обзор


Projectus
И.-С. Бах. Пастораль. Гитарные транскрипции

PROJECTUS

И.-С. Бах. Пастораль. Гитарные транскрипции
(p) 2000 Manchester Files


18tks/59mins


Лет тридцать с лишним назад, накануне окончания школы, я участвовал в турпоходе. Ночью к нашему костру от одного из соседних бивуаков подошел незнакомый парень с гитарой. Когда все перепели и переиграли все, что знали, и возникла пауза, наконец (слегка подстроившись), заиграл и он. Музицировал парень минут десять; на импровизацию это, впрочем, не смахивало - слишком стройно все звучало. Когда музыка смолкла, кто-то из наиболее продвинутых одноклассников поинтересовался, не Бах ли то был. "Да, "Чакона", - сказал парень и растворился в ночи. Много позже я узнал, что гитарное переложение одной из частей "Партиты ре минор" Баха для скрипки соло сделал Андрес Сеговия и что данная пьеса наряду с "Токкатой и фугой ре минор" относится к разряду так называемых классических шлягеров (задолго до Сеговии появился ряд фортепианных транскрипций "Чаконы").
Переложения Иоганна-Себастьяна Баха (1685-1750) для дуэтов акустических гитар пришлось услышать впервые. Сделал их (и записал вместе с Сергеем Золотаревым и Антоном Фомичевым) Владимир Кузнецов. В одном месте ("Largo") звучат все три гитары; переложение арии "Agnus Dei" Владимир записал в сопровождении Ларисы Малышевой (Concert C-155 KORG). Отрадно, что при составлении программы артисты не пошли по шлягерному пути (да, "Чакона" и "Токката" достаточно масштабны, но и известной флейтовой "Шутки" - "Badinerie" - на альбоме нет).
Впрочем, из краткой аннотации к альбому можно узнать, что все вошедшие в него композиции, кроме вышеупомянутой арии, были написаны Бахом для клавишных инструментов (однако великий композитор не создал ни одного произведения для появившегося задолго до его кончины молоточкового фортепиано). Очевидно, репертуар подбирался под состав - в той же аннотации подчеркивается определенное сходство гитары и клавикорда и упоминается о приспособлении Laute (после его приведения в действие звучание клавесина напоминает звучание лютни).
С другой стороны, PROJECTUS не скрывает намерения расширить сегодняшнее представление о творчестве Баха. Он ведь и сам благодаря своему несомненному новаторству постоянно делает это - программа, заложенная Бахом при его жизни, будет работать еще долго. По крайней мере, до тех пор, пока будет существовать академическое исполнительство.

С. Золотов

© 2005 музыкальная газета