Болотников, Сергей
“Накормите бабушку”, или Как сложилась бы судьба Ричи Блэкмора, будь он в России (размышлизмы)


Тьма хороша для раздумий. Для творческого человека в совокупности с тишиной это - источник вдохновения! Но "тьма", в которой по сей день пребывает наш отечественный слушатель, не только хороша, она еще очень прибыльна для тех, кто ее посеял! Кто такой этот самый Ричи процентов 95 читателей даже не знают. Ну да, речь пока не о нем, хотя в наше время все бабульки, сгорбившись на грядке, мурлыкали себе под нос "Highway Star" или "Smoke On The Water". Ну да, не будем блистать английским, во всякой области существуют непонятные слова и кичиться этим не стоит. А вот стоит поговорить о сегодняшней ситуации в музыке, потому что за ней стоят судьбы и причем не самые сложившиеся, а подчас и трагические! Потому говорить об этом стоит! Но для того, чтобы читатель смог полностью разобраться в ситуации, я хотел бы разделить эту большую сферу и paзграничить ее на разделы.

Глава 1. "Музыкант и его формирование там".

Ингви Малмстин заиграл уже в 5! Но он видел еще живого Хендрикса, как писала ранее наша пресса, "после неудачного парашютного прыжка повредил себе позвоночник". И вот в военном госпитале он, якобы "поигрывал", лежа на больничной койке. Ну, вот так и научился играть, что и по сегодня никто не может передать такой энергии и чувственности. Стало быть, Ингви "поигрывал", сидя на горшке, и вот тоже так как-то незаметно вдруг "заиграл", хотя и швед. А неанглоязычным в мировом шоу-бизнесе, как "лосям астраханским" - очень тяжело! Блэкмор тоже не без внимания следил за Джимми, но по-белому мелодизировал все, как, впрочем, J.J.Cale и John Mayoll и многие другие. Дело не столько в отдельных именах, сколько в той благодатно-поощрительной почве, которая существует там, была бы хороша идея!
Видеошколы, ноты, возможность просто постоять с Jimmy Page и выпить пива. Возможность "выскочить" из популярной группы и проверить, чего ты стоишь на сольном проекте! Можешь - газуй, не можешь - сиди на "нижней половине головного мозга" и не вякай! Вернись в свой коллектив и больше не мотай никому нервы, потому что у К. Хенсли лучше получается! И продюсер альбома так решил, ведь покупатель и аккредитатор всего - он! Jerry Brone! Но ведь еще кроме всего этого "волчьего мира" с его жестокостью существует и "правда победителя", его талант, а главное, труд, просто ежедневный, нечеловеческий труд. И вот здесь слово "поигрывал", ну, совсем неуместно. Это - все равно, что подойти к Alan Holdsworth и сказать: "Слышь, старичок, а у тебя неплохо получается! Нет, правда!" В общем, если еще отметить тот технический скарб "Маршалов" и "Фендеров", студий "Cosmos factory", сэмплеров, которые из любого кретина могут сделать стройнопоющего, и многого другого основательно продуманного фирмами оборудования, напрашивается сентенция - все это нужно и музыкантам, и фирмам, и шоу-бизнесу, и слушателям! JETHRO TULL к моменту своего 25-летия выпустили 40 миллионов экземпляров дисков. И это - тоже труд всех фабрик и полиграфических фирм! Значит, труд создает индивидуальность, и есть кому эту индивидуальность заметить, дать ей заработать, да и себя, милого, не забыть. Вот и встает с горшка Ингви, который сделал на нем свой звук, оригинальные аппликатурные решения, внедрил "скайлоп" и запел!
Нет, я - не ярый поклонник Ингви. У меня всего две его пластинки. Но заиграть на профсцене в 17 лет, да еще как! А мои студенты, часто ничего не понимая и полагаясь на собственные юношеские амбиции, постоянно выражают свое недовольство по поводу тупости и однообразия гения! На что я отвечаю, - давайте вы сначала воспроизведите (не придумайте, а просто воспроизведите), а потом, лет через 10-15, мы с вами и поговорим! Опять же вы возразите, а как же педагоги и традиции? Да, господа читатели, но ведь это - их традиции и они их почитают, лелеют и дорожат ими, и пивными банками в John Lee Turner никто не бросает, хотя Леннона грохнули почти по-нашему. Очень жаль!
Также хотелось бы вспомнить еще один труд - авторской юриспруденции. Неважно, кто испортил песню и "чья мордашка светится в сладкой истоме". Важно, кто создал то или иное произведение. И сколько бы Blackmore не менял певцов и певиц, он - автор. Конечно, скажете вы, одна и та же вещь у исполнителей может резко отличаться, а, стало быть, привести к успеху или же нет, но тут опять же автор берет на себя ответственность - кому ее доверить. Но суть в том, что именно он (автор), будет вознагражден за успех или нет. Вот барышня одна написала "Бесса ме мучо", так говорят, одной этой песни ей хватило вместе с ее семьей на всю жизнь, и никто ее "не обнес по пути". Вот это стимул, вот это закон! Напиши "Шизгару" - и жизнь удалась, но не здесь, конечно, а там, в мире "наживы и чистогана". Вот тебе и благодарная старость без "шведских столов" на помойке! Резюме - родись, пойми, что тебе это необходимо, долго вкалывай, найди что-то свое, индивидуальное, и приди, достучись до продюсера, а потом еще постарайся удержаться, постоянно лавируя в "завихрениях" моды, и ты случился! Попав в те условия, 98% наших музыкантов добровольно сложили бы с себя гитары и барабаны и сказали бы: "Нет, уж мы лучше для себя, не напрягаясь!"
Результатами раннего режима перенапряженного труда, алкоголизма, наркомании и стали смерти Д. Байрона, Ф. Лайнота, Д. Хендрикса, Э. Пресли и многих других. Вот вам и кайфовая, беззаботная жизнь наших кумиров!
Глава 2. (Грустная). "Наш человек, его формирование и приоритеты".

Мы живем надеждой на чудо: "А вдруг то, что я делаю, прохиляет?" Почему? Да потому, что если на нашей сцене он видел бы Эмерсона, то, очевидно, понял бы, что необходим только такой уровень, и по достижении его, опять же после длительного времени, мог бы появиться и сам на этой сцене. Но ничего подобного на этой сцене молодой человек не видит. Он видит такого же неумеху и разгильдяя, который едва-едва "клешни" переставляет. Дело даже не в технике исполнения и уж тем более не в скорости игры. Дело здесь в культуре исполнения, то есть в полной органике между изобретательной энергией подачи, индивидуальностью голоса и звука, словами, аранжировкой, фактурой исполнителя. Ну, в общем, мир, который создается на 4-5 минут, кажется настоящим и цельным, без сырости и дыр нелогичности. Д. Гилмор ведь ни ахти какой виртуоз, но он создает целостность как импровизации его соло, так и композиции в целом.
Ну, вернемся к тому несчастному, обманутому, который ничего не делает, а только бредит своей мечтой, изрядно поигрывая на гитаре. Вот здесь это слово вполне уместно. Он, конечно, ходит по магазинам и в состоянии купить "Video guitar school", но в ней ничего не понять. Слышит шум за забором, но что там за ним, не видно. Надо на него залезть, а вот уровня залезть не хватает, потому что, как правило, школы рассчитаны на уже подготовленного западного парня. А ведь это - лом разбираться, да и пива уж больно хочется попить. Приходят ко мне, научите, но хочется быстро, а для того, чтобы что-то получить, надо где-то это взять (по закону сохранения энергии). В общем, необходимо время. Ну, и труд из Главы #1. Не все, конечно, такие, есть и те, которые землю роют на ритмухе и на соляге. Вот они-то и молодцы, и идут они на студию звукозаписи, выгребая из своих и карманов стариков "зелень".
Глава 3. (Веселая).
"Студии звукозаписи".

Час сегодняшней студии - это, в среднем, от 10 до 15 "бакинских" в час. За час можно совсем немного, особенно за самый первый час, когда "ленивый" звукооператор (относится не ко всем), но как правило. Еще ничего не понимая - "Что делать-то будем ща?" Хотя он должен знать материал и приготовить все необходимое для данного коллектива загодя. Потом выясняется, что на всех наушников нет и комбиков (усилителей) тоже нет, не то что ламповых, а вообще никаких, и комната, где будут писаться барабаны (самое важное и слабое место), вообще не драпирована, а барабаны везите свои, у нас нет! Вот и весь сервис. Можно долго перечислять все, чего не хватает, можно найти и кучу отмазок, мол, денег нет, значит, пока студия не упакована, не стоит ее называть студией, это - пока что склад. А вообще-то, битлы о сегодняшней аппаратуре и мечтать не могли. Звукооператоры якобы учились. Но если за границей это такой же музыкант, плюс обладающий знаниями о природе звука и спецификой записи любого инструмента и многого другого, любого прибора, в состоянии быстро разобраться в идее музыки и способах ее воссоздания. Наши разводят руками и говорят: "Поздно, уже ничего не исправить, записали так". Но ведь это ты записывал только что, а в ответ-тишина. А вот Alan Parsons - миллионер записал "Dark Side Of The Moon" и многое другое и не "жужжит". Ну да, по Сеньке и шапка. В общем, нервотрепка одна и почти нет удовлетворения в особенности у молодых парней - музыкантов, потому что они сами, честно говоря, плохо представляют, чего хотят. Ну да, выложат кучу денег и будут в следующий раз умней! А вообще, при отсутствии узкой специализации и четкого разделения труда, как "за бугром", пора бы заниматься освоением многостаночного производства, то есть сломалась гитара, - научись чинить, паять. Когда говорят, что "Rush", играют все втроем, я слегка улыбаюсь, так-то оно так, но ведь когда Geddy Lee бросал играть партию бас-гитары и переходил на клавишные, то кто-то отрубает эту бас-гитару, а то ведь, неровен час, заденет струны на все 100 киловатт, а убирать громкость некогда, ну и обратная операция такая же. Значит, в зале кто-то неплохо знаком с программой. И так на каждом из троих. Вообще, когда говорят, - "Вот это супергруппа! Ну, например, RED HOT CHILI PEPPERS, это - не просто четыре раздельных татуированных крутых парня, и кроме них в студии находится продюсер, который просек с начала всю "фишку", увидел в "Перцах" то, чего нет у других, а потом слегка окультурил, по-своему сделал общим саунд, но опять же - не один, ведь речь идет об очень больших вкладах денег, и ему дешевле привлечь еще пяток спецов - саундпродюсеров, которые выстроят все, то есть каждый из инструментов, включая бэк-вокал и приглашенных музыкантов, нежели чем с гордостью возомнить о себе одном, как это у нас, а в итоге пролететь со звуком, настроением и прочими мелочами. Поэтому на дисках и "живых" выступлениях в конце идут бесконечные титры со "Special thanks to..."
QUEEN, записывая "Bohemian Rapsody", писали инструменты: бас и барабаны - на одной, вокал - на другой, а гитару - на третьей, а потом на четвертой все сводили! Почему? Каждая из этих студий умела делать одно, но хорошо! И вот результат - сколько лет прошло, почти четверть века, а песня вечно молодая! Вот это бизнес, настоящее дело! Ну да ладно, наконец мы материализовали свои идеи из воздуха в фонограмму и отправляемся с ней в главу 4. Follow me!
Глава 4. (Совсем бедовая). "Промоушн и прокатные компании, а также радио и телевидение - наш бизнес".
Тот, кто дочитал этот трактат до этого места, явно немного устал, уж больно долгий рассказ получается! Но представьте, как устали те музыканты, которым все-таки удалось, выложив кучу денег и порядочно измотав нервы, получить на руки пленочку-долбленочку! И идут они, горемыки, на издательскую фирму, дабы донести свой продукт и тем самым порадовать людей своей музыкой и, возможно, сделать карьеру, и вот тут начинается "цирк"! Для начала начинают придираться к качеству носителя, то есть пленка не годится, нужен CD. После того, как его все-таки фирме предоставят, идут годы, но обещанных звонков с фирмы нет и нет. После десятого визита музыкантов выясняется, что CD куда-то затеряли, потом его находят, и теперь уже по настоянию авторов послушать материал при них тут же работники снисходят до этой милости. Они делают умные лица и, "потыкав" каждый номер до 20 секунд, начинают говорить, что:
1. Это не их формат, то есть фирма таким стилем музыки не занимается!
2. Плохое качество фонограмм!
3. Непонятный или грубый текст!
4. Немодный стиль!
5. Немодные звуки!
Музыканты, конечно, начинают возражать, но жаль беднягу - голова его уже на плахе! Вот вам и нервы, и деньги, и время, а иногда и жизнь! Нет, конечно, музыкант может быть и бездарным, и старомодным, и неоригинальным, это все может быть! Но вот один веский аргумент с его стороны все же есть! А именно - он еще не умер и в состоянии сравнить материал, раскручиваемый этой фирмой, со своим и скрыть этого нельзя! В 1996 году я со своим коллективом записал первый диск "Наказало небо" и думал, что благодарное человечество в слезах счастья упадет на колени перед нами, но не тут-то было! Я повез его в одну очень и очень всем известную студию и мне сказали (дословно): "Старик, это - классная музыка, мы сами выросли на такой и любим ее, чувствуется высокий уровень, но в настоящий момент задачи у нашей фирмы другие! Вот сделаешь что-нибудь идиотско-простое и приходи опять! Нам нужны хиты, а эту музыку надо слушать, вникать в нее и потребуется немало денег, чтобы раскрутить ее". Я возразил, что они совсем забывают о культурно развитой и неглупой прослойке в нашей стране и что именно на них это рассчитано! Но мне сказали: "Наверное, мы ничего не понимаем!" и откланялись, посоветовав обратиться куда-нибудь еще! Поездка мне обошлась в 150 $, которые я отнял у своих детей! Конечно, я тыкался долго и в другие студии, но результат тот же! Наверное, я - бестолочь, но в 1998 году на фестивале в Юрмале эстонцы и латыши просто "оторвали" наши диски и крутят их по радио и по день сегодняшний! Так еще и преподносят это: "Вот, мол, как надо играть!" Это был пример со студийниками, а вот случай с прокатчиками. В 1996 году проводился один очень крупный фестиваль, на который и мы подали заявку. Прослушав нас, было сказано:
- Это очень старая музыка и совсем немодная.
Я возразил:
- А АЛИСА, а ДДТ, а ЧАЙФ?
- Ну, это - другое дело, эти группы играют давно.
- Но ведь я тоже играю с тех пор, просто обстоятельства так сложились, что они попали в "струю", а я тогда детей своих "поднимал", не до творчества было (хотя, наверное, все еще помнят мою песню, исполненную еще САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ-2 - "Русские, русские" на слова Дубровина! В этот период я написал около 15 вещей и еще больше набросков, но "засветилось" только две песни, вышеуказанная и "Идиллия", которая даже в научно-популярный фильм попала! Но меня просто не хотели понимать. Разве "ритм-энд-блюз" может устареть? Ведь это одно из основных течений в музыке, кто тогда I.S. Bash? Но вот что самое забавное, в этом же году появился ЧИЖ И Ко., вот вам и новая музыка! Нет, у меня нет к этой группе никаких претензий, все очень классно! Но что с нами?! В общем, мы устарели, а на фестивале были модные и молодые и практически никто в долю не попадал, посмотри этот фестиваль "фирмач" - что у него в голове может сложиться о нашей культуре? Культура эта, по меньшей мере, очень странная, от ВИА САМОЦВЕТЫ, ЦВЕТЫ, всех цветов "гитар", мы миновали арт, хард, фанк и плюхнулись сразу в подъезд-рок снизу и в попсу сверху. Очень немного было интересных представителей этой средней стилистики. Проведя несложную аналогию с историей нашего государства, мы из феодально-рабовладельческого строя махнули непонятно во что! Ни имен, ни традиций, ну, естественно, ни культуры! Чего хотим, непонятно? Работая в "Ленконцерте" с 1986 по 1989, был свидетелем непонятных законов, например, больше определенного количества концертов ни группа, ни исполнитель дать не могли! Что это? Из 10 песен, исполняемых тобой, 8 - это песни Союза композиторов, которые именно в те времена некисло "нагрелись", а две можешь исполнить свои, это ли не рэкет в законе, а ведь с каждой исполненной песни, которая регистрировалась в рапортичке, капали копеечки, но в масштабах всей страны это были сумасшедшие деньги! Мы получали по 150 рублей в месяц максимум, отсутствуя в городе подчас по 35-40 дней! Дело опять же не в деньгах, а в правде, хотя сейчас за первое можно и второе приобрести!
Что касается прессы, то мне и откровенно и латентно предлагалось заплатить за статью, везде, конечно, по-разному, ну, в престижной прессе от 50 $ за статью! Были издания, где удавалось написать и бесплатно, очень благодарен тем людям и помню о них! В общем, в любой сфере массовой информации разговор как по шаблону:
"- Да, музыка хорошая, но ведь вы неизвестны. А вот вы напишите про нас и мы будем чуть-чуть известнее. Ведь общественное внимание привлекает частота мелькания статей, дисков или кассет, TV-показы и прочее. Чем этого больше, тем ты ближе к успеху, потому что это кому-то понравится, пусть одному из двадцати, но этот слушатель твой!".
"- А вот, ребята, когда станете популярны, тогда мы о вас и напишем!"
Нет, господа! Когда мы станем популярны, ваше издательство мы будем обходить. А помощь нам нужна сейчас, а не после смерти!
С ТВ - вообще дрова, все то же самое, только ценники выше, один эфир на ЦТ до недавнего времени (возможно, сейчас что-то изменилось) стоил от 500 $ до 2000 $, сколько людей голодных накормить можно, детей и стариков?!.. Ну как, молодость, ты еще не расхотела в шоу-бизнес? Никогда не забуду слова Алексея Мурашова из СЕКРЕТА:
- Серега, ты талантливее всех нас, но не быть тебе популярным никогда!
Спрашиваю: "Почему?"
- Здесь этого не надо!
Вот так, коротко и ясно! Значит, надо только то, что крутится и видится, а люди? Судьбы?
Половина моих коллег сбухалось и померло, измотав себя и тех, кто был с ними рядом! Потому что кто-то здесь, там и везде решил за публику, надо ей это или нет! Лишив музыкантов счастья творить и тем самым обрекая их на одни беды и неудовлетворенность с отсутствием реализации, я просто обличаю вас, господа "фильтры"! Люди должны сами решить, надо им то или нет! Ситуацию в нашей стране можно сравнить с магазинами, в которых одни торты, - не хочешь есть, иди в другой, но ведь только там они же и везде они! Телевизор почти не смотрю! Собрал CD\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ишки около 250 штук и слушаю, когда есть время! Моим студентам невдомек, почему я неизвестен, хотя вроде и видеошколу выпустил в 1997 году и дисков своих куча! Они не понимают еще, что кроме них самих существует мир, которому мы почти не нужны, даже если очень хорошо научиться владеть гитарой! И все будет повторяться, сбухиваться будут уже они, если кишка тонка, ну, а нет, может куда и просочатся! А я давно уже - созерцатель всего того, что вокруг!
Мне уже почти не больно!
Отболело все давно!
Будьте удачливее, чем мы и счастливее! Но накормить бабушку - все-таки дело более благодарное!
P.S. А что касается R. BIackmore, живи он у нас, то скорее всего его обворовывали бы, как и всех нас, на авторские, и был бы он почти неизвестен, ведь он не пишет попсы! Какое счастье, что он не здешний, мир все-таки услышал его великолепную музыку!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета