статья


Закон Подлости
Жизнь по Закону Подлости



В одном из своих номеров "МГ" опубликовала рецензию на альбом российской группы ЗАКОН ПОДЛОСТИ, который назывался "По ту сторону себя". Меня лично заинтересовала данная работа, презентованная мне музыкантами юрьевецкой группы. Прежде всего своей какой-то внутренней чистотой, искренностью, и мне ничего не оставалось, как поехать в этот городок и пообщаться с музыкантами, так сказать, тет-а-тет. Результатом поездки и стало данное интервью, но прежде мне хотелось бы кратко представить данный коллектив.

ЗАКОН ПОДЛОСТИ - это: Алексей Потемкин (А) - ударные, Дмитрий Стрежнев (Д) - бас, Константин Золотов (К) - гитара и Михаил Белов (М) - клавиши. Место дислокации: РФ, г. Юрьевец Ивановской области. Направление: инструментальная музыка.
...Дорога в город лежала через ночной заснеженный лес. Казалось, что из этой глухомани мне уже никогда не выбраться. Но вот фары осветили указатель, и я понял - это Юрьевец. А еще через некоторое время я сидел возле теплой печки, потягивал кока-колу, и вел неспешный разговор...

- Однако почему кока-кола? Обычно люди рокерской профессии предпочитают пиво.
А: Дело в том, что у нас было трудное детство. В те далекие времена все мои знания об этом напитке укладывались в строчку, напеваемую моим отцом: "Не ходите, дети, в школу, пейте, дети, кока-колу". Прошло детство, прошла юность, а неудовлетворенное желание отведать загадочного напитка осталось. Теперь наверстываем упущенное.
Д: К тому же это очень удобный напиток. После его употребления можно смело репетировать без потери в качестве исполнения, а наутро не болит голова и память светлая. Кроме того, улучшается сон, аппетит, потенция. В общем, хорошего много, больше, чем плохого.
- Ну что же, теперь, после такого вступления, "плавно" перейдем к вопросам по существу. Коротко расскажите о своей группе, что явилось предпосылкой ее создания?
А: Четкой даты рождения группы не существует. Состав участников в течение какого-то времени менялся, и вместе с ним менялся характер исполняемой музыки. В составе того или иного коллектива удавалось до очередной трансформации чего-то успеть сделать, опять же, в большей или меньшей степени. Например, группа ЛУКА И ВЕТРЫ БУРЛАЦКОЙ СТОЛИЦЫ смогла даже дать концерт в Москве в 1993 году, который прошел с успехом, а также записать свое творчество на магнитную ленту. А вот группа ЗАКОН ПОДЛОСТИ образца 1995 года успела только сделать концертную программу, так и не представив ее публике. Наверное, это естественный путь развития музыкального творчества. Не зря же существует термин "музыкальный проект". Все течет, все изменяется. Где-то в 1997 году сложился нынешний состав, и примерно с этого времени началась работа над альбомами, которых на сегодняшний день у нас два, это "Смех последнего" и "По ту сторону себя". Ну, а если заглянуть в самое начало, то, конечно же, в основе всего лежит огромное желание заниматься или, точнее, делать музыку.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о названии группы. Не кажется ли вам, что название не соответствует той музыке, которую вы играете?..
А: Название досталось нам по наследству. Мы решили сохранить преемственность, но не только. Нам нравится это название, потому что оно оригинально по форме и очень точно, с точки зрения содержания, характеризует отношения человека с окружающим миром. По такому закону делается наша музыкальная карьера, если это можно назвать карьерой. И в этом смысле никакого несоответствия нет.
Д: Посмотрите, как мало групп с названиями, претендующими на оригинальность. Чаще всего это что-то невнятное и почему-то на иностранном языке.
К: Ладно бы только названия, а то еще петь начнут на ломаном английском, как будто нет у нас своего языка. Что есть песня? Это выражение мыслей, верно? А мыслим-то мы на том языке, на котором говорим. Поэтому если мыслить на русском, а петь на английском, то получается не совсем искренне. Не так ли?
М: Соответствие - вещь спорная. Разве название РУКИ ВВЕРХ! соответствует той музыке, которую они исполняют? После этой музыки не то что руки вверх не поднимаются, но и другие не менее важные органы перестают работать.
- Я много слышал о красоте города, в котором вы живете. Повлиял ли на творчество этот город, ведь, как известно, Юрьевец связан с такими именами, как А. Тарковский, В. Леонтьев, М. Ромм?
А: Думаю, да, но одной красоты недостаточно. Художник способен создать Нечто не в комфортных условиях, а совсем наоборот. Это аксиома. И в этом смысле влияние города на творчество трудно переоценить. Условия идеальные, отсюда и соответствующий результат. А что касается вышеназванных имен, то эти люди стали известными не потому, что жили когда-то в Юрьевце, а потому, что вовремя уехали из этого города. В России много талантливых людей, прозябающих в глухой провинции, и в этом отношении наш город ничем не отличается от остальных.
- В таком случае как же вам удалось и удается в такой глуши заниматься музыкой? Как бы там ни было, но без инструментов, проводов, помещения и многого другого в этом деле не обойтись. Без этого невозможно выразить все, что "на душе накипело"?
А: Вы думаете, удается? Иногда начинаешь поддаваться (в "минуты слабости жестокой") пагубному влиянию окружающих. Когда тебе постоянно говорят, что все это бесперспективно, что все это пустая трата времени, что пора, мол, одуматься и начинать зарабатывать деньги, как все, то поневоле начинаешь думать так же. Но, слава Богу, разум побеждает. До тех пор, пока у человека есть какие-никакие мозги, после хлеба ему обязательно будут нужны зрелища. Или Ницше, Шопенгауэр и иже с ними полные идиоты?
Д: У нас всех одна перспектива - однокомнатная квартира в березовой роще на седьмом километре. И никакие деньги не помогут...
- Что-то совсем все мрачно стало. Вы упомянули Ницше и Шопенгауэра, похоже, эти философы как-то повлияли на ваше мировоззрение. Скажите, что вас связывает?
А: Лично я нашел у этих философов подтверждение своим мыслям по поводу тех или иных явлений. Мне все это близко и поэтому понятно. Наверное, и на творчестве это как-то отражается. В свое время, играя метал, мы даже создали концертную программу с использованием стихов Ницше. И, вы знаете, очень хорошо сочетаются эти вещи. Гораздо лучше, чем рассказы под "злые" риффы о гное, вампирах, гробах, черепах и прочей дряни. Мне кажется, что металлическая музыка достойна лучшего применения, а экзистенциальная тема неисчерпаема.
- Заурядный вопрос, но тем не менее, где и когда вас можно услышать?
А: Ну, вопрос, канечно, интересный...
Д: И архисложный...
А: Это проблема всех нераскрученных групп. Вот здесь и нужен дядя по имени Продюсер или как там еще. Организация концертов - дело хлопотное, и самим нам не потянуть. Желание выступать есть, но когда дело доходит до практической реализации этого желания, то выясняется, что для этого у нас самих нет технических возможностей. Таких возможностей нет и в нашем городе. Были "приглашения" из других городов, но все они носили характер пожелания, поскольку кроме приглашения надо четко знать, где жить, как добираться, на каких условиях выступать и т. п. Но об этом все как-то умалчивают. В итоге ничего не получается с "живыми" выступлениями. Пока не получается, я надеюсь.
Д: Мы уже давно решили сделать акцент на студийной работе, и, похоже, не ошиблись. По сравнению с концертной деятельностью она обладает целым рядом преимуществ. Одно из них - это возможность сделать так, что при минимальных затратах о твоем творчестве могут узнать на другом конце Земли и аудитория при этом несравненно шире, чем на концерте. Кроме того, студия быстро дает понять, что ты собой представляешь как музыкант в плане техники игры. Так что очень полезно поработать в студии и в этом отношении. Существует множество групп, которые ограничиваются только студийной работой и ничего от этого не теряют.
- Получается, что с концертами напряженка?
А: Получается. Но если будут конкретные предложения, мы всегда "за". Надо же когда-то начинать (смеется).
- Как получилось, что вы стали заниматься инструментальной музыкой? Мне известно, что вы ранее работали в разных направлениях, от trash и death-метала до романтического рока.
А: Хотелось бы начать: я всегда мечтал играть только инструментальную музыку... На самом деле все было иначе. Просто в один прекрасный день, когда мы в очередной раз остались "у разбитого корыта", т. е. группу покинул в том числе и вокалист, и все, что было сделано, было брошено псу под хвост, возник знаменитый русский вопрос: что делать? Нового вокалиста в нашей деревне можно было бы искать всю оставшуюся жизнь. Поиски ответа были мучительными и, как теперь стало ясным, очень полезными. Дело в том, что никто из нас не представлял, как сочиняется музыка. (И сейчас тоже. Шутка.) Как делать песни - ясно: куплет, припев, проигрыш, т. е. были бы слова. А что делать, когда их нет? Вот тут-то и выяснилось, что передать свои мысли и чувства именно музыкальными средствами куда сложнее, чем словами, положенными на музыку. И еще одно "открытие" мы для себя сделали. Оказалось, что далеко не все люди, слушающие музыку, способны воспринимать саму музыку. Воспринимаются, как правило, тексты, а музыка вообще никак не воспринимается.
Д: Но думать, что мы стали делать музыку от нечего делать, тоже не стоит. Каждый человек обладает определенной энергетической вибрацией, настроен на определенную частоту, если хотите. Видимо, в нынешнем составе наши частоты вошли в резонанс, и мы смогли что-то "родить". Иначе ничего бы не получилось. Подобным образом происходило и тогда, когда мы играли другую музыку.
А: Наверное, слишком громко звучит "работали в разных направлениях". Все происходило и происходит интуитивно. Надо хорошо знать особенности хотя бы одного направления, причем с точки зрения теории музыки, а не слушателя, чтобы утверждать, что ты играешь в таком-то направлении. В противном случае получается пародия, как совершенно справедливо замечено в одном учебнике музыки. А все, что играли раньше, превратилось в понятие "опыт", без которого, как известно, трудно сотворить что-либо стоящее. Есть с чем сравнить, что-то взять полезного или, наоборот, что-то отбросить.
- Алексей, вы обладаете очень хорошей техникой игры. Что влияет на ваше творчество? Какому коллективу вы отдаете предпочтение?
А: Вас неправильно информировали. Если вы хотите узнать о том, какая у меня на самом деле техника, то спросите об этом моих коллег.
Д: У него есть кикимора (разновидность автомобиля. - Прим. автора).
А: Ну, да. Так вот, иногда, в минуты откровения, они такое говорят, что другой человек на моем месте давно бы кончился. Но я учитываю все критические замечания, и в результате...
К: У одного из нас случается инфаркт (показывает пальцем на Д).
А: Сами понимаете, творческий процесс - дело тонкое, требующее жертв. Что касается предпочтений, то, занимаясь барабанами, слушаешь в записях других групп прежде всего барабанные партии. Когда слышишь нечто "вкусное", то перед такой игрой трудно устоять, и уже не имеет значения, какой это стиль. Талант исполнителя везде себя проявит.
- Ранее у вас была своя студия, но вследствие некоторых радикальных перемен вы оказались на улице. Расскажите подробнее, что случилось? Кому могли помешать музыканты?
А: Студия, слава Богу, осталась при нас, а вот помещения мы лишились действительно. Почему это произошло? Начнем с того, что вся культура делится на официальную и неофициальную. Каждая из этих культур живет по своим неписаным законам. Для первой важна "галочка", результат, для второй важен процесс. Процесс этот далеко не всегда может привести к желаемому результату, а официальной культуре важно в час "икс" любой ценой провести мероприятие. И это понятно, работа такая. Но, мало того, официальная очень хочет, чтобы неофициальная культура была стерта с лица земли. Почему? Антагонистическое противоречие между ними. Поскольку силы неравные, побеждает дружба.
Д: Да, ты завернул. Скажу проще. В течение многих лет помещение бывшей библиотеки переделывалось под студию силами и средствами участников группы. Беда подкралась незаметно: решив поставить жирный плюсик в графу "что я сделал хорошего для родного города", глава местной администрации распорядился передать здание, в котором мы работали, детской музыкальной школе (абсурд, но тем не менее). И его можно понять: подошли очередные выборы, и чего не сделаешь ради того, чтобы остаться у власти. Но не помогло, на выборах он с треском провалился.
М: Из-за таких вот "парней" Валерий Яковлевич (Леонтьев) до сих пор знать не хочет наш город, хотя жил в нем продолжительное время. Натерпелся, бедолага, в свое время. А теперь они кичатся тем, что лично знали его. Стыдно должно быть. Поэта может обидеть каждый.
Д: Как-то в одной передаче Валера сказал, что детства у него не было, так все местные в обморок попадали - как, видите ли, он так мог сказать?! Еще как мог!
- Вы предпочитаете хорошую технику и инструменты различного рода "самопалам", какие технологии в создании музыки вы используете? Поделитесь своими секретами.
Д: Благодаря немецкой компании "SEK`D", выпустившей прекрасный по своим функциональным возможностям виртуальный многодорожечник "Samplitude Studio", и отечественным хакерам - мы можем писать нашу музыку на жесткий диск. Эта программа - поистине подарок для музыкантов, она сможет удовлетворить любые творческие амбиции. Секретов у меня нет, просто пользуюсь опытом других людей, добившихся на этом поприще определенных успехов, черпаю знания из книг. Еще мне кажется, в этом деле надо знать, что ты хочешь получить в результате, в противном случае настройка одного только эквалайзера может занять недели и даже месяцы.
К: А что касается инструментов, то попробуйте помузицировать на гитарах отечественного производства, которые античеловечны по своей природе и смогут с легкостью убить любые добрые начинания. Целые поколения музыкантов с честью выдержали это нелегкое испытание, что достойно восхищения. Поэтому по мере сил и возможностей мы стараемся использовать в работе продукцию ведущих мировых производителей. Звук - очень тонкая материя, и на мякине его не проведешь, как ни пытайся. И здесь мелочей не бывает.
- Дмитрий, вы являетесь звукорежиссером и бас-гитаристом одновременно. Тяжело ли совмещать эти две различные профессии?
Д: Да, это жутко сложно, т. к. пытаешься постоянно что-то улучшить и переделать, а результаты удовлетворения не приносят. Радует только то, что "в сомнении и постоянной неудовлетворенности содержится энергия экзистенциального мышления...".
К: Стремление к Абсолюту выражает суть драмы человека (делает умное лицо).
А: За двумя зайцами погонишься...
Д: Львиную долю времени пожирает персоналка. Это работа с файлами и изучение программного обеспечения, зачастую "методом научного тыка". А когда что-то получается не так, как хотелось, на меня льют помои братья музыканты. Сейчас положение немного изменилось - ура, до нас докатился Internet! Но проблемы с несовместимостью софта и железа остались - спасибо за это разработчикам. Все вышеперечисленное мешает грызть гранит музыкальной науки.
- Михаил, расскажите теперь немного о себе. Как вы начали работать в данном коллективе? Какие планы на будущее? Вы видите себя участником данного коллектива в дальнейшем?
М: Начнем с того, что в группу я был приглашен в качестве гитариста, знающего чуть больше трех гениальных аккордов. Это был trash/death'овый период в творчестве группы. Вопрос о клавишных поднимался не раз, т. к. "хорошим танцорам" (коллегам то есть) все казалось, что темы недостаточно заполнены. Искать "готового" клавишника в нашем захолустье можно столько же времени (см. выше), сколько и вокалиста, поэтому было предложено учиться этому делу мне как самому молодому (читай, крайнему).
А: Мы очень сомневались в успехе этого дела, но талантливым оказался, паразит. Чутье организатора меня не подвело. И если бы не издержки пубертатного периода, то он мог бы уже сейчас перейти из разряда клавишников в разряд пианистов и давать сольные концерты.
М: Я понимал, насколько сложно будет освоить новый для меня инструмент, а еще сложнее - купить его. Сами знаете, цены на эти игрушки - о-го-го! Но помог Бог, друзья-музыканты и огромное желание играть. На последний вопрос могу ответить так: в ЗП я буду продолжать играть до тех пор, пока совместная работа будет приносить удовлетворение. Также надеюсь продолжить сотрудничество с группой ALTER EGO.
А: Он у нас как Владимир Ильич Ленин в анекдоте: "ЗП думает, что он ушел на репетицию в АЕ, а АЕ думает, что он ушел в ЗП, а он тем временем с любимой девушкой обжиматься слинял".
- Константин, какие направления предпочитаете вы? Каким инструментам вы отдаете предпочтение? И расскажите о том, как судьба занесла вас в этот город?
К: На мой взгляд, "изюминка" есть в каждом из музыкальных направлений, кроме попсы, конечно. Мне нравится любая музыка, несущая заряд положительной энергии. И вообще, мне не хотелось бы делить музыку по направлениям, лучше делить ее по интересам. Предпочтение отдаю струнным щипковым инструментам, а если серьезно, то я остановил свой выбор на фирме "Ibanez". Она мне нравится тем, что разработчики этой компании находятся в постоянном поиске, всегда предлагая пользователям что-то новое, в отличие от их заокеанских коллег, помешанных на столетних традициях. История о том, как я попал в этот город, полна мистики вперемежку с ужасами. Потому что ужасы - это не американское кино, ужасы - это реальная жизнь в русской глубинке. Такое еще ни одному Хичкоку в дурную башку не приходило. До развала СССР я жил в Узбекистане, но в связи с происшедшими переменами решил перебраться в Россию. Куда я попал, я понял много позже. До сих пор не могу понять, как здесь очутился и чего я здесь забыл. Будем считать, что Бог привел меня в этот город для того, чтобы играть в группе ЗП, поскольку все другие причины случившегося кажутся слишком мелкими. С юных лет у меня была мечта играть в группе, и именно здесь, как ни парадоксально, моя мечта осуществилась.
А: Да-да, именно здесь твоя мечта и закончится.
Я хотел бы добавить к сказанному несколько слов, поскольку из речи Константина трудно вообразить всю ширину и глубину разыгравшейся драмы. Вы можете себе представить такую картину. Живет себе одинокий гражданин своего отечества, ходит каждый день на работу, от которой он и морального удовлетворения не получает, наряду с этим он учится заочно в институте, топит печки, ходит за водой, выносит мусор, сам готовит, стирает, убирает, огород сажает-поливает и после всего этого в конце рабочего дня идет на репетицию пешком (10 км туда-обратно) и записывает (!) музыку. И это все делает наш Костян! И это все правда!
- Вот это да! Представляю, что вы могли бы сделать, если бы у вас была возможность заниматься только творчеством. В таком случае, что же для вас музыка, которую вы сочиняете?
А: Музыка - это некая информация из космоса. Только на первый взгляд кажется, что ты сочиняешь музыку. На самом деле ты являешься лишь посредником в этом деле. Сочиняя, никогда не знаешь, что получится в итоге, и это не случайно. Успех дела зависит от степени "подключенности" человека к космосу, чистоты его помыслов, уровня развития интеллекта, одаренности и многих других факторов. Творчество по большому счету - это таинство. Никогда не можешь сказать совершенно определенно, что же выражает то или иное произведение. Да этого и не надо делать. Самое важное заключается в том, что настоящее произведение искусства способно воздействовать на зрителя, слушателя, читателя и т. д., вызывать у него какие-то чувства, ассоциации. Тем самым и передается конкретному человеку та информация, которая заключена в творении. И если наша музыка обладает такими качествами, значит, мы на правильном пути. Нам очень хочется, чтобы это было так. Таким образом, музыка для нас - это прежде всего духовная энергия.
- Трудно ли писать инструментальную музыку?
Д: Гораздо труднее отвечать на вопрос: "Почему у вас никто не поет?".
А: А еще у нас никто не танцует!
Д: Если делать что-то по-настоящему, то это всегда трудно. В своей работе мы поставили одно условие - музыка должна быть "живой", т. е. никакой электроники, только "живые" инструменты, исполнение только "вручную". В противном случае музыка утратит силу своего воздействия на слушателя, станет "мертвой". Электроника должна использоваться только для улучшения качества звучания инструментов и облегчения работы над записью. Поэтому с MIDI я не работаю принципиально.
М: Хорошо звучит "зализанная фанера", но эта приторная слащавость сэмплированных звуков и идеальная четкость loop'ов кроме тошноты ничего не вызывает.
К: Поскольку в процессе создания музыки участвует весь коллектив, а информация, получаемая из космоса, каждым воспринимается по-своему, то тут и возникают трудности в поиске компромисса.
Д: Да, каждый тянет одеяло на себя, особенно это удается нашему барабанщику.
А: Я отстаиваю интересы Космоса.
- Над чем в данный момент работает коллектив? Кроме проблемы с помещением есть что-то еще, что мешает вам заниматься любимым делом?
Д: В данный момент все наши силы брошены на запись альбома "Смех последнего", дабы скинуть его на CD, а далее уже можно будет показать его нужным людям или просто поставить на полку и успокоиться. Заниматься записью мешает недостаток времени и иногда отсутствие полного взаимопонимания в коллективе. К нашей всеобщей радости, мы это пока преодолеваем.
А: Скорее всего, нам мешает то же, что и многим другим: лень, безденежье, страх перед будущим, зависть, бытовуха, болезни и т. п. Все как у всех.
- Какие еще коллективы имеются в вашем городе? Ваши отношения с ними?
К: Из "огромного" количества групп мы поддерживаем отношения с двумя коллективами: это вышеупомянутая ALTER EGO и ПФ. Не хотелось бы говорить о них с позиций отцов-наставников, поскольку мы сами недалеко ушли.
А: Ходим друг к другу, братаемся. Меняемся майками, музыкантами, жвачкой, зубными щетками, любезностями.
М: Что бы там ни говорили, очень полезно для меня как музыканта поработать в разных по своей стилистике командах. К тому же с музыкантами ALTER EGO меня связывает давняя дружба, ведь костяк команды составляют бывшие участники ЗАКОНА ПОДЛОСТИ образца 95-97 гг.
А: К словам "давняя дружба" надо добавить "и родственные узы", как в сицилийской мафии.
Д: Могу уточнить: гитарист АЕ приходится братом нашему клавишнику. Мы его так и называем - alter брат.
- Еще один вопрос. Есть ли у вас планы на будущее?
А: Конкретных планов у нас нет. Нам бы день простоять да ночь продержаться.
SERGE CORE

© 2005 музыкальная газета