обзор


Orb, The
Cydonia


(p) & (c) 2001 Universal Island Records Ltd.


13tks/69mins


Вот наконец и вышел в полном смысле слова долгожданный альбом THE ORB. В процессе написания статьи об истории группы я и не ожидал, что он так быстро окажется у меня, так что трек-лист мне уже известен. Буклет "Cydonia" полон коллажей, как бы скрещивающих мудрость древних цивилизаций и техническую мощь современности. Вновь движущей силой проекта и главным координатором выступает эмбиент-гуру, доктор Алекс Патерсон. Основным его напарником является Andy Hughes, но немалый вклад сделал и старый контрибьютор ORB Thomas Fehlmann. Плюс авторы музыки, сэмплов, технический персонал, две вокалистки. В исполнении одной из них альбом открывает совершенная поп-песня "Once More". Каскад электронных конструкций, легкий ритм, нежный, как "Птичье молоко", голос японской вокалистки Аки. Ничего подобного раньше у ORB не было, если не считать "Little Fluffy Clouds" и ремикс Youth'a на другую небезызвестную композицию (я специально переслушал просто идеально скомпилированный сборник лучших вещей ORB "U. F. Off"). Следующий за "Once More" "Promis" с первых же секунд звучания действительно обещает нечто захватывающее. Так оно и есть - это очень плотная, не отпускающая внимания слушателя композиция в классическом стиле последних работ ORB. На заднем фоне проскакивают яркие синтезаторные вспышки, а в мелодических вариациях есть нечто восточное. "Promis" вкрадчиво и незаметно сменяется танцем призраков, "Ghostdancing". И опять название говорит само за себя - медленная вещь с потусторонней, окутывающей дабом аранжировкой, странными сэмплами и томно-драматическим, что типично для трип-хопа, вокалом Нины Уолш. В предыдущей фразе я упомянул два музыкальных стиля, так что "Ghostdancing" можно отнести к чему-то между ними среднему. "Turn It Down" звучит, как говорят на Западе, more upbeat, то бишь с более быстрым ритмом. Тут уж нельзя не вспомнить про стиль, родоначальниками которого и принято считать ORB: эмбиент-хаус. Патерсон всегда использует самые разнообразные сэмплы, и это подчеркивает сноска в данной композиции. В ней, в частности, говорится, что сэмплы использованы с разрешения звукового архива Национальной Британской библиотеки. Иногда всплывающая на альбоме эмбиентная гитара неожиданно заставила меня вспомнить "Spice Crackers" CAMOUFLAGE. После двух коротких интермедий (в забавной "Egnable", найденной среди записей сессий проекта "FFWD", человек постоянно сбивается, пафосно начитывая рекламное объявление курсов изучения языка) следует "A Mile Long Lump Of Lard". Это интересный эксперимент с тяжелым, можно даже сказать, индустриальным звуком, неудивительный для тех, кто хорошо знает альбомы ORB последних лет. Совсем иначе звучит "Centuries", приятная песня с мягкой мелодией и ровными электронными пульсациями в стиле UNDERWORLD. Не менее красива и следующая вещь, "Plum Island". Но если предыдущую исполняла Аки Омори, то эту - Нина Уолш. Часть композиции (extract) "Hamlet Of Kings" уже была доступна относительно широкой аудитории, так как выходила на ранее рецензировавшемся мной саундтреке к телесериалу "Randall & Hopkirk (deceased)". И после еще одной интермедии "1, 1, 1" осталось лишь два трека, но каких! Во-первых, скоростной, слегка джанглирующий (?!) шизодаб (!!) "Thursday's Keeper". Это отличная, к тому же прикольная вещь с задорными звуками пионерских горнов. Слушая компакт в первый раз, я не смотрел ни на его общее время, ни на длину треков. И вот когда зазвучал последний, чем дальше, тем больше мне хотелось, чтобы он не заканчивался. Что ж, в каком-то смысле мои надежды оправдались, он длится больше одиннадцати минут и, во всяком случае, он самый длинный на диске. Это "Terminus", записанный просто классным составом: Paterson/Fehlmann/Hughes/Fripp. В общих чертах можно сказать так: в прихотливые узоры, вытканные Патерсоном и Ко, органично вплетается неповторимый тембр гитары Роберта Фриппа, и "Terminus" служит прекрасным финалом альбома "Cydonia". Что ж, это хороший альбом, хотя и никаких открытий Алекс Патерсон не сделал. Впрочем... Заметно, что Патерсон все больше обращается к песенному жанру. Кажется, это логично и, по-моему, не должно беспокоить поклонников Доктора. Все течет, все изменяется. Но стиль остается. "Cydonia" не выглядит самопародией. Тем более этот альбом наверняка будет интересен широкой аудитории. Все же существует некоторая проблема, которую можно пояснить на примере. Я услышал мнение, что группа MOLOKO специально сделала танцевальный ремикс "Bring It Back", чтобы приманить массы на свой мудреный и "элитарный" альбом. Оставлю это без комментариев, но в случае с THE ORB ситуация другая: те, кто, услышав "Once More", решат купить альбом, не прогадают. Это позитивная музыка, но не скучная. И не один раз слушается с удовольствием.

П. Канаш

© 2005 музыкальная газета