обзор


Divine Comedy
Regeneration


(p) 2001 The copyright in this sound recording is owned by EMI Records Ltd.


(c) 2001 EMI Records Ltd.

11tks/49mins


Если последние вещи RADIOHEAD вызывают у вас нервную параноидальную дрожь и разрывают мир на осколки неспетых молитв, если OASIS уже не кажутся психоделическими и кругленькими, как очки Леннона, если от COLDPLAY вам становится холодно, а американская музыка с ее гитарным размахом и эпической широтой не находит у вас в сердце соответствующей полочки, DIVINE COMEDY - то, что нужно. Их очередной альбом более тонкий и неуловимый, чем предыдушие, он ни на что не похож, разве что немножко на раннюю "радиоголову" при весомом отличии - эта музыка очень теплая, в нее можно кутаться, как в шарф или яркий полосатый свитер.
В чем-то это похоже на творчество Джеффа Линна и ELO. Впрочем, разница есть - здесь используется немыслимое количество инструментов, где-то там разливаются соловьями струнные, клавиши ласково так подрагивают под пальцами - но все эти части звучания гармонируют совершенно особым способом - ничто не выходит на передний план. При этом ничего не смешивается - все тихо, красиво и аккуратно. Если, конечно, вы намеренно решите распознать скрипки - вы их услышите. Если нет - будет просто Музыка, тонкая, сотканная из хрупких мелодий, соединяющихся кончиками ресниц. Гладкий и чистый нео-брит-поп, облагороженный "умным" арт-роком, минимум шума и экстремальщины, максимум спокойствия и депрессивно-солнечного надрыва. Если альбом слушать не подряд, он может показаться однообразным. На самом деле все песни очень разные, но замечательно подогнаны друг к другу, они перетекают из себя во что-то еще, вбирают это "что-то" и вырываются назад уже обновленными. Со второй же песни и первого откровения в виде божественной "Bad Ambassador" альбом слушается как что-то неразрывное - эта песня врывается в весенний разлив "Perfect Lovesong" - где, как утверждается в самом тексте, присутствует "божественная басовая линия BEATLES и гениальное старенькое звучание BEACH BOYS". После этого гимна 60-м с меняющимися гармониями и воздушными потоками звуков почти без пробелов идет весенняя "Note To Self" с темной колюче-ржавой истерикой в конце и опять же переходит в душераздирающую "Lost Property" с нарастающими рыданиями оркестра и пронизывающим до зуда в спине вокалом Нейла. Незаметно скребется с внутренней стороны кожи "Eye Of The Needle" с синеватого далекого оттенка трубой, рисующей ночь на обратной стороне век, и печальными солнечными лучиками синтезатора. Дальше - "Love What You Do", просто дико красивая и "Dumb It Down" - теперь уж полные RADIOHEAD, только не старые, а какие-то альтернативные... если бы решили пойти именно таким путем. А если бы решили остаться, где и были - вышла бы следующая далее "Mastermind". Впрочем, на этом кивки в сторону мэтров заканчиваются, и следует еще несколько безукоризненных песен. Нет явных "хитов" и "песен-добивок", все имеет смысл, все сделано очень профессионально и явно не тянет на развлекательный "поп-продукт". Это уже какое-то совершенно новое блюдо для настоящих гурманов. Жалко, что вам не пришло в голову заказать его на первое.
Вы когда-нибудь испытывали дикую, неприрученную печаль от созерцания чего-либо очень красивого, выворачивающего чувства наизнанку? Речь идет не об орошении заката банальными слезищами (это у людей неуравновешенных), а о более глобальных вещах: когда счастье рифмуется с поистине душераздирающими эмоциями, когда от красивой музыки хочется умереть, чтобы пребывать с ней в вечности, когда случайно открытая книга отвечает на тот вопрос, который вы даже не смели задавать, а радио разражается, как потоп, песней, которую вы сочинили во сне три года назад и вспомнили только что? Подобные чувства порождают именно такую музыку, которую делают DIVINE COMEDY. А какие чувства испытывает их слушающий - это пусть каждый решает сам. Т. Замировская

© 2005 музыкальная газета