложений, чем отдачи. Но мы к этому готовы - а главное, "ляписы" к этому готовы - они понимают, что это действительно нужно. Это хорошо.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета