обзор


V/A
Вольныя танцы. Альтэрнатыва_by


(p) & (c) 2001 Беларуская музычная альтэрнатыва


21tks/75mins


Новый сборник "БМА" - самый настоящий, потому что собраны на нем достижения белорусскоязычного рока за последний, то есть 2000-й год. Те, кто в течение этого года выпустили альбомы, песнями с них и представлены. Те, кто тихонечко подрастал вдалеке от Минска, "выстрелили" почти хитами. В итоге на этот раз вместо привычных депрессивных напевов мы получили больше двух десятков развеселой и оптимистичной (в большинстве) музыки, лишенной нудных стенаний и политически целеустремленной лирики. Иными словами, белорусская музыка наконец-то доказала, что может быть модной, припопсованной и массовой. Это, наверное, плюсы. (Да, кстати! И оформление - тоже!)
Теперь о минусах. В глаза бросаются первым делом склонности составителей диска к концептуализации, вследствие чего у нормальных групп были отобраны далеко не лучшие песни. Снимите с ушей байки про то, что в первую очередь обращали внимание на качество записи - звучанием группы АЙША можно подло убить с десяток звукорежиссеров, а песню-то вставили, потому что хорошая. Хотя, с другой стороны, материал LONG PLAY записан настолько классно, что о достоинствах самой песни как объекта художественного не подумали. А у POSTSCRIPTUM все песни достойно записаны - а выбрали далеко не "хит". Равенство чтобы было? Чтобы менее талантливые не завидовали?
Еще поражает элементарная безграмотность некоторых групп - ладно, не знать буржуйского инглиша (после глагола "listen" идет предлог "to", а не слово "disco"), но если уж ради попадания на престижную пластиночку менять ориентацию на "мясцовую", стоит подумать о том, что слова "цемната", например, в белорусском языке нет. "Цемра" есть. А "цемната" - это для тех, кто смотрит БТ (только пусть кто попробует сказать, что это для ритма! Музыка меняться может, как ей угодно - язык же статичен и уникален). А если к "цемнаце" присовокупить еще и "танцую" (так, конечно, можно, но "танчу" уже давно считается более правильным)... Люди, можно ж было не напролом с русского переводить, а как-то ассоциативно, все-таки в Лингвистическом учитесь...
Теперь почти объективно о музыке.
ЦЯНІ-ТАЛКАЙ - почти белорусскоязычные ЛЕПРИКОНСЫ, только с более-менее нормальным чувством юмора. В общем-то, мило, потому что без претензий и весело.
LONG PLAY, "Адлятаю-таю". Так себе. Кажется, что сочинялась как-то наспех, со стремлением ухватить и закомпилировать как можно больше своих же фирменных "фишек". Группа зверски талантливая, но иногда выдает какие-то совершенные непонятности... Зато лирика явно посвящена актерскому дебюту Бьорк.
N.R.M. - ремикс на "Katlet-matlet" от DJ Хоку. Таинственный ди-джей (знаю, кто - но не скажу) явно обладает вкусом (по-моему - самая лучшая вещь альбома N.R.M.), но не обладает достаточной техникой для ремикширования. Вышло что-то банально-танцевальное с интересными шумами - а вот если бы в духе молодого Резнора, басов побольше, скрэтчей, инфернальности...
EXIST, "Адкуль" - одна из лучших вещей сборника. Замечательно сыгранный истерический арт-хард-фанк с умным текстом, мелодичной музыкой, дикой и рваной формой, плюющей на "хитовые" принципы "куплет-припев". Правда, звук отчего-то наводит на мысли, что сводилось это дело на домашнем компе. Приятно, в творческом плане у группы есть ВСЕ, кроме спонсоров... Но спонсоры - это дело скорей техники. Найдут.
THE DZVIERY с милой классической песенкой про чайничек, которым с образовательной целью били в морду дядю Леню и всяких зверюг, просто обезоруживают и заставляют тупо улыбаться. Добрая меланхоличная песенка, звучащая и сыгранная в духе 60-х, очень интересный женский вокал без "модных" придыханий и пришептываний, от которых в ушах чешется. Жаль, что это не белорусское достояние, а польское.
КРАМА, "Дай мне шанец". Ну, КРАМА и КРАМА. Классная группа. Это и так все знают.
POSTSCRIPTUM, "Кароль залатой травы" - группа все хорошеет и хорошеет. Фолк становится более космополитичным, ритмика - более свободной, сыграно профессионально, барабанчики такие шуршащие, вокал вразнос да по полям... разве что песни на новом сингле можно найти и поинтереснее.
СMOKIE, "Дзеці". Не знаю, чем старый вариант названия им не понравился. Во-первых, если я не ошибаюсь, при написании классической "латинкой" надо "cmoki". А если задумывалось не классической, то тогда на SMOKIE уж больно смахивает. Зато песня - чуть ли не лучшее из всего, что группа делала. Красивая и вкрадчивая вещь "а-ля брит-поп", напоминающая господина Борзова - ровные гитары, "хитовая" мелодия, скрипка совершенно к месту - как будто в какой хит-парад нездешний метили.
ІМПЭТТ, "Зусім няпроста" - неплохой наэлектризованный поп с размашистым женским хором-дуэтом имени Долорес О'Риордан и жутко привязчивой музычкой. Очень по-европейски звучит. Тоже как бы хит.
KRIWI, "Hannatchka" - тут можете оставить душу в покое, перестать мучить слуховые анализаторы и левое полушарие и предоставить всем органам возможность выплакаться во всю ширину Вселенной, очиститься от неприятных звуков и воспоминаний. Это уже не белорусской "фолк" - это какая-то неземная world-music. Приведите Питера Гэбриэла!
HAPPY FACE, "Рай". Грязный и злой панк с привычными гармониями... У-у-у-у, люди, ну есть же ЕЩЕ много хороших групп... PEARL JAM, например... или SONIC YOUTH...
НЕЙРО ДЮБЕЛЬ, "Амэрыканец". Наконец-то, луч света - одна из самых душевных песен самой душевной белорусской группы, причем для этого диска специально запевшей по-белорусски! Милая рэгги-песенка о том, что надо убить (в себе!) американца. Подсказываю название для нового шедевра - "Убить телепузика". Джа растафарай!
САД, "Народная". Что-то частушечное, панковское, с баянчиком. Не поняла.
АКРУГА ВОЛЬНАГА МАСТАЦТВА, "Камень". Жаль, что начинается очень похоже с тут же представленной композицией БЕЗ БИЛЕТА. Группа стала более вокальной, чем инструментальной. Замечательное настроение, очень тонкий эстетский фолк, монотонные гитарки, диковатая флейта (не "блок", а оркестровая такая), нарастающий кодический темп, умеренный шаманизм.
ПАЛАЦ, "Дзеука-сямілетка". (Лолита, что ли? Нестыковка в возрасте, однако.) Хорошая песня со странным контентом. Поймал, видите ли, на улице лирический герой ребенка и начинает ему загадки загадывать. Знакомый сценарий. Хочется думать, что нимфетка помнит, что ей наказывали родители касательно любопытных дяденек, и вот-вот врежет лирическому герою по морде (редакторская правка - чайником), после чего громко побежит в людное место. Но в песне про это не поется. Стоит надеяться, что дитя вернулось в отчий дом нетронутым. На это намекает жизнерадостная, оптимистическая мелодия.
ЗЕЛЕНЬ ДАРОГ, "Крыльле". Достойная и выдержанная вещь, очень стильная и чуть диссонансно аранжированная, с широтой. Фолковость в данном случае какая-то восточнославянская - песня страшно напоминает творение Инны Желанной "Из-под свет заря". В принципе, если группа знает и любит творчество Инны, это может вызвать только дополнительное уважение.
АЙША, "Екагама". Проект этот чем-то связан с ВООБРАЖАЕМЫМИ ЛЮДЬМИ (не городом Гродно, из которого все и вышли, а людьми - тутошняя вокалистка там на бэках), но звучит гораздо лучше, роковее и трогательнее. Группа играет красивую, умную, депрессивно-светлую и очень странную музыку. Танцевать под нее нельзя, но слушать - распахнув душу. Мало того, они еще и играют здорово и - что важно! - ни на что не похоже. Данная песня, с ее тихими дождевыми гитарками и обезоруживающим выразительнейшим вокалом, лично у меня пока на этом компакте любимая.
ULIS, "Першы сьнег". Правильно, после иммигрантских мыслей, роящихся в лирике гродненских талантов, впору поддерживать настрой самой жизнерадостной песней с альбома ULIS, что не мешает ей быть самой загрузной вещью на этом сборнике. И в то же время самой монументальной.
UR'IA, "Зялены дубочак". Тоже ремикс. Хороший ремикс. Прекислотный такой, барбитуратный, мескалиновый. Укуренные CHEMICAL BROTHERS, которых окунули в белорусскую аутентику, предварительно облучив белорусским же солнышком. Кстати, есть такой проект IMPEDANCE. Есть-то он есть, а на диске его почему нет?
БЕЗ БИЛЕТА, "Мая краіна Беларусь". Надо было с ЭТОГО диск начинать, а не с какого-то диско...
ZET, "Нармальна". Чиста нармальна, взяли у громкой драйвовой группы самую спокойную песню. И самую попсовую. Пусть и в хорошем смысле. Пожалуй, прав был некий журналист (простите, не помню имени!), вопрошавший на "прессухе" "БМА" про хардкор: где он, родимый, где, почему списали такой модный стиль в непроходимый андерграунд?
Резюме: лучше, чем предыдущий диск. И даже лучше, чем самый первый. Значит, прогрессируем. Хоровое "ура".
P.S. И все-таки 21 песня - это многовато. Наверное, они выбирали по принципу "у кого короче", чтобы все поместились. Забыв про английскую мудрость о том, что "важен не размер". Т. Замировская

© 2005 музыкальная газета