статья


Godsmack
на что только ни пойдешь



Всего только два года назад GODSMACK были настоящим откровением для всей Новой Англии. Местной таинственной группой с кучей материала и своеобразным звучанием. В течение нескольких месяцев они записали альбом, продающийся сегодня миллионными тиражами и установивший рекорд по продолжительности пребывания в "Billboard Active Rock Charts"; плюс несколько бостонских "Music Awards" и сотни штормящих "живых" выступлений, музыка на которых, подобно лопастям вертолета, с оглушающим шумом врезается в мозг присутствующих. После появления на телевизионном шоу "Поздно ночью с Команом О'Брайеном" последовали весьма лестные отзывы в популярных музыкальных изданиях, типа "Rolling Stone", "Alternative Press", "Guitar World", о группе, играющей сугубо тяжелый и вдумчивый хард-рок, и, несмотря на малый бюджет, сумевшей создать нечто устрашающе таинственное.

"Сейчас, - говорит вокалист Sully Erna, - мы четверо смотрим друг на друга в недоумении. Ведь весь этот созданный материал слишком хорош, чтобы быть правдой. Когда мы услышали, что альбом стал платиновым, то просто выпали в осадок, поскольку все еще находились по впечатлением "золотого" успеха альбома".
Тем не менее, успех этот не спонтанен. В поддержку записи GODSMACK не брезговали выступлениями в небольших клубах Бостона и ни в коем случае не имели права отказываться от более заманчивых предложений. Игра перед огромнейшими аудиториями на нескольких "Ozzfest" и скандальном "Woodstock'99", еще и перед легендарными BLACK SABBATH, была настоящим откровением для GODSMACK, постепенно вливающегося в поток мирового рока.
В туре BLACK SABBATH возложили на себя опекунские обязанности над музыкантами из GODSMACK. И были, по словам последних, по-отечески терпимы к молодым звездам. Однажды, между концертами Sully бродил по окрестностям с гитаристом BS Tony Iommy. Вокалист GODSMACK, наверное, чтобы заслужить расположение старшего товарища, на свою голову признался, что любимая его песня у SABBATH "Heaven & Hell". Тони с сожалением отметил, что во время предстоящего выступления они не смогут ее исполнить в виду сильной загруженности Оззи. На что Sully выпалил: "Я могу спеть эту песню!". Эти слова не были расценены как блеф, и Салли на следующий день пришлось держать ответ за свой длинный язык. Скажу только, что выступление состоялось, а 100 000 фэнов просто на головах стояли от такого поворота событий.
Если обратиться к названию молодой группы, то музыканты ее имеют на этот счет свою историю, только с одним "но", заключающемся в абсолютном отрицании происхождения названия их команды от песни ALICE IN CHAINS "Good Smack". Просто однажды хороший друг музыкантов явился на репетицию с какой-то отметиной на лице, что сразу же стало причиной/объектом всеобщих шуток и насмешек. На следующий день Sully пришел в студию с такой же штукой на лице, и никак не смог объяснить откуда она взялась. Кто-то предположил, что Господь таким способом наказал, т.е. "отметил" его за то, что он накануне дразнил своего приятеля. Отсюда и "Отмеченные Богом", GODSMACK.
История команды начинается примерно в 1994 г., когда приказала долго жить группа STRIP MIND, в которой нынешний вокалист GODSMACK Sully Erna исполнял обязанности ударника. Годом позже, почувствовав новый творческий порыв, он позвонил хорошему другу Robbie Merrill, владевшему бас-гитарой, с предложением немного поиграть. Для этого им вскоре понадобились гитарист Lee Richards и барабанщик Tomme Stewart. Однако последние два недолго задержались в группе. Новым гитаристом стал старый друг Sully Тони Ромбола. Салли же пришлось снова сесть за ударную установку и оттуда вещать свои вокальные партии до прихода Joe Darko, не продержавшегося в основе и года. Он был заменен вернувшимся Стюартом.
Итак, на сегодня состав GODSMACK выглядит следующим образом: Sully Erna - вокал, Tony Rombola - гитара, Tommy Stewart - ударные, Robbie Merrill - бас.
Свой новый материал группа записала на инди-лейбле Superdups за небольшую по нынешним расценкам сумму в 2 500 у.е. Деньги взяли у хорошего друга, а сам дебютный альбом был записан в рекордные три дня. Единственным же заведением, согласившимся продавать альбом GODSMACK, стал магазин "Newbury Comics". Диск расходился очень медленно, но с мертвой точки дело сдвинул ди-джей местной радиостанции "WAAF". Он начал крутить песню "Keep Away" ежедневно. Тем временем коллектив выполнял свою повседневную работу в клубах Бостона, где привлек внимание менеджера группы EXTREME Пола Гири, который взял GODSMACK под крыло своей компании PGE. После этого пластинка GODSMACK начала расходиться по 1000 копий в неделю. Некоторые крупные лейблы стали интересоваться дерзкими новичками, чей альбом продавался лучше, чем у их именитых артистов. Последовали деловые встречи с несколькими заинтересованными компаниями. GODSMACK решили "отдаться" Republic/Universal в июле 1998 г. Все посчитали, что группа просто обязана выпустить новый альбом на мейджоре. Все, но не сами музыканты. Их дебютник продолжал отлично продаваться, поэтому последовало лишь его переиздание под названием "All Wound Up". Из начального варианта была убрана песня "Going Down", а добавлена "Someone In London" и "Get Up, Get Out". Единственной, полностью переделанной песней стала "Mon Baby". Повсюду в альбоме музыканты бросаются в разные музыкальные крайности. Так, "Timebomb" адресуется каждодневному тяжелому давлению и так нелегкой жизни, и жестоким ударам судьбы. "Immune" повествует о неких городских вампирах, высасывающих индивидуальность из своих жертв, заставляя их повиноваться и навязывая свой образ жизни. Наконец, "Woodoo", основанная на причудливой эпопее из фильма "Змея и Радуга", овеянная скорее кинговской таинственностью.
И все-таки, беспрестанно гастролируя, получая музыкальные награды и раздавая интервью и автографы, музыканты собрались с силами для записи следующего альбома.
Им стала пластинка "Awake", названная по песне из предыдущей работы группы. Альбом, продюсированный Mudrock'ом (Powerman 5000), не несет в себе ничего, кроме громкого и тяжелого рока. "Awake" намного глубже и разностороннее по своей тематике, чем его предшественник. Возможно, некоторая лирика в альбоме достаточно агрессивна и резка. Но в ней нет отрицательных эмоций. И она вполне позитивна.
Именно тяжелые, тягучие и мрачные, но запоминающиеся и красивые мелодии, ставшие визиткой GODSMACK, принесли трехкратную платину их новому творению. Своими бушующими live-выступлениями музыканты доказали не счастливую случайность, а очевидную закономерность попадания сразу нескольких своих синглов на вершину "Billboard Active Rock Charts". А смогли они там удержаться более 53 недель.
Немногочисленные срывы на альбоме можно списать на тот факт, что весь материал писался во время безостановочного турне, когда музыканты метались, как теннисный мяч, между Америкой и Европой, создавая свой собственный образ. "Ozzfest" был единственным фестивалем, где GODSMACK выступал под чьей-либо опекой (самих BLACK SABBATH!), в остальном музыканты полагались на собственные возможности.
Действительно, лирика, написанная в дороге, передает непосредственность ощущений самого Sully Erna. Были дни, когда он просто не мог писать, пребывая в отличном настроении. Когда дела шли хорошо, рождалась музыка, а не стихи.
Один из треков на "Awake" - результат затянувшейся судебной разборки. Помните друга, одолжившего те 2500$ для дебютной записи команды? Так вот, эти деньги назад он отказался принимать, а решил захапать 10% от ставшего прибыльным предприятия GODSMACK. "Greed", по словам Sully, отражение целого года ада, в который ввергло его это судебное дело.
Наиболее характерной песней, где экспрессия и творческий поиск равновесия и ясности одинаково переданы и музыкой и лирикой, является "Spiral". Для Sully жизненный цикл уподоблен спирали и выступает символом бесконечности. Египетские музыкальные мотивы и вокал гостьи Катрин из нью-йоркской группы LUXX, завораживающая гитара Rombolo и неоспоримое веяние творчества DEAD CAN DANCE - все сливается в таинственную мелодику, начинающуюся сладкими и в то же время устрашающими звуками открывающегося ларца с драгоценностями.
Будучи к моменту записи последнего альбома "Awake" вполне состоятельными людьми, музыканты не хотели писать его в роскошной и чистенькой студии, а пошли на крайность: начав процесс записи в, простите, вонючем подвале боксерского тренажерного зала, изредка делая вылазки за пивом и дешевыми чизбургерами. На что ни пойдешь ради отражения полной непосредственности собственного творчества! Владимир ЖДАН

© 2005 музыкальная газета