обзор


Starflyer 59
Easy Come Easy Go



(p) & (c) 2000 Tooth & Nail Records

2 CD:1 CD - 15tks/55mins; 2 CD - 20tks/72mins


По моему разумению, одна из самых интересных и оригинальных команд лейбла Tooth & Nail Records. Т. е., сравнивая со всеми теми питомцами вышеуказанной компании, которых мне довелось услышать, эта группа предстает в гораздо более выигрышном свете. Хотя, если по правде, это и не группа вообще, а единоличный проект всесторонне развитого паренька по имени Джейсон Мартин (Jason Martin), который сам себе композитор, сам себе вокалист, сам себе музыкант, сам себе автор текстов и... сам себе гений. Эдакий Трент Резнор, короче. Начав свою творческую деятельность в 1993-м году (а до этого Мартин музицировал в коллективе своего старшего брата, где переменно с отработкой гитарных навыков этот одаренный мальчонка тренировался в написании стихов) созданием соло-проекта STARFLYER 59, Джейсон стал сочинять и исполнять что-то вроде MY BLOODY VALENTINE, в итоге записав и выпустив на Tooth & Nail свой первый альбом. Продукт его годичных мучений получился шумным, роковым, не слишком целостным, но... уже интересным. Посему, посчитав, что слава у него уже в кармане, Мартин продолжил свою деятельность, записав в 1995-м намного более серьезный и коммерчески выигрышный диск "Gold". Ну а далее все пошло по накатанной: Джейсон, будучи человеком очень критичным к собственным изысканиям (еще бы, ведь ты сам по себе группа, некому тебя поправить!), стал делать очень неплохие работы, оставлявшие приятное впечатление как у рок-н-ролльщиков, так и у, скажем, более "мейнстримных" товарищей. "Americana" (1997; нет, не офспринговская "Американа"!!), "Fashion Focus" (1998), "Everybody Makes Mistakes" (1999) показали непрекращающийся рост музыканта и т. д., Мартин стал по сути профессиональным сингл-исполнителем, сумевшим очень органично соединить поп-музыку и тяжелый рок.
Таким вот образом, записывая диски, выступая с исключительно live-составами на крутых площадках Америки, Джейсон дошел и до своего первого в жизни "зе беста". Да какого! Прекрасно оформленный двойник, с достойным и нескучным буклетом, с элитной упаковкой и прекрасной полиграфией. На первом диске - собственно "зе бест" (лучшие композиции за период с 1994-го по 2000-й годы), на втором же - собрание би-сайдов, раритетов, плюс подборка концертных выступлений. Все очень красиво, ненавязчиво и без слепящих глаз красок. Просто приятно в руки брать такие диски. Так, теперь пойдет непосредственно рецензия (вообще, уж простите мне мою любовь к освещению некоторых фактов создания тех или иных коллективов, просто мне иногда очень хочется рассказать о понравившихся бэндах больше, чем это допускает жанр рецензии).
Многие не любят компиляции лучших песен коллектива, считая эти сборки уж чересчур единоличными проявлениями чужого (порой дурного) вкуса - эту не вставили, той нету, эта песня уже достала, а эта так вообще паршивая, зачем она тут... но, как мне кажется, на таких компиляциях (пусть даже с точки зрения подбиравших песни для увековечивания в статусе "грейтестов") все же мнение о группе/артисте можно сложить вполне определенное. Как в данном случае, например. Творчество Мартина настолько узнаваемо и гармонически узкоспециализированно, что, несмотря на разницу в датах выпуска приведенных треков, ощущение прослушивания ОДНОГО и того же альбома не пропадает. Многие группы с течением времени меняют свою музыку, причем нередко кардинально, но вот со STARFLYER 59 такое не происходит. Тихий, проникновенный и донельзя эротичный вокал Мартина удивительным образом "надет" на ось порой прямо-таки гранджевых и хард-роковых риффов, и, таким образом, получается очень необычный эффект слияния тяжелой музыки с поп-вокалом. Мартин работает на грани фола, я вам скажу, но пока глупостей и не нужных никому экспериментов не наблюдается. Пока все очень красиво и органично. Мартин удачно "болтается" по стилям, шляясь то в роке (как я уже говорил - грандж, хард-рок), то в поп-музыке (брит-поп, альтернативный поп-рок), занимаясь, таким образом, своеобразным музыкальным эксгибиционизмом, обнажая все самые лучшие составляющие вышеприведенных стилей и ни на чем конкретно не зацикливаясь. Лучшими же на "зе бест" (масло масляное) я бы назвал треки "Blue Collar Love", "Hazelwould", "I Drive A Lot", "Fell In Love At 22", "Play The "C" Chord", "No New Kinda Story", "20 Dollar Bills"... список можно продолжать. И все к месту, между прочим.
Второй диск, как я и говорил, это би-сайды, редкие записи и концертные вариации хитов STARFLYER 59. В общем, наверно, этот диск предназначался как довесок к самому "зе бесту", т. е. как не слишком коммерчески выигрышная и попросту чисто коллекционная фишка. Но не тут-то было. Со времен прослушивания би-сайдника GOMEZ "Abandoned Shopping Trolley Hotline" я не слышал такой отличной компиляции. Немного более разнопланово, чем первый диск (да это и понятно), чуть-чуть больше энергии и... любви. "All Done Wrong", просто-таки солнечная песенка с прикольнейшим соло-проигрышем и общим весенним настроением. Но вот, например, "Elijah The Prophet" - это уже мрачный гимн судьбе, тяжелый и пессимистичный пресс гитарных риффов и депрессивной лирики. А вот еще одна песня... как там говорил в одном своем монологе г-н Винокур - "я просто ох... я удивился очень!!!"... да, давненько такого не слышал...лучшее, по-моему, не только на этом двойнике, но и в жанре в целом - "When No One Calls", великолепная композиция, композиция с большой буквы "К". Народ, я в шоке, серьезно. Ладно, переведя дух, пойдем дальше. Хотя что дальше-то? Все классно на "Easy Come Easy Go", и в отдельности обсуждать каждую композицию было бы немного неразумно. Поверьте, эта работа не может не понравиться. Смешайте вот, скажем, RADIOHEAD (времен столь любимого мною альбома "The Bends"), DEFTONES, даже, не побоюсь этого слова, BEATLES, и тогда получите более-менее внятное представление о STARFLYER 59. Но лучше, конечно, просто купите это потрясный двойник. Не прогадаете, поверьте.

Д. Бурбуть

© 2005 музыкальная газета