статья


Aerosmith
«аэроджоны… блин… аэробиллы… не… а, воаэросмиты!»



Известнейшая рок- (поп-?) команда решила порадовать (огорчить?) своих поклонников очередным гениальным (отстойным?) альбомом, которого пришлось ждать целые (всего?) три года. Учитывая весьма плодотворный тридцатилетний стаж работы "аэросмитов" на поприще, условно говоря, хэви-метала, новый релиз по крайней мере должен быть... должен быть. Но если с датой выхода нового диска пока все идет согласно расписанию (март), то вот о музыкальном наполнении альбома в народе говорят, по меньшей мере, осторожно. Слишком много было в истории группы неожиданных и, казалось бы, ничем не мотивированных осечек, а иногда и просто провалов. Но группе такого ранга данные ситуации не то что не запрещены, а наоборот, даже предписаны к применению (чтобы не расслаблялись и не слишком засахаривались в славе). "Аэросмиты" прошли сквозь клокочущие 70-е, остепенившиеся 80-е, прагматичные 90-е и вот уже, будучи маститыми пятидесятилетними звездами, тянут и на новое тысячелетие. И Бог им в помощь. Хотя, по правде говоря, всю свою жизнь участники знаменитой группы больше полагались на зеленого змия, собственную интуицию и не гаснущее с годами чувство локтя, чем на боженьку. На то они и AEROSMITH. На то они и легенда.

Как полагается, немного истории. Даже не немного, ибо, как я говорил, за тридцать лет своего существования группа основательно обросла легендами, слухами, присказками, шутками и прибаутками. Впрочем, как и полагается любой мейнстрим-команде, которая никогда не противилась просьбам продюсеров поскандалить и вообще маленько оттянуться под улюлюканье репортеров и толпы.
Даже зеленым (в синий горошек) лысым чернобыльским ежикам известно, что AEROSMITH -- это Стив Тайлер, а Стив Тайлер -- это AEROSMITH. Но вот не всем ведомо, что по правде Тайлер -- это и не Тайлер вовсе, а Стивен Виктор Талларико (Stephen Victor Tallarico, р. 26.03.1948 г). Но, сами понимаете, быть всю свою жизнь Таллариком будущая звезда ну никак не хотела, поэтому в скором времени этот самый Талларик приказал долго жить, а на свет божий явился Стивен Тайлер, единственный и неповторимый шоумен и, по совместительству, лидер известной на весь мир команды.
...Естественно, поначалу группа не могла похвастаться избытком внимания к себе. Занимаясь на заре своего творчества исключительно каверами да поисками подходящего названия для своего бэнда, парни откровенно дурачились, не слишком сильно беспокоясь о том, что бесконечно пользоваться популярностью "роллингов" невозможно и что вскоре им придется строить собственную дорогу. Но, несмотря на пока явную зависимость от своих кумиров, первый диск начинающих музыкантов, "Aerosmith", в конечном итоге достиг платинового статуса! В составе: Стивен Тайлер (вокал, гармонь, пианино, мандолина), Энтони Джозеф Пэрри (Anthony Joseph Perry, лидер-гитара; р. 10.09.1950 г.), Брэд Эрнест Уитфорд (Brad Earnest Whitford, гитара; р. 23.02.1952 г.), Джозеф Майкл Крамер (Joseph Michael Kramer, ударные; р. 21.06.1950 г.) и Томас Уиллиам Гамильтон (Thomas William Hamilton, бас-гитара; р. 31.12.1951 г.) команда, окрыленная успехом (а этому во многом способствовал контракт с Columbia Records), ринулась в омут шоу-бизнеса, запальчиво считая, что уж теперь точно все их мечты сбудутся в "максимально полном объеме". Но на тот момент в истории рок-музыки вздорные мальчики проходили под штампом "однодневки". Шел 1973 год.
Сделав очень резонные выводы из причины успеха своего дебюта, музыканты решили продолжать в том же духе, т. е. упор на простоту и коммерческую составляющую с течением времени только усиливался. "Аэросмиты" пошли по пути наименьшего сопротивления. И это было мгновенно оценено "акулами шоу-бизнеса", которые приложили максимум усилий, чтобы их подопечные стали вторыми "роллингами". "Get Your Wings" (1974), "Toys In The Attic" (1975) - эти последовавшие за первым диском работы стали в своем роде классикой стиля; то, что предлагали AEROSMITH, т. е. задорный, крикливый и очень запоминающийся вокал Тайлера, набор затейливых поп-мелодий Перри в общей декорации хэви-метал (этого "метал" было отмерено ровно столько, чтобы слушатели называли главные хиты AEROSMITH рок-балладами), стало очень продаваемо и узнаваемо вообще. Но, между тем, группа начала работать над своим звуком. Это впервые почувствовали на своей шкуре продюсеры, начавшие подмечать тот факт, что юнцы потихоньку выходят из тех узких рамок стиля, которые они же сами и создали. Иначе говоря, музыканты стали искать свой стиль, свой звук, и с течением времени аранжировки стали заметно усложняться, появились причудливые гитарные переборы, наконец, стали набирать обороты композиторские таланты участников группы. Те ранее приводившие в полный восторг непритязательных посетителей бостонских клубов кальки с ROLLING STONES и даже LED ZEPPELIN стали заменяться более продуктивным (и, что очень важно, с упором на будущее) студийными экспериментами. Впервые критики стали подмечать в команде "отдельные сдвиги с мертвой, пророллингстоунзовской точки". По мнению многих, если бы группа тогда, в середине семидесятых, не начала работать над своим творчеством, она бы в скором времени просто не выдержала конкуренции тех команд, которые начали работать уже вслед за ней. Музыканты очень вовремя почувствовали, что им наступают на пятки те молодые да ранние, которых они сами и породили, посему надо было выбирать -- прогресс или участь "хорошей команды из Бостона, которая развалилась по собственной лени". Музыканты выбрали первое. И начались неизбежные трудности.
Уже начиная с третьего альбома команды, "Rocks" (1976), фаны AEROSMITH начали отмечать излишнюю "завороченность" своих кумиров. Как вы, наверно, уже сообразили, искреннее желание музыкантов перестать выглядеть неуклюжей пародией на "роллингов" обернулось против них самих. "Toys In The Attic", шедевр поп-рока, тянул группу назад, к простеньким и легким поп-ритмам, музыканты же уже считали, что та работа была хоть и удачной, но чересчур коммерческой. "Аэросмитовцы" были довольны шумихой вокруг собственного имени, но между тем понимали, что так долго не может продолжаться. Поэтому "Rocks", коммерчески не слишком выигрышный диск, тем не менее, стал очень популярен в среде именно музыкантов, которые посчитали работу очень удачной, идейной и небесполезной для рок-музыки вообще. Так что, с одной стороны, Тайлер сотоварищи получали положительные рецензии от музыкального бомонда, но с другой... с другой шло угрожающее шипение продюсеров, недовольных состоянием финансовых дел. Назревали расторжения контрактов, руководство Columbia Records также начинало хмуриться, не понимая, почему так удачно стартанувшей группе вдруг понадобились какие-то эксперименты. Музыканты попытались найти компромисс на своем следующем диске, но... все закончилось катастрофически: "Draw The Line" был одинаково плохо воспринят как критиками, так и гораздо более терпимыми к причудам своих богов фэнами. Настал один из самых тяжелых периодов в истории группы. Он продолжался долгих пять лет, с 1978-го по 1982-й, и за это время на долю AEROSMITH выпало немало бед и потерь. "Live: Bootleg" (1978), "Night In The Ruts" (1978), "Rock In A Hard Place"(1982) не приносили желаемых результатов и еще глубже закапывали группу в грязь. И, как это часто бывает, на раненого волка напали шавки, т. е. журналисты, и уже, казалось бы, полностью забытые пересуды относительно изначальной вторичности AEROSMITH вновь стали актуальными в прессе. А тут еще панк-рок подоспел, и, как выяснилось, для некогда "новых героев Америки" места уже как бы и не осталось. Но одними проблемами с продажами дисков дело не ограничилось: метастазы неудач стали проникать и в жизненно важные органы коллектива, и тонущий "Титаник" стали покидать члены команды -- сначала ушел Перри, вторая ключевая фигура команды после Тайлера, а потом с друзьями-коллегами распрощался и Уитфорд. Нельзя сказать, что они просто "кинули" свою команду, просто Перри и Уитфорд решили сделать паузу в истории AEROSMITH. Оба занялись своими проектами, таким образом, дав начинавшему испытывать проблемы с героином Тайлеру разобраться с самим собой и заняться, наконец, собственным здоровьем. Но ситуация только ухудшалась. Поэтому приход нового человека в умиравший коллектив был как никогда кстати. Джимми Креспо (Jimmy Crespo), очень органично заменивший собой Перри, влил в группу порцию свежей крови, не отягощенной наркотой и быстрой (и поэтому губительной) славой. Но положение дел было так тяжело, что фактически приходилось начинать все с начала, т. к., к примеру, Тайлер (ранее употреблявший наркотики так, для баловства) основательно сел на иглу и уже практически потерял возможность контролировать свои поступки и высказывания. И в 80-е группа вошла разболтанным, несмазанным механизмом, жизнедеятельность которого поддерживалась только условиями контракта. Точка? Нет, точка с запятой. Ибо продолжение все-таки было. Но попозже.
Второй день рождения команды пришелся аж на середину 80-х. Вероятно, все вы видели пародию "аэросмитов" на самих себя в клипе "Walk This Way", где бок о бок с металлистами фигурировали невозмутимые рэпперы из RUN DMC. Так вот, для группы этот клип был не просто визуальным рядом, он воистину стал той так долго ожидаемой искоркой, с помощью которой команда смогла вернуться туда, где столько лет властвовали другие, -- на трон поп-рока.
Под шумок перепевки "Walk This Way" группа начала записывать новый альбом. Можно сказать, возвращение состоялось. В работе над диском принимал участие, как ни странно, и Перри, (на пару с Уитфордом). Так что, как видите, последние, толком-то ничего и не добившись на сольном поприще, заискивающе улыбаясь (и как можно выше подняв белый флаг), вернулись в AEROSMITH.
Нельзя сказать, что после такого затяжного "отпуска", сопровождавшегося скандалами, всяческими хлопаньями дверьми, затяжными героиновыми отключками, группу встретили с распростертыми объятиями. AEROSMITH пришлось крепко поработать над собой, чтобы оправдать свой некогда звездный статус. На это все потребовалось три отличных диска: "Done With Mirrors" (1985), "Permanent Vacation" (1987) и "Pump" (1989). Помимо всех платин, мультиплатин и ультраплатин экстра бонус плюс, неожиданно оказалось, что из многочисленной и, казалось бы, "форевер" когорты поп-хэви-металлистов в "живых" остались только сами AEROSMITH да еще MOTLEY CRUE, т. е., когда жанр роковых баллад стал ощутимо терять своих героев (CINDERELLA, EUROPE и т. д.), лишь две команды из числа ветеранов смогли не только устоять под нажимом панка/хардкора, но и добиться ощутимых результатов. Относительно новые хэви-метал-коллективы в лице GUNS N'ROSES, W.A.S.P., ANNIHILATOR, BLACK CROWES также переживали не лучшие времена, но, по примеру AEROSMITH, вышеперечисленные коллективы также решились пройти через огонь, воду и медные трубы, чтобы потом, несколько видоизменившись, найти свою нишу даже в условиях накрывшего весь мир гранджа. Но, конечно, все понимали, что золотые времена поп-хэви канули в Лету. Однако AEROSMITH не верили, что на их родном стиле, которых их выкормил, вырастил и привел в конечном итоге к мировой славе, можно так просто поставить крест. Команда писала новые песни, чарты лопались от количества попавших на первые места синглов с новых альбомов, а Тайлер со своими хлопцами пребывал в спокойствии относительно будущего команды. После всех передряг группа вышла на новый уровень: если раньше AEROSMITH были просто популярными, то теперь они стали живыми (!) классиками. Впрочем, в том, насколько хорошо чувствовали себя неутомимые бостонцы, вы можете и сами убедиться - достаточно для этого вспомнить, как часто вы видели знаменитый зев Тайлера на своем экране. Или не менее выразительный стан его дочери, Лив Тайлер, своеобразного логотипа команды. Впрочем, обо всем этом "Музыкальная газета" уже рассказывала, я лишь освежаю вам вашу же память об основных вехах в истории AEROSMITH. Напоследок лишь сведу под общую черту то, чем занималась команда последние два года.
Закончив мировое турне в поддержку альбома "Ones" (прибыль от концертов "чистыми" составила 22 миллиона долларов), мужики приготовились к очередным призам и награждениям в самых разных номинациях. И, как всегда, не ошиблись. "MTV Music Video Awards" щедро одаривала своих фаворитов подарками, памятуя о том, что AEROSMITH всегда с удовольствием принимали приглашения на выступления в рамках этого канала. Но, видимо, судьбе надоела затянувшаяся белая полоса AEROSMITH, поэтому прямо перед очередным гастрольным туром Тайлер имел честь неудачно "урониться" на одном из концертов, серьезно повредив колено, в связи с чем львиную долю турне пришлось отменить. А тут еще стукач группы, Краммер, попал в автокатастрофу, в результате которой он, к счастью, отделался легкими повреждениями, но вот все его барабанное обмундирование благополучно сгорело. В итоге практически весь график концертов передвинули на сентябрь. Зато уж на саундтреке к блокбастерному во всех отношениях фильму "Армагеддон" Тайлер отыгрался по полной программе, отхватив кучу призов за душещипательную рок-балладу в лучших традициях 70-х "I Don't Want To Miss A Thing" (сам Стив эту вещь иногда шутливо называет "Don't Wanna Kiss Your Thing"). На церемонии вручения "MTV Music Awards" старый рокер сердечно благодарил свою дочь Лив (она, кстати, снималась в этом фильме), без которой этой песни просто не могло бы быть. А в том же 1998 году AEROSMITH выпустили двойник своих концертных записей, "A Little South Of Sanity", на котором были записаны лучшие выступления группы за последние два мировых тура. Релиз состоялся на Geffen Records, т. к. контракт с Columbia уже был завершен.
Последнее время группу все чаще стали замечать в, скажем так, не совсем музыкальных акциях. Например, Перри, уже давно подозревавший в себе актерские таланты, принял участие в боевике с элементами документального кино "Life On The Street", где он играл роль копа. Также вся группа "засветилась" в романе Elmore Leonard "Be Cool" в роли самих себя. Что же касается лично Тайлера, так он всегда был неравнодушен к неожиданным экспериментам: например, именно он был инициатором приглашения RUN DMC для работы над эпохальным "Walk This Way"; никто, тем более продюсеры Columbia Records, и в самых страшных снах не мог себе представить, как смогут рок- и рэп-исполнители гармонично и без самолюбования ужиться вместе в студии, не говоря уже о съемочной площадке. Вообще, в последнее время Тайлер особенно много работает с молодежью, с удовольствием принимает участие в различных фестивалях в поддержку молодых талантов (правда, свою роль в данных мероприятиях Стив сводит к банальному финансированию, но и это уже очень много, не правда ли?), а также фигурирует в списках самых щедрых, в плане чаевых, звезд. Тайлер, несмотря на то, что ему уже за пятьдесят, по-прежнему остается тем вихрастым и немного взбалмошным подростком, каким его привыкли видеть тысячи и тысячи людей тридцать лет тому назад. Эти его непосредственность, простота в общении и умение полностью расположить к себе собеседника позволяют сказать, что вирус звездной болезни в его крепкой рок-н-ролльной душе не гнездится. Стив по-прежнему доступен и, несмотря на его очень лояльное отношение к современной музыкальной индустрии (которая не без основания считает его "своим"), не корчит из себя Бога и не прячется без причины за спинами секьюрити. Тайлер всегда был рокером, пусть даже поп-рокером, но его деятельность, его усилия, возможно (это покажет время, хотя, в принципе, это уже сейчас видно), и позволили говорить о том, что хэви-метал не совсем еще того... такому упорству, такому стремлению к жизни и к любимого делу можно только позавидовать. Что ж, на этом мажорном аккорде мы, пожалуй, и закончим. Будем ждать нового диска, будем ждать новых гастролей, будем ждать старых и в то же время новых AEROSMITH.Дмитрий БУРБУТЬ

© 2005 музыкальная газета