обзор


Zorn, John
Masada 6


(c) & (p) 1995 DIW


(p) 2001 Stress Rec.

9tks/61mins


(John Zorn - as; Dave Douglas - tp; Greg Cohen - b; Joey Baron - dr)
Джон Зорн создал свой новоджазовый квартет МАСАДА в начале 90-х, когда еще существовали другие его нашумевшие хардкор-джазовые проекты NAKED CITY и PAINKILLER. В отличие от них, МАСАДА сразу же принялась "разрабатывать" тематику еврейской музыки. Даже в оформлении всех альбомов квартета используется исключительно древнееврейская символика, а названия альбомов соответствуют буквам иврита. (Название этого диска звучит на древнееврейском как "Вав".)
МАСАДА - самый джазовый из всех проектов Джона Зорна. И хотя он все же основан на еврейской музыкальной традиции, это ощущается лишь в тематике мелодий, причем далеко не всегда. В основном это современный фри-джаз с достаточно экстремальным саундом, главным образом, за счет самого Зорна, который является большим специалистом по выдуванию из альт-саксофона всяких необычных звучаний - свистов, вскриков, скрежетов. Он любит играть в очень высоком регистре, так что слушатель не очень знающий может запросто на слух перепутать его инструмент с сопрано.
Но это все было вступление, которое, похоже, затянулось. Приступим к самому альбому. Во-первых, это новое московское переиздание альбома 1995 года. Во-вторых, 6-я МАСАДА, пожалуй, одна из самых мягких и "благозвучных" в этой серии. Сам Зорн почти все время играет нормальным звуком, импровизации очень мелодичны и вовсе не экстремальны, чуть ли не треть вещей вообще медленные и лирические, почти жалобные. Вообще голых эмоций, так характерных для музыки Зорна, в этом альбоме не очень много - он оставляет впечатление более рассудочного, спокойного и продуманного. Хорошо ли это? Уж как для кого. Кому больше нравится именно неистовость и непредсказуемость саксофониста, тому этот проект может показаться пресноватым, но если вам по душе изысканные хитросплетенные тонкие импровизации на красивые темы, то это для вас.
На мой взгляд, MASADA 6 - все же несомненная удача Зорна - он дает возможность получить удовольствие от чистого музыкального процесса. А если потом захочется немного ударить по нервам - поищите другие его альбомы, и найдете нужные эмоции в изобилии.

Евгений ДОЛГИХ

© 2005 музыкальная газета