статья


Stranglers, The
"Шоу-бизнес все убивает"



Группа THE STRANGLERS (первоначально THE GUILFORD STRANGLERS) была сформирована в 1974 году в Childdingford, графство Surrey. Дебют THE STRANGLERS в лондонских клубах пришелся как раз на время первых успехов THE SEX PISTOLS. С панк-группами "Душегубов" сближала атмосфера скандала, сопровождавшая все их начинания. Так, на своих плакатах они помещали фото женщины, задушенной психопатом (мозаичным?) из Бостона, а один из концертов сопровождался вульгарным шоу с участием нескольких десятков проституток и был прерван после вмешательства полиции. В британской прессе время от времени появлялись сообщения об аресте членов группы.

Первые альбомы THE STRANGLERS предлагали публике традиционные, мелодичные песни, исполняемые, однако, с панкроковой резкостью. В некоторых композициях с целью создания интригующей атмосферы были задействованы синтезаторы, саксофоны и клавесин.
Более разнообразный материал группа представила после 1979 года: появились вальсы, баллады, вкрапления испанской музыки, характерные для произведений Franz Shubert полифония, музыкальный гротеск. Тексты большинства песен были посвящены загниванию капитализма. Скучному существованию и погоне за комфортом "Душители" противопоставляли героический мир викингов с их путешествиями и завоеваниями. Резко отрицательно высказывались об инопланетянах, роботах и автоматах. (Вот, оказывается, откуда ноги растут у blаck-metal пингвинят, а вы говорите: BATHORY, BATHORY...). В манифесте, опубликованном на сингле "Aural Sculpture" (1983) - написанном под влиянием текстов сюрреалистов и дадаистов - стрэнглеры обвиняли мир рока в шарлатанстве и проституции. В 80-е и 90-е группа записывала альбомы, участники THE STRANGLERS снимались в кино. Так, незаметно, дожили они и до наших дней. Недавно на рынке появился их новый концертный альбом "S Live 01", что и дало повод обратиться за разъяснениями к басисту и вокалисту группы Jean-Jacques Burnel.

- Почему материал, записанный несколько лет тому назад, вы решили издать только сейчас?
- Это решение лейбла. Эти песни вообще могли не появиться на свет. Мы играли их уже с Baz Warn, который заменил нашего гитариста John Ellis, ранее игравшего в THE VIBRATORS.
- Вы являетесь старожилами сцены и ваши главные хиты были написаны много лет назад. Как вы думаете, новый альбом в основном будут покупать ваши старые фаны, ностальгирующие по былым временам? Ведь вы уже не являетесь кумирами подростков...
- Да, в свое время мы были любимцами тинейджеров, но это продолжалось недолго. Нас не очень часто крутят по радио, но люди покупают наши альбомы и без этого. Думаю, наши фаны выросли вместе с нами и с удовольствием послушают эти песни.
- Но может ли ваша музыка конкурировать в хит-парадах с Britney Spears?
- А я и не собираюсь с ней конкурировать. У меня же нет такого роскошного бюста, как у нее. С удовольствием бы его поласкал. А если говорить серьезно - я не хочу ни с кем конкурировать.
- У вас было много забавнейших хитов: "No Mercy", "Let Me Down Easy", "Always The Sun", "Big in America". Какой из них был самым успешным?
- В разных странах успеха добивались разные песни. По правде говоря, у нас никогда не было ни одного настоящего хита в мировом масштабе. В этом была большая заслуга журналистов, которые часто старались нас очернить, сделать из нас психопатов.
- Многие ваши песни, несмотря на то, что записаны очень давно, звучат на удивление свежо. Это заслуга вашей музыкальности, хорошей выучки?
- Нет, это не имеет ничего общего с музыкальностью, скорее всего дело в самом процессе написания песен. Со временем он меняется, но песни остаются, независимо от того, какой ритм им придали. Каждое поколение обладает своим характерным звучанием и мелодикой. Песню двадцатилетней давности можно сыграть по-новому, при этом она все равно сохранит свои характерные черты. Просто нужно писать хорошие песни - вот и весь секрет.
- Вы существуете с 1974 года. Можно ли сказать, что THE STRANGLERS добились наибольшего успеха из всех панк-групп?
- Мы так не считаем, хотя нам лейбл наверняка так и скажет.
- В таком случае можно ли утверждать, что вы обладаете полной свободой в своей творческой деятельности?
- Мы обладаем этой свободой, однако далеко не всегда то, что полезно для творчества, оказывается позитивным для группы с точки зрения коммерции. Мы можем позволить себе роскошь творить без ограничений, сохраняя при этом андерграундный характер нашей музыки.
- В последнее время вы много путешествуете. Побывали в Косово, ранее дали концерты для британских солдат на Кипре и Фолклендских Островах. Каково это, выступать в подобных местах?
- Я удивляюсь, как мы могли на переломе веков допустить такие страшные войны в бывшей Югославии. В двух часах лету от Лондона люди убивают друг друга и права человека совершенно не уважаются. Это удивительно, что через 2000 лет после рождения Христа люди продолжают с оружием в руках выяснять, какая религия лучше, какая раса выше. Я не понимаю, почему такая богатая и сильная страна как США относится к этому настолько безразлично. Не понимаю, почему люди в России терпят откровенную бандитскую, мафиозную власть, а во всем мире жестоко обращаются с детьми. В таких местах я всегда об этом помню. Выступления в Косово или Боснии носят особую эмоциональную окраску.
- В 70-е панк спровоцировал революцию нравов в Великобритании. Тогда говорили, что музыка высвобождает в людях офигительную энергию, делает их свободными. Сейчас считают, что музыка может подтолкнуть человека к убийству. Ты согласен с таким мнением?
- Глупости все это. Ни heavy, ни death-metal, ни какая-либо другая музыка не имеет ничего общего с кознями Сатаны. Дети должны подрасти и перестать верить в этот идиотизм. Я принадлежу к тому поколению, которое верило, что музыка является чем-то важным и обладает разрушительной силой. Любую музыку надо рассматривать в контексте времени, в которое она создается. Marilyn Manson, к примеру, очень даже приятный мужчина. Я не вижу разницы между ним и старым добрым Элисом Купером. Относится к нему можно по-разному, кому как удобнее. Одни видят в нем Мессию, другие артиста, а третьи психопата. Нужно помнить, что все в этом мире относительно, и тогда все у вас будет в порядке.
- Каким будет мировой музыкальный рынок в XXI веке?
- Мне кажется, что музыка будет более космополитичной. Крупные лейблы постараются избавится от настоящих артистов (они их не любят) и создадут собственных - марионеток без крупицы таланта, лишенных воли и идей.
- Значит, настоящее искусство окажется в андерграунде?
- Да, оно начнет уходить в подполье. Добираться до него будет все труднее и труднее. В музыке уже ощущается отсутствие энтузиазма, страсти. Шоу-бизнес все убивает. Лейблы все хотят взять под свой контроль, затрачивать минимум усилий и зарабатывать по максимуму. Это печально. Нельзя забывать о том, что артист - это человек, и что он обладает душой и индивидуальностью.
KValera

© 2005 музыкальная газета