статья


Stone Temple Pilots
Поживем-увидим.



Еще год назад имя Скотта Вейланда (Scott Weiland) не сходило со страниц музыкальных изданий. Тому было много причин: выпуск нового альбома, работа с LIMP BIZKIT, THE DOORS, CRYSTAL METHOD, очередные нарушения условий испытательного срока, приведшие к тюремному заключению. А потом - информационный вакуум, досрочное освобождение, реабилитационный курс в клинике для наркоманов, излечение (?)... Кому он в музыкальной индустрии без наркозависимости нужен, тем более матерными словами на вручениях призов не ругается. Семьянином прилежным стал... Забыли, предали, подлые писаки. А мы вот - преданные, любящие, помнящие, - не оставим. Но обо всем по порядку. История STONE TEMPLE PILOTS началась в 1988-м, когда на концерте BLACK FLAG в Сан-Диего Скотт Вейланд повстречал будущего басиста Роберта Ди Лео (Robert De Leo). В ходе разговора выяснилось, что они встречались с одной и той же девушкой. Девушка эта вскоре уехала и оставила парням свою квартиру, которая была превращена Скоттом и Робертом в место алкогольных, наркотических и музыкальных сессий. Там к ним и примкнули брат Роберта Дин (Dean De Leo) и Эрик Кретц (Eric Kretz), занявший место за ударной установкой. Образовавшаяся группа стала выступать в пивном баре "The Club With No Name" под названием MIGHTY JOE YOUNG, где их заприметили агенты с Atlantic Records и предложили им подписать контракт. Но в момент подписания оного выяснилось, что в музыкальном мире уже есть один могучий Джо Янг, и группе необходимо изменить название. Не ломая долго головы, они берут название известной марки моторных масел STP, расшифровывая эту аббревиатуру как STONE TEMPLE PILOTS. С таким привычным для нашего уха названием в сентябре 1992-го они выпускают дебютный альбом "Core", вознесший группу в ранг суперзвезд. Уже спустя два года "Core" и второй альбом группы "Purple" стали трижды платиновыми, и в том же 1994-м SPT признаются лучшей группой года по результатам опроса читателей "Rolling Stone". Но с самого начала мнения критиков и зрителей значительно расходились. С момента выхода "Core" критики не очень уж жаловали "пилотов", навешивая на них нелепые ярлыки принадлежности к сиэтловской волне, а злые языки поговаривали, что STP поднялись только на гребне славы PEARL JAM. Объективно говоря, тех и других многое сближало, но делать скоропалительных выводов все же не стоит, ибо они делали общее дело, вознося грандж на вершину альтернативной музыки, и попеременно с NIRVANA, ALICE IN CHAINS, MUDHONEY, и SOUNDGARDEN занимали первые места в чартах США.
И как это нередко бывает, слава приносит деньги и кучу вопросов, которые можно разрешить только с помощью наркотиков, которые как раз можно купить за эти самые деньги. Именно в это время Вейланд и попадает в то состояние, которое принято называть зависимостью. У братьев Ди Лео постоянно возникают проблемы со Скоттом, срывается ряд намеченных концертов, но с горем пополам в 1995-м записывается и выходит в свет "Tiny Music... Songs From The Vatican Gift Shop" - великолепный альбом, признанный критиками более зрелым, а фэнами - коммерческим... Но, как ни крути, "Art School Girl" и "Lady Picture Show" заставили вскипеть остывшую кровь у истинных ценителей STP, а "Daisy" и "Seven Caged Tigers" заставили всех заговорить о появлении нового изобретения - грандж-блюза.
Далее были очередные наркопередряги Вейланда, запись неудачного альбома участниками STP без Скотта, его собственная (опять же откровенно неудачная) сольная работа, и все те же затяжные наркотические сессии, задержание полицией у выхода из притона с несколькими пакетиками героина в кармане и назначенный испытательный срок.
На гребне поднятой СМИ волны возьми себе и выйди четвертый альбом STP - "# 4". Без всяких претензий на LED ZEPPELIN IV. Альбом-то вышел, только вот Вейланд сел. 3 сентября 1999 года он был приговорен к одному году тюремного заключения за нарушение испытательного срока. Приговорили, заключили, а нам оставили лишь клип к первому синглу альбома да сам альбом. Спродюсирован он был неизменным и, несомненно, культовым продюсером Бренданом О'Брайеном (Brendan O'Brien), который, кстати, еще успел поучаствовать в работе группы над диском в качестве бэк-вокалиста и клавишника. В "# 4" вошло 11 песенок, каждая из которых заслуживает особых слов.
Трек #1, он же сингл #1, он же "Down". Для профессионалов, любителей и почетных "пилотов" - нечто новое, но с ностальгическим нотками, без (или с) амбиций, свежее, стильное.
"Heaven & Hotrods". Нетрудно догадаться, о чем она. Интоксикация никогда не бывает приятной. Честно, жестоко, бритвой по оголенным нервам.
"Pruno" - классическая "пилотовская" штучка, с все той же искренностью, отлаженными риффами, надрывным вокалом (см. формулу успеха "Core").
"Church On Tuesday". Папа постоянно курит, мама - в церкви по вторникам, а твой брат всегда пьет и умирает.
"Sour Girl". Услышав - не поверил, думалось, нечто из наследия Леннона - Маккартни, ан-нет - Скотти наваял.
"No Way Out". По всей видимости, это и есть настоящие STP. Драйв-истерия, отдающаяся в биении пульса.
"Glide" - забытое всеми умение планировать в абсолютном блаженстве материнского чрева. Поговорите с тем, скрытым внутри, которому нечего сказать. Высоко, надрывно, до потери ноты. Видимо, сюрреалистический "Vatican Gift Shop" опять открыл свои двери.
Альбом - рок-н-ролльная одиссея - постнаркотический синдром, бальзам на душу поклонников, абстрагирование от ярлыков гранджа, звуки, насыщающие мозг просветлением, словно после беззаветного исполнения дхарм буддистских... Субъективно, но иначе не могу. Подарите воздушный шарик и подарок из ватиканского магазина тому, кто может объективно - лично я таких не знаю.
Но вернемся к историческим свиткам и скрижалям. После досрочного освобождения из тюрьмы 30 декабря 1999-го Вейланд был оставлен в реабилитационном центре в Пасадене, Калифорния. В канун 2000-го Скотт и его "коллеги" по курсу реабилитации сыграли своеобразный unplugged. Люди, у которых были акустические гитары, играли DEAD FLOWERS роллингов, а OL'Dirty Bastard (тоже являвшийся на тот момент пациентом) читал импровизированный рэп. После освобождения также состоялась свадьба Вейланда с моделью Мэри Форсберг (Mary Forsberg). Вопреки ожиданиям, главный "пилот" был одет в черный строгий костюм, приобретенный у друга, владеющего бутиком "Lord", бордовую рубашку и галстук - чтобы гармонировать с платьем Мэри, что было довольно консервативно для парня, который появляется на сцене в розовом парике и миниатюрном платье с вышивкой. Не был и не будет он первым человеком, выступавшим в подобном наряде на сцене, но все равно выглядел Скотт довольно шокирующе в нем. Во время последнего тура "Return Of The Rock" "пилоты" заходили в секс-шопы и примеряли на себя женское нижнее белье, корсеты и другие предметы женского туалета для будущих представлений перед аудиторией STP. Но так как некоторые вещи были сделаны из латекса, то тело практически не дышало, и к концу шоу Вейланд расстегивал свои одеяния и они падали прямо перед ним с доброй квартой пота.
22 ноября 2000 года случился самый значительный эпизод в жизни четы Вейландов, у них родился сын, весом 7 фунтов 10 унций, которого назвали Noah Mercer Weiland (он был зачат в "Mercer Hotel" в Нью-Йорке, поэтому его так и назвали).
По словам Вейланда, он уже прочитал одну книгу для родителей и приобрел "Крепость с драконами" для Noah. Когда Скотта спросили, готов ли он был стать отцом, намекая на его продолжительную наркозависимость, тот ответил, что способен жить без наркотиков. А басист Роберт Ди Лео добавил, что никогда не видел Скотта в таком хорошем физическом состоянии, и что если уж он решился стать отцом, то выбрал для этого самое подходящее время.
В январе этого года STP обосновались в испанском доме в Малибу, чтобы подготовить материал для двойного альбома, который, по словам Вейланда, будет означать "двойной дебош". STP собираются жить в этом доме, спать голыми, устраивать оргии всей группой, писать лучшую музыку, которую они когда бы то ни было писали. Музыканты уже имеют некоторое количество материала и собираются работать со своим старым продюсером Бренданом О'Брайеном над пока еще не названным двойником вплоть до весны-лета. Что это будет за альбом - действительное возвращение рока или его символичное убийство - поживем-увидим. Но даже если бы он и не вышел, в любом случае, миссия STP уже выполнена. Will You Follow Me Down? Виктор РАДЬКОВ

© 2005 музыкальная газета