Hopkin, Mary
Не просто Мария...


Есть такая расхожая шутка: "Родился сам - помоги родиться другому!" Для артистической среды она звучала бы, наверное, так: "Раскрылся сам - помоги раскрыть свой талант другому!" Действительно, многие поп-звезды, покорив все мыслимые и немыслимые вершины шоу-бизнеса, начинают безвозмездно помогать пробиться молодым дарованиям: учреждать стипендии, организовывать фонды, финансировать записи и проч.

Один из ярких примеров такого похвального отношения мы находим в истории группы BEATLES, которая в 1968 г., учредив фирму Apple, занялась поисками молодых талантов. Среди них оказались Billy Preston, квартет BADFINGER, James Taylor и самая яркая битловская "находка" - певица Мэри Хопкин (Mary Hopkin).
Может быть, ее артистическая карьера так бы и ограничилась пределами родного Уэльса, если бы не два фактора. Первый - интуиция опекавшего ее Пола МакКартни и почувствовавшего, какая именно по характеру песня подойдет для дебюта девушке с подобными вокальными данными, и второй - наличие самой песни, которой, как ни странно, оказался наш родной русский романс "Дорогой длинною", написанный еще в 20-е гг. уже прошлого века. Так вот, сочетание этих двух факторов и привело 18-летнее дарование к пику всенародной любви и славы.
Мэри родилась 3 мая 1950 г. в Уэльсе. Ее детство и юность прошли в небольшом городке Понтердо. С юных лет она увлекалась валлийской культурой, особенно музыкой, пела народные песни под аккомпанемент гитары, которой овладела самостоятельно. В 17-летнем возрасте была солисткой квартета SELBY SET & MARY и выступала с ним в различных клубах.
В середине 60-гг. на британском независимом ТВ существовала еженедельная (!) музыкальная программа для непрофессиональных артистов "Opportunity Knocks". Пройдя в начале 1968 г. предварительное прослушивание, Мэри выступила в вышеупомянутой программе 4 мая 68-го с песней "Turn! Turn! Turn!" (известной композицией американского фолк-певца Пита Сигера с текстом из Библии) и победила.
"Opportunity Knocks" смотрела популярная британская модель того времени Твигги, водившая дружбу с Полом МакКартни. Она и сообщила последнему о талантливой девушке. Спустя несколько дней Мэри получила телеграмму из Лондона с просьбой связаться с фирмой Apple. Девушка позвонила и услышала в ответ незнакомый мужской голос с ливерпульским акцентом. Впрочем, тут же выяснилось, что голос этот очень даже знаком миллионам людей во всем мире - это был Пол МакКартни. Знаменитый битл поинтересовался, не сможет ли мисс Мэри подъехать в Лондон на прослушивание.
Стоило ли спрашивать!? На следующее утро у ворот дома семейства Хопкин стоял "даймлер" с шофером. Мать и дочь отправились в столицу. В тот день девушка записала демо несколько песен, и Пол немедленно предложил ей контракт, а потом и песню - ту самую "Дорогой длинною" (в английском варианте "Those Were The Days").
По некоторым данным, эту русскую, типично кабацкую вещицу с цыганским надрывом МакКартни впервые услышал еще в 1964 г. в каком-то лондонском клубе в исполнении ее якобы автора Джина Раскина (Gene Raskin). Однако наши (в смысле бывшие советские) источники указывают на тандем Б. Фомин (музыка) - К. Подеревский (слова). Возможно, Раскин просто написал английский текст. Так или иначе, Полу показалось, что именно эта вещица как нельзя лучше подойдет его подопечной с ее юношески чистым, ручеистым голоском. Прецедент уже был: в 1965 г. австралийская группа SEEKERS смастерила суперхит - из чего бы вы думали? - из русской народной песни "Из-за острова на стрежень"! (В англоязычном варианте - "Carnival Is Over".) Так что, оказывается, хиты клепали еще во времена Стеньки Разина!
В июне под руководством Пола началась запись "Those Were The Days", причем с типично битловским размахом песню записывали одновременно на английском, немецком, итальянском, испанском и французском языках! В конце августа сингл был подготовлен к выпуску в Англии и США. И тут выясняется, что (большей "подляны" нельзя себе и представить!) эту же песню выпускает - причем в тот же самый день, 30 августа! - популярная британская певица Сэнди Шоу (Sandie Shaw), у которой к тому времени было уже не менее полутора десятков хитов и устоявшееся имя в шоу-бизнесе.
Удар пришелся, так сказать, под самое "дыхало"! "Это больше не моя песня, - заявила огорченная девушка. - Все, что я исполняла до сих пор, было спето до меня и другими артистами, но вот эта песня, как я чувствовала, станет по-настоящему моей". Штаб-квартира BEATLES, однако, не дремала. Музыканты закупили место в нескольких британских музыкальных газетах и дали рекламу следующего содержания: "Послушайте, как Мэри Хопкин поет "Those Were the Days", послушайте версию Сэнди Шоу - и выберите ту, которая понравится вам больше".
Сорокапятка, украшенная фирменным значком Apple - зеленым яблоком - начинает осторожно подниматься в британских хит-парадах: 18-е место, 6-е, 3-е... и к концу сентября 1968-го сшибает битловскую "Hey Jude" с вершины чартов! Через несколько недель вся Европа распевает "those were the days, my friend, we thought they'd never end..." на 5 языках; некоторое время спустя к ним добавляется и русский. Романс, который лет за 30 до описываемых событий исполнял только эмигрант Александр Вертинский, возвращается на родину и попадает в репертуар многих тогдашних советских "эстрадников"! В США пластинка поднялась до 2-го места, а ее общий тираж на тот период составил 5 миллионов экземпляров (итоговая цифра по некоторым данным - 10 миллионов). Диск стал самым успешным синглом фирмы Apple (да-да, "переплюнув" даже все малые диски BEATLES!). Версия же Сэнди Шоу сгинула без следа.
После чего юная звезда, еще не достигшая и двадцати лет, попала в стремительную карусель шоу-бизнеса, подразумевающую и многочисленные интервью, и бесконечные гастроли, и более чем частые выступления на радио и ТВ. После большого турне по Англии с покорителем дамских сердец Энгельбертом Хампердинком, Мэри отправляется за океан - в США (где, помимо прочего, появляется и на суперпрестижном "Шоу Эда Салливана"), Канаду, Аргентину, Чили, Бразилию. И все это - имея лишь одну хитовую пластинку!
Трудно сказать, была ли это политика Apple или "напряженка" со временем в силу указанных выше причин, но факт остается фактом: следующие записи певицы - дебютный альбом "Postcard" и второй сингл "Good-bye" вышли, соответственно, лишь в феврале и марте 1969-го. Альбом поступил в продажу 21 февраля и содержал 14 композиций, одна из которых даже принадлежала перу продюсера ливерпульской четверки Джорджу Мартину (George Martin), еще три - знаменитому в те году Donovan, снискавшему в середине 60-х славу "американского Дилана". Диск поднялся до 3-го позиции британского списка бестселлеров. Сорокапятка "Goodbye" с композицией МакКартни, вышла одновременно в 28-ми странах и заняла 2-е место на родине и 13-е - в США.
Год прошел в гастролях и теле-шоу со звездами типа Andy Williams, Tommy Steel и Tom Jones, а в 1970-м певица была избрана представлять Великобританию на 15-м конкурсе Евровидения. Песню-претендентку отбирали более чем демократично: Мэри Хопкин в течение 6 недель выступала на теле-шоу Клиффа Ричарда (Cliff Richard), каждый раз исполняя по новой композиции, а в последней, 7-ой передаче, исполнила все шесть, после чего телезрители проголосовали за наиболее приглянувшуюся. Ею оказалась "Knock Knock Who's There?". Конкурс, проходивший в Амстердаме, собрал теле-аудиторию в 400 миллионов зрителей. Мэри заняла 2-е место и в том же году представляла фирму Apple на всемирной выставке "Экспо-70" в Японии. Огромная толпа фэнов встречала девушку в аэропорту Токио. Это было действительно всемирное признание. И все же...
В архивах автора этой публикации сохранилась любопытный материал из советского (ныне российского) журнала "Ровесник" за 1970-й год. В те годы это издание было чрезвычайно подкованным в смысле идеологии и не позволяло себе "ничего такого". Поэтому заметка о певице была выдержана в нужном ключе и содержала обязательную "ложку дегтя". Цитирую: "И все же Мэри Хопкин до сих пор чувствует себя неуютно в мире шоу-бизнеса. Она порой неловко держится на сцене, и иногда ей кажется, что ее коллеги не те люди, обществом которых она должна дорожить".
Вы будете смеяться, но на этот раз это была чистая правда! "Я чувствовала, что от меня уходит что-то хорошее, что я вдруг стала собственностью других людей. И решения принимали они. Я осознала, что в шоу-бизнесе я не буду счастливой. И я была вынуждена уйти из него", - призналась певица много лет спустя. Записав еще пару синглов и альбом "Earth Song Ocean Song" артистка покидает Apple.
Справедливости ради следует заметить, что была и еще одна причина: к этому времени девушка вышла замуж за известного продюсера Tony Visconty. Потом - рождение ребенка и последний сингл с символичным названием "Mary Had A Baby"... Несколько лет спустя ее имя ненадолго появляется в музыкальной прессе: певица на фирме своего супруга Good Earth записывает песню "If You Love Me" и пластинка даже ненадолго попадает в хит-парад (32-е место весной 1976 г.).
С тех пор Мэри Хопкин, вырастив сына Моргана (который пошел по стопам матери и стал музыкантом) и дочь Джессику, тихо и спокойно живет в городке Хенли-он-Темз. Она редко встречается с журналистами, эпизодически записывается с валлийскими группами, иногда выступает на концертах других артистов в качестве "специальной гостьи". В ее распоряжении имеется около 40 композиций, записанных с теперь уже экс-супругом Тони Висконти в 70-е гг., но она, судя по всему, вовсе не намерена выпускать их. В мае 2000-го года в честь 50-летия певицы, три года в международном шоу-бизнесе которой буквально сделали ее национальной героиней Уэльса, по валлийскому телевидению демонстрировался документальный фильм о жизни и творчестве артистки.
Конечно, большая часть публики помнит Мэри Хопкин по одной-единственной песне, но даже если так - значит, жизнь прожита не совсем зря?


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета