статья


Budgie
Попугай - птица гордая



Птицы рано свили себе гнезда на развесистом древе рок-н-ролла. Странные, правда, птицы. Сперва по обе стороны Атлантического океана воспарили THE BYRDS и THE YARDBIRDS. Затем Питер Грин, подобно кольриджевскому морскому волку, повесил себе на шею "Albatross". Еще позже расправили крылья калифорнийские орлы THE EAGLES. Некоторые, поднатужившись, вспомнят и ATOMIC ROOSTER - но эти уже скорее из разряда "заводных апельсинов", нежели нормальных птиц. Однако готов биться об заклад, мало кто подумает о волнистых попугайчиках. Ну да, скажете, тоже, мол, нормальная птица! Птица, однако. Гордая и глаз своим волнением радующая. И не только глаз...

Попугая называть - надобно умение. Попка - неуважительно как-то получается. Англичане своим пестрым любимцам дают более приличное имечко: Баджи (Budgie). Такой вот Баджи водился дома у Берка Шелли, большого меломана из маленького Уэльса. В 1967 году, переломном для популярной музыки, Шелли понял, что если немедленно не сообразит себе группу, то взорвется. Единомышленника парень нашел в несколько неожиданном месте - в бассейне, где любил поплавать. Но, как оказалось, на одних мыслях далеко не уедешь: сам Шелли пел и играл на бас-гитаре, так что ему по-любому нужны были барабанщик с гитаристом. Первый клюнул на объявление, вывешенное Берком в одном из кардиффских музыкальных магазинов. Звали его Рей Филлипс. Через несколько месяцев появился и гитарист по имени Тони Бурж. Пловца же, имя которого история не сохранила, пришлось уволить за профессиональное несоответствие.
Психоделия в Лето Любви цвела буйным цветом, все повадились носить кафтаны - ну а чем свежеиспеченное трио было хуже всех? И они разоделись, как попугаи. К 1968-му они уже определились, что хотят играть утяжеленный блюз, так что когда наконец встал вопрос о названии, решили его просто и конкретно: SIX TON BUDGIE - "шеститонный попугайчик". Публике нравилось. Валлийские шахтеры, выйдя из забоя, жаждали забойной музыки - и получали ее. Игра по рабочим клубам, как известно, оттачивает мастерство, в противном случае недолго и в глаз заработать. Музыканты же предпочитали зарабатывать дензнаки, имеющие хождение на территории Соединенного Королевства. Так что нет смысла удивляться тому, что их занесло туда, где денег было поболе, чем в карманах простых работяг, - в Лондон. Ребята прослышали, что одна из радиостанций проводит прослушивание молодых коллективов, и решили принять в этом деле самое активное участие. Несмотря на все уговоры своего агента не блистать сочинениями Шелли, а продемонстрировать свои обработки битловских мотивов и прочих проверенных хитов, BUDGIE - название, естественно, сократили для пущего запоминания - вдарили таки по ушам собственным репертуаром.
Удар пришелся в нужную точку: записи группы попали в руки к продюсеру Роджеру Бэйну, незадолго до того заседавшему в студии с BLACK SABBATH. Роджер организовал своим новым протеже контракт с фирмой MCA, и альбомы потекли один за другим. Первый из них, "Budgie", появился в 1971 году. Записан он был всего за четыре дня, так как игрался в студии "вживую", безо всяких наложений. За ним через год последовал "Squawk", а еще годом позже - "Never Turn Your Back On A Friend". Нужно заметить, что, несмотря на успешные концерты трио, пластинки BUDGIE особого коммерческого успеха не имели. Впрочем, сколько коллективов смогло пробиться в кильватере триумвирата ZEPPELIN-SABBATH-PURPLE? Ну, URIAH HEEP, ну, NAZARETH... Для того, чтобы играться с блюзом, нужно иметь большой талант.
Рей Филлипс устал, рассорился с коллегами и ушел - заменил его Пит Бут, задержавшийся в составе всего на один диск, но какой! "In For The Kill" и вышедший на следующий год, в 1975-м, "Bandolier" считаются лучшими пластинками ансамбля. Наконец-то был найден необходимый баланс между энергетикой и мелодикой. Да и фантазия Шелли наконец взыграла и стала соответствовать обложкам дисков - рисовал их легендарный Роджер Дин. Оцените хотя бы название композиции "Napoleon Bona Part I & II". Каково! К этому времени место за ударной установкой занял Стив Уильямс, занял прочно - вплоть до сегодняшнего дня. Пластинка 1976-го называлась "If I Were Britannia I'd Waive The Rules". Как в воду глядели: по возвращении на родину из заокеанского турне троица обнаружила, что они - старые грымзы. Именно так воспринимались хард-роковые коллективы с музыкантами под тридцать юными панками. BUDGIE предпочли против течения не идти и улетели в Канаду. Там в 1978 году они записали "Impeckable", альбом хороший, но, вопреки названию, не безупречный. Впридачу ко всему, из коллектива ушел Тони Бурж. Казалось бы, все. Ан нет! Гитарист по имени Роберт Кендрик отметился на паре песен прежде, чем в ансамбль влился Джон Томас. Пока то да се, в Англии родилась штука под названием "новая волна британского хэви-метал", и BUDGIE подняли на щит как одну из немногих выживших групп, себе - и стилю - не изменивших. С 1980-го по 1982-й годы трио выдало триплет - "Power Supply", "Nightflight" и "Deliver Us From Evil". Последний альбом, правда, выглядел подозрительно: мало того, что назван он был чересчур по-библейски, так еще и на обложке не красовался попугайчик Баджи, талисман команды. В разных видах Баджи до того момента украшал все пластинки ансамбля, тем самым предвосхитив Эдди, героя IRON MAIDEN. И именно с 1980-го по 1982-й BUDGIE ставили на уши многотысячную аудиторию знаменитого фестиваля в Рединге. Записи, сделанные на первом и третьем их выступлениях, составили диск "We Came, We Saw...". Действительно, пришли, увидели и - победили, три раза победили. И постепенно достойно ушли.
Песни BUDGIE сейчас знают миллионы. Мало того, что сначала MAIDEN нарезали "I Can't See My Feelings", так еще и METALLICA раскрутили вовсю "Breadfan" и "Crash Course In Brain Surgery". В начале девяностых Берк Шелли, Стив Уильямс и Джон Томас снова объединили силы. Они повзрослели сами, поиграли немного поодиночке, вырастили детей. И - попугай снова обрел крылья. Попугай ведь - птица гордая. Дмитрий М. ЭПШТЕЙН

© 2005 музыкальная газета