статья


Юрченко, Олег
Экспериментальный «Свободный полет N»



Как стало известно, третий фестиваль экспериментальной электронной музыки "Свободный полет", проводимый некой виртуальной организацией, состоится в Питере в конце марта. И на этом неутомимый идеолог ассоциации и одновременно коммерческий директор арт-магазина "Другая культура" Олег Юрченко останавливаться не намерен. Он лелеет еще более грандиозные и далеко идущие планы и проекты. И он уж точно знает, что такое "экспериментальный свободный полет".

- У вас произошло много событий за ушедший год..
- Если раньше мы назывались арт-магазином, то теперь мы пытаемся ввести новые понятия и ассоциации с "Другой культурой". Я не задумывался, что это еще один вид деятельности, но когда чуть больше года назад мы начали проводить здесь, в клубе "Спартак", экспериментальные "вторники", это повлияло на дальнейшее развитие. Музыканты, которые здесь выступали, так или иначе представляли свое творчество экспериментальное, я надеюсь, это поможет им в дальнейшем зарабатывать деньги. Но не так это оказалось просто, люди еще очень осторожно ходят на такие мероприятия - или боятся, или не знают, что такую музыку здесь можно услышать. Но эти "вторники" позволили мне собрать достаточно большой банк данных об экспериментальных группах и проектах. И когда речь пошла о том, чтобы сделать фестиваль, то, недолго думая, я назвал его "Свободный полет". И в мае прошлого года состоялся первый "Свободный полет", фестиваль экспериментальной музыки, где собрались самые разные жанры, за что его и критиковали - за разнополярность: там и этника была, и авангард, и электроника. Некоторые команды меня не то чтобы подвели, но приехали почему-то с танцевальными программами, хотели показать, какие они хорошие и чего достигли.
После ко мне пришли НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ, сказали о том, что приедут сюда в августе в гости немецкие музыканты из фирмы Stora-records, что хотят здесь выступить. Пришлось выискивать какие-то возможности, потому что если только немцы выступят - это одно, с друзьями - это уже фестиваль. В результате фестиваль оброс музыкальными проектами, и это уже был выделенный электронный фестиваль "Свободный полет-2". К тому времени постепенно начало появляться множество параллельных проектов. (Наши друзья БОЙ ДО НОЧИ GROUP профессионально делают нам сайт otherculture.chat.ru. Но он, правда, пока обновляется очень непериодично, находится в стадии становления. Тогда же по поводу этих "вторников" ко мне обратился руководитель лейбла Чебурек. Он попросил помочь сделать презентацию своего сборника "Выход в город".) Я познакомился с группой ZELANY RASHOHO, которая играет необычную музыку, смешивая джаз, электронику и психоделику. Для первого выступления они очень даже неплохо смотрелись. И это уже началась продюсерская деятельность. Тут же появилась возможность представить их на "SKIF-4". Там они удачно выступили, получили хорошие отзывы. Но, конечно, никакого особого всплеска нашей вялой прессы не было. Да я и не ждал ничего такого. Дальше они успешно выступали по клубам, в "Галерее экспериментального звука" (далее "ГЭЗ-21". - От авт.) хорошее впечатление произвели, хорошо себя проявили. Тут уже люди зашевелились, начали понимать, о чем идет речь. И я подумал, если существует достаточно неплохая запись, как раз в "ГЭЗ-21", то почему бы ее не выпустить на кассете. Куда-то отдавать, кого-то просить или платить большие деньги за заводской тираж я не стал, и самиздатовским способом мы напечатали обложки и выпустили эту кассету. На нее появились какие-то отклики, интерес к группе постепенно растет. Тираж изначальный был пятьдесят экземпляров, но он очень быстро закончился. Сейчас мы допечатываем еще, но это, конечно, какой-то минимальный тираж. Приезжали люди специально из Москвы и искали эту кассету. Один трек из этого альбома, концертного импровизационного выступления, вызвал интерес у американцев, и в марте в США должен выйти двойной сборник прогрессивной психоделической музыки, куда этот трек войдет. С этого уже начинается лейбл, в августе появилось объединяющее название - IntelMusic. Дальше все больше людей стали оказывать помощь и предлагать сотрудничество. Ребята с 6-го канала, видеохудожники "ПсиТВ" делали интересное компьютерное видео, в последнее время предпочитали подкладывать туда музыку российских электронных проектов. До этого разнообразную, а тут именно российскую. И они обратились ко мне за тем, чтобы я им что-то порекомендовал, предложил. С ними хорошие отношения были, к сожалению, они теперь не работают на 6-ом канале, но, может быть, это появится где-нибудь еще.
Когда мы делали "Свободный полет-2", я познакомились с фирмой "Фоно", которая решила активно выпускать не экспериментальные, но электронные коммерческие проекты на компакт-дисках. Они помогли мне провести фестиваль, и я взаимно стараюсь им всячески помогать. У них сейчас идет процесс обрастания проектами: АЛЕКСАНДРОИД, НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ, ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ, ПАРКИ. Сборник из Финляндии, с фестиваля "Силы света", был в прошлом году ими выпущен. Они тоже готовы к работе с новой музыкой. И сейчас уже можно сказать, что к "Другой культуре" серьезнее относятся. В некоторых кругах уже не надо ничего объяснять и представляться, достаточно назвать словосочетание "Другая культура", и уже понятно, о чем идет речь. С продюсерской деятельностью тоже расширение пошло. Кроме ZELANY RASHOHO добавились CABINA/clutch и DJSWOPOrchestra. Пока это все в какой-то начальной стадии, и все это понимают, выше головы не прыгнешь. Хороший пример показали ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ: за три года существования умело себя спродюсировали, успешно участвовали в различных компиляциях. И еще в Англии у них вышла виниловая пластинка и компакт-диск. И там же они встретили и FIZZARUM, у которых такая же ситуация - виниловая пластинка и диск. В Англии в конце прошлой осени был взрыв, все прогрессивные модные музыкальные журналы писали о том, что в России сейчас происходит электронная революция.
Существование "Другая культура продукт" начиналось с выпуска ранних видеофильмов Е. Юфита под эгидой "Некрореализм. Часть 1", он включен во все бэк-катологи "Другая культура продукт". "Другая культура продукт" - это все издания, а Свободный полет рекордз занимается музыкой. Осенью 2000-го Игорь Трусканов из клуба электронной музыки сказал мне, что у него есть возможность небольшим тиражом, штук пятьсот, выпустить диск недорого. Я обзвонил музыкантов, и мы решили, что выпустим аудиосборник интересной экспериментальной электронной музыки. Позже выяснилось, что те люди, которые ему это предложили, еще думают, и не очень удобная ситуация получилась по отношению к музыкантам, потому что они уже ждут этот диск. Тогда мы решили издать этот сборник своими силами. Сделали тиражом тысяча штук сборник "IntelMusic Vol. 1. Эlectro_быт". Уже под своим лейблом я записываю новый релиз. Это проект KLUtCh, его уже выпустил Чебурек. Сначала я думал, что это немножко по-пионерски, что ли, нарезать на CD-R. А сейчас выясняется, что повсюду уже давно существуют такие CD-R-лейблы, и на более крутом уровне, для любителей раритетов. И я теперь абсолютно не сомневаюсь, если у меня не получится что-то на заводе выпустить, как "IntelMusic Vol. 1. Electro_быт", то я буду это делать на CD-R, оформлять это красиво. Примерно такие планы...
Немцы, которые были на "втором полете", пишут, спрашивают, собираюсь ли я еще что-нибудь делать. Я думаю, в конце марта (24-го уже точно состоится "Свободный полет-3"!!! - От авт.) будем что-то готовить. Но время бежит так быстро, что я уже сейчас думаю, что, может быть, в конце августа (с иностранными проектами) и сделать еще раз международный фестиваль. По крайней мере, так запланировано; как получится, пока сложно сказать. Потому что весной 2000-го это все было очень спонтанно, просто на везение, раз и получилось. Серьезные мероприятия так, конечно же, не проводятся. "SKIF" готовится уже давно и в апреле будет. Летом небольшой застой в плане публики, поэтому конец августа оказался очень неплохим временем для проведения фестиваля. В прошлом году и народу собралось много, и тепло было, опять-таки, - то, что нужно. Вот такое у нас развитие... Кажется, ничего не забыл.
- Вторники были выбраны специально или просто так получилось?..
- Была такая ситуация, что на выбор предлагались некоммерческие дни: понедельник, вторник, среда уже, по-моему, туда не попадала, а по понедельникам проводятся концерты в "ГЭЗ-21", которые называются "шумовые среды по понедельникам". То есть они сначала проводились по средам, потом короткое время были по вторникам, и потом их перенесли на понедельники. И в тот период как раз я выбрал вторники. Публика приблизительно одна и та же. Единственное, что в "ГЭЗ-21" - бесплатные концерты; по слухам, они сейчас какой-то небольшой ценник поставят, уже будет платный вход. Коммерческий клуб "Спартак" изначально заявил о какой-то входной цене. И разные мероприятия разных людей собирают. Для молодых и неопытных проектов это даже полезно. Если группа случайно соберет тридцать человек, это уже очень хорошо. Обычно может прийти человек десять. И если в Голландии такая ситуация от сытости, то здесь, не хочу никого обидеть, от скудоумия. Человек привык к стадности. Вот на Земфиру я пойду, пускай меня там подавят в толпе. Здесь, сидя лицом к музыканту, слышать что-то новое человек не готов. Для этого надо быть готовым. На Западе любой может открыть сайт, скачать себе, что надо, и после этого сидеть и думать, идти ему на них смотреть "живьем" или достаточно включить видео.
- Что происходило непосредственно в магазине "Другая культура"?
- Выставки меняются у нас постоянно. Могу выделить несколько наиболее интересных. Запомнилась выставка известного питерского художника Коли Копейкина, который потом появился еще раз в тандеме с другим художником, Игорем Ивановым. От них у нас была выставка "Другие рыбы". Коля Копейкин нарисовал, выпилил из дерева и смонтировал разных рыб. А Игорь Иванов выклеивает из различных металлических предметов картины. В этом случае он выделил из своих работ только рыб, как раз начинался период рыб. Выставка была в конце февраля - марте. Это было грандиозное зрелище, как техно-стиль, все из металла, при этом формы рыб, которые выклеены из ножниц, скальпелей, еще чего-то. Была одна рыба, чешуя - из компакт-дисков. Эта было очень интересная выставка, грандиозная, не столько масштабная, сколько впечатляющая своими работами. Висели Колины рыбы, сделанные из зонтиков, из чего-то невообразимого, деревянная основа, и названные с присущим ему юмором.
Совсем недавно закончилась выставка, которая называлась "Другие карманы". Это был дебют нашего модельера Натальи Михальчевской. Она по образованию режиссер, но как хобби сделала такую коллекцию. Карманы почему "другие", потому что они были пришиты в необычном месте, размеры имели ненастоящие или были повернуты не в ту сторону. Это были очень интересные модели, оцененные нашей публикой, но в большей степени, конечно, иностранцами. Когда они заходили и видели такое, понимали, что такая модель эксклюзивна, она единственна, и удивлялись, что очень дешево стоит. Было много других, менее впечатляющих выставок. Галереей непосредственно занимается Кирилл Миллер. Мы старались, чтобы минимальный срок был две недели, средний - месяц, но очень часто получалось, что захлестывали и больше месяца, потому что стремления часто обновлять выставки у нас нет. Хотя желающих очень много, фотографы приходили, предлагали свои авангардные работы, и художники. К кому-то мы сами обращались, но как-то не срослось, не получилось. В магазине постоянно все течет-движется, то книг больше, то музыки больше, то видео новое появляется. Конечно, нужно расширять наше пространство, хочется, чтобы больше посетителей к нам приходило. Уверен, что уже очень много людей знает, что это магазин, куда можно прийти за хорошей, необычной музыкой. До сих пор только здесь торгуют "экзотикой" московской (лейбл Экзотика) или ВИДАМИ РЫБ, теми же KRIWI и т. д. Но публики, которая этим интересуется, не так много, поэтому я не жду, что все это моментально будет раскупаться. В большей степени вся деятельность, которая здесь происходит, это для души, нежели для материальной выгоды. Но я надеюсь, что когда-то ситуация изменится, ради чего это все и делается. И это понимает та же фирма "Фоно", и тот же Чебурек, прекрасно понимает, что то, что он выпускает, не получает должного внимания со стороны даже прессы, не говоря уже о массовом спросе. Все это понятно, но надеемся, что какие-то варианты у нас появятся в ближайшее время.
- Но все равно все должно выходить "в плюс", иначе это просто невозможно...
- Сложно сказать... как оно выходит, потому что если сейчас все кредиторы скажут мне: отдай деньги, я буду вынужден... в бега ударяться. Потому что продался у меня, например, месяц назад диск, и я изыскиваю возможность человеку отдать деньги, а другой придет с книгами, я ему отдаю. А если они появятся одновременно, я не смогу им обоим отдать деньги. Утрированно, но тем не менее - такой вариант... Я бы не сказал, что у меня сейчас "плюс". Но назвался груздем, надо лезть в такой кузов - "другая культура". Тут есть некоторые принципиальные моменты, которые мы для себя определили, крайние точки, составляющие как электронной музыки, так и рок-музыки. Если это рок, то не примитивный, а так или иначе касающийся экспериментальной музыки. Мейнстримом мы не торгуем, даже если он будет приносить хорошие деньги. Но я об этом не жалею, потому что приходят нужные люди, которых не так много, и они довольны тем, что не видят здесь того, другого, третьего... Не буду называть имена.
Даже в развитых странах это музыкальное направление не может носить массовый характер. Говорят, что в Лондоне на вечеринку знаменитого лейбла Warp, который выпускает APHEX TWIN, за несколько месяцев были раскуплены билеты, это был огромный зал, огромное внимание прессы. Все равно это примерно десять или пятнадцать процентов всего населения. А все остальные будут ходить на другие концерты, на Элтона Джона и Джорджа Майкла. Экспериментальная музыка жива, потому что ее поклонники, хоть их и не большое количество, есть, и они активны более или менее. В Германии другая ситуация. Там, если в клуб, где представляется какой-то проект, придет сто человек, это успех этого проекта, если пятьдесят - это нормально. И в Голландии такая же ситуация. У нас поклонников гораздо меньше, потому что это те люди, которые по сути своей интеллигентны и, соответственно, не зарабатывают трудом своим должных денег и не могут себе позволить потратить их. Как бы я ни старался дешевые варианты представить, у них нет такой возможности периодически, раз в неделю сюда приходить. Потому что, мне кажется, они по-другому зарабатывают деньги, честнее, не могут искать лазейки какие-то.
У нас не так корректно, как на Западе, относятся к этому направлению, мало внимания уделяется со стороны прессы, но кроме этого еще пытаются не выпускать это из-под контроля, потому что люди творческие бесконтрольны, никто не знает, куда их может занести. А когда РУКИ ВВЕРХ!, это нормально, это толпа, которая видна, ее "сканировать" можно, поделить на ряды, выстроить и отправить куда-нибудь. Все изменится. Я надеюсь, что мы участвуем в этом изменении, потому что, по крайней мере, хоть какое-то внимание прессы мне нравится, мы им не избалованы пока, и есть что сказать и разорвать этот круг. Получается ситуация, когда пресса хвалит какой-то проект или группу, на нее приходит большое количество людей, и внимание прессы опять приковано к тому, куда пришло много людей, и вновь об этом идет речь. И получается такая обойма, она вращается по кругу и не разрывается. Вот на эту группу пришло много людей, значит, в следующий раз придет еще больше, и очень редко сейчас кто-то ситуацию адекватно оценивает.
- Несмотря на такую некоммерческую направленность этого движения, вам хотелось бы, наверное, все, что касается лейбла, рекорд-компании, делать на более качественном, профессиональном уровне...
- Это естественное желание. Когда я увидел продукт, выпущенный на заводе, был очень рад. Но потом, когда стал вдаваться в детали, оказалось, что из-за спешки типография испортила тираж вкладышей из-за какого-то недопонимания со стороны завода, матрица тоже была отпечатана с небольшим брачком, который внутри уже залит лаком, и ничего с ним не сделаешь. Если перепечатать вкладыши еще как-то можно, то этого уже не исправить. Тем не менее, того, что я хотел, я добился. Заводской тираж все-таки качественней и надежней считается.
Пока на себя только уповать приходится. Я уверен, что со временем это все вырастет. За год достаточно ощутимый скачок произошел в развитии. Но для этого надо делать, делать...

Татьяна ТАРАСОВА

© 2005 музыкальная газета