статья


Filter
Не все призваны быть лидерами



Нелегка судьба простого сессионного музыканта. Порой так хочется пофантазировать, поимпровизировать на сцене, а тебе говорят: "Играй по написанному и не умничай". А ведь и этот отряд класса музыкантов представлен людьми довольно творческими, поэтому некоторые из них и основывают свои группы, обреченные быть вечно вторыми. Хотя все-таки большинство сессионных музыкантов предпочитает находиться под чьим-то началом. Не все призваны быть лидерами.

Гитарист Richard Patrick и клавишник-программист Brian Liesegang даже и не подумывали о роли лидеров во время своей работы в NINE INCH NAILS. Каждый в свое время, они предпочли отказаться от продолжения совместной работы с Трентом Резнором, без обид и по обоюдному согласию, чтобы заявлять о себе в музыке собственными произведениями.
Вдвоем они организовали группу FILTER, в активе которой на сегодня уже два альбома, "Short Bus" и "Title Of Records", интересные работы к разным саундтрекам, сотни выступлений по всему миру. FILTER, как это ни парадоксально, является опять же сборной "временных" музыкантов, находящихся как бы на испытательном сроке. Ну а Ричард и Брайан вдоволь могут (могли) потешить самолюбие своим лидерством. Под их чутким началом работают (работали) басист Frank Cavanagh, гитарист Geno Leonardo и барабанщик Matt Walker.
"Filter" называлась демо-лента записей Ричарда Патрика, продававшаяся еще во время его пребывания в стане NIN. Создание одноименной группы практически совпало с моментом подписания Патриком контракта с Reprise Records. Однажды официальные представители этого лейбла посетили музыканта, чтобы лично увидеть те условия и оборудование, на котором он работал, записывая демо. Попробуйте представить себя на месте визитеров, когда те увидели, как одна из кошек Ричарда преспокойно завтракала в одном из динамиков монитора, а другая дремала в соседнем, причем колонка функционировала "прекрасно". Этот случай помог заключить контракт побыстрее.
Почему же FILTER? Название Ричард и Брайан извлекли из теории немецкого ученого Иммануила Канта о субъективной реальности. Исходя из этой теории, между материальным миром и сознанием существует некий фильтр. Реальность же заключена в сознании, но никак ни вне. Восприятие определяет нашу реальность. Патрик же утверждает, что разум каждого из нас и есть этот особенный мир.
Что касается музыкального стиля FILTER, то Брайан, мягко говоря, нервничал, когда их называли индустриальщиками. Некоторые полагаются на определения вроде "гипно-рок", "техно-трэш" или более круто и менее переводимо - "unadultered alt-rock". Во как! Ричард Патрик прокомментировал ситуацию так: "А почему бы не индастриэл? Это определенная категория. Во всяком случае, ничего интересного в этом стиле не было с 1988 года, когда MINISTRY и SKINNY PUPPY делали свою лучшую работу. А "великие и ужасные" критики нарекли творчество FILTER "интерпретацией арт-школы BLACK SABBATH для идиотского поколения". Короче говоря - гранджем.
Richard Patrick родился 10 мая 1968 года. В девять лет впервые подержал в руках гитару, с тех пор, являясь поклонником U2 и THE CURE, считает себя хорошим музыкантом. Первым музыкальным экспериментом Ричарда, результатом которого стала настоящая запись, пускай и на виниле, была школьная группа THE AKT (на пластинке - THE ACT). Забавный факт: на обложке присутствует благодарность Роберту М. Патрику. Это старший брат Ричарда. И мы все его отлично знаем по роли в фильме "Т-2", где он сыграл киборга Т1000. О дальнейшей судьбе THE AKT/ACT практически ничего не известно, как и о прошлом Ричарда. Отыграв два с половиной года гитаристом в NINI INCH NAILS, Ричи обрел кое-какие навыки и опыт, чтобы после ухода в 1992 г. организовать FILTER.
Brian Liesegang (1970 г.), теперь уже бывший участник и NIN, и FILTER, в которых выступал в качестве клавишника и программиста, много своих сил и идей отдал работе над дебютным альбомом FILTER "Short Bus". Этот диск они с Патриком задумали, путешествуя по Великому Каньону. Запись проходила в Кливленде. 25 апреля 1995 г. последовал выход альбома и начало двухгодичного турне. Название альбома номинативно означает маленький автобус, который в Штатах возит в школу детей из неблагополучных семей. Но не следует воспринимать этот факт как насмешку. Музыканты обратили его в послание о том, что очень многое еще должно быть пересмотрено в человеческих отношениях без предрассудков и домыслов. Каждая песня в "Short Bus" представляет личное, сугубо личное мнение Ричарда и Брайана, причем музыка и лирика никак навязывают слушателю это мнение, а лишь подталкивают к развитию своей точки зрения на тот или иной факт, событие в жизни.
Несомненным хитом альбома является песня "Hey, Man, Nice Shot". Во всех своих интервью музыканты говорят о ней: "Пожалуйста, поймите, что песня эта ни в коей мере не касается Курта Кобейна. Она основана на видеопленке, где запечатлено самоубийство одного политика, уличенного в коррупции". Ричард хранит копию этого видео в личной фильмотеке.
Подробности ухода Брайана из FILTER не стали известны ни журналистам, ни публике. Известно только, что Lisegang работает со своим новым проектом ASHTAR COMMAND, с которым уже записал два трека к фильму "The Avengers". Во время нескольких концертов они помогали Ричарду.
В течение "Short Bus Tour" состав FILTER был неожиданно стабильным. Брайан играл на гитаре. А его синтезатор в это время лежал перед ним на сцене, и Брайан запросто "играл" на нем ногами (техника, она все выдержит).
Рич в турне свои вокальные партии также дополнял игрой на гитаре. На басу играл Franc Cavanagh, и, наконец, позади всех за барабанами пристроился Matt Walker. Да, чуть не забыли Geno Leonardo, роль которого значительно выросла летом 1997 г. после ухода Brian Liesegang. Жесткого гастрольного графика не выдержал и Matt Walker. Он не задержался в группе еще и потому, что был сессионным ударником у SMASHING PUMPKINS. Да и к этому времени его больше волновала судьба собственного проекта CUPCAKES. Выбор FILTER пал на Стива Гиллиса (Steve Gillis).
Необходимо отметить, что постоянно тасуя состав группы, Ричард Патрик набирал не просто людей с улицы, за исключением, наверное, Фрэнка, которого он отыскал в одном из баров. Franc Cavanagh стал полезен для FILTER не только своим умением обращаться с бас-гитарой, но и огромным опытом европейских туров. Еще в 16 лет, путешествуя по различным наполовину спортивным, наполовину музыкальным фестивалям в составе своей скейт-панк-группы OUTFACE, они открывали для себя не Англию с Францией, а Восточную Германию, Чехию и Польшу.
Geno Leonardo даже и не подумывал о хорошем продолжении своей карьеры в музыке, начав работать лишь звукоинженером у FILTER, после не совсем удачных гастролей с другой группой под названием CHEMLAB. Он провел четыре года в музыкальном колледже в Бостоне, изучая "music production & engineering", плюс делал небольшую работенку для MINISTRY, SISTER MACHINE и CHEMLAB.
После изматывающего турне группа сбавила обороты. FILTER лишь записывали по одной песне к звуковым дорожкам фильмов "Секретные материалы", "Ворон-2". Саундтреки становились "золотыми".
В 1999 году FILTER записали свой второй альбом "Title Of Record", который был встречен критиками более лояльно, а фэнами - просто "на ура". После турне с WHITE ZOMBIE и SMASHING PUMPKINS FILTER наконец сами смогли стать хэдлайнерами многих фестивалей. Песни "Welcome To The Fold" и "Take A Picture" попали в ротацию известных радиостанций и музыкальных телеканалов.
С альбомом "Title Of REcord" Ричард Патрик сделал амбициозную попытку "отфильтровать" из музыки все лишнее и ненужное, помня, что музыкант несет ответственность: "Каждое слово, которое вы слышите с пластинки, я пережил лично. Будучи музыкантом, я имею возможность создавать музыкальные путешествия - то, что делали для меня любимые группы".
Если это не пустые слова, то многие фанаты FILTER обрели в лице Ричарда Патрика своеобразного Моисея, который проведет их через бесконечное пространство современной музыки.
Владимир ЖДАН

© 2005 музыкальная газета