обзор


Marilyn Manson
Holy Wood



2001 Nothing/Interscope Recоrds
19tks/59mins


Честно говоря, якобы распятый тип на обложке, утерявший где-то нижнюю челюсть и оттого очень жалостливый, напоминает не Иисуса Христа, а Ивана Грозного с картины "Иван Грозный убивает своего сына". Впрочем, разница небольшая: темный таинственный Мэрилин рашил доказать, что он не просто талантливый продолжатель дела Дэвида Боуи и Элиса Купера, не привычная детская страшилка с червивыми глазками, не слепо ползущий вслед за Трентом Резнором шок-рокер и тем более не "микки-маус альтернативного рока", как мне однажды подумалось в момент просмотра жутких клипов того же Резнора (откуда Мэрилин передрал немало). Ругающееся дитятко подросло, просто плеваться с крыши и орать матом ("Antichrist Superstar") - как-то инфантильно, наряжаться карнавально-андрогинно и мрачно косить красным зрачком ("Mechanical Animals") - надоело, отчего Мэрилин окончательно деперсонализировался и концептуализировался. От имени некоего символа "Mercury" (визуально похожего на распятую букву "Ю", которую знал эпический младенец Венички Ерофеева), то есть тяжелого, но жидкого металла (ага, еще и ядовитого), вещает он на этот раз о Совершенно Глобальных Вещах, о Мироздании, Эволюции, природе человека. В общем, это очень занятно, но иногда Мэрилин слишком уж напоминает проповедника (в каждой песне постоянно склоняется слово God - для разоблачателя идолопоклонничества как-то чересчур религиозно).
Из альбома чисто духовно можно почерпнуть нижеследующую информацию. Убиение себе подобных - в природе человека, оружие - часть эволюции, Бога нет, но он изгнал Адама и Еву из рая (мучения Адама - центральный образ альбома, который даже на четыре части поделен согласно буквам Адамова имени). Леннон говорил, что Бог - это мера, которой мы измеряем нашу боль, и что он популярнее Иисуса. За это его убили, поэтому для людей он стал Богом. Вообще, Иисус тоже стал знаменитым только благодаря насильственной смерти. Три убийства величайших людей мира - Леннона, Христа и Кеннеди (как вам это?) - доказывают, что человечество намеренно уничтожает своих пророков. Это иллюстрируется притчеподобной историей-концепцией "Святого древа" (альбом-то так называется, а лишнюю литеру пираты допечатали, ежели диск у вас "левый") - некий юноша получает (от Бога?) удивительный дар, за ним тянется народ, он становится Мессией, все в восторге, потом его же ученики дружно против него ополчаются и убивают. Милая история, правда? И в силу ее актуальности мы закроем кровоточащие глаза на то, что это - история мальчика по имени Томми, и придумал ее другой талантливый мальчик - 20-летний Петенька Тауншенд в 1969-м году, и рок-опера "Томми" тогда могла стать шоком, да не стала. В этом и ценность Мэнсона - занимаясь открытым компилированием уже достигнутого не им, он выковыривает у рок-н-ролла мысли и сюжеты, не понятые в свое время, потому как производители в силу гениальности это самое время опережали, и переводит это на язык современный, благо материала для иллюстраций навалом (где им в 60-е думать о том, что будет с Ленноном?). И обвинить его не в чем. Очень умный и талантливый человек, который добивается своей цели всеми доступными способами. Бесспорно, в нем подох политик. Если не окончательно - у него все шансы стать президентом.
Это касательно концепции.
Касательно собственно музыки - это типичная музыка ММ, но звучащих как ГРУППА, а не как соло-альбом самого Мэрилина. По признанию Мэнсона, он хотел, чтобы вышло нечто вроде битловского "Белого альбома". Получилось - 19 песен, четыре части-стороны, все песни очень разные, очень темные, надрывно-мудрые и печально-злые. Музыка стала более жесткой и мелодичной, индастриэл пропал. Вместе с арт-кошмарами, задействованными в оформлении диска (помимо сыноубийцы, нам предлагают галерею мрачных карт Таро, которыми выгодно пугать бабушек - если бы умница Брайан указал, что карты надо вырезать, разложить, прочитать свою судьбу и согласно ей слушать песни, чтобы каждый услышал свою версию альбома, это было бы гениально. Но, наверное, он не хотел копировать Павича. Или наоборот - не дорос, не читал), кайф поистине предсмертный. Глэма и блеска в музыке маловато, разве что "Disposable Teens", посвященная звезде глэма Гэри Глиттеру (который сидит за детскую порнографию, бедняга), еще более-менее искрит, но как-то дико. Все больше холодные поклацывания, грузные аккорды клавишных, трагические мелодии, хрипло выпетые голоском испуганного младенца.
Красивая "Lamb Of God", первой частью один в один повторяющая RADIOHEAD "Climbing Up The Walls", посвящена Леннону. "Леннон получил свой "теплый пистолет", на тротуаре была кровь, мы искали агнца Божия, мы искали Марка Дэвида..." - поет Мэнсон, а в припеве жутко, снежком в глаз, хрипит знаменитую фразу Джона: "nothing's gonnа change my world". И хрен с ним, с Томом Йорком, потому что лучшей песни о Ленноне я не слышала (а слышала я их целую стаю. Самым отвратным было, ясен пень, творение сэра МакКартни). Диковатая "The Love Song" начинается как BLUR "Song 2" (да и записана второй), но кажется очень милой. Замечательна ядовитая-перченая "President Dead": видишь его по телевизору - утюгом, утюгом в экран, это почти вуду...Темнота подвальная и трагизм в разбалладной "In The Shadow Of The Valley Of Death". Одна из лучших песен диска - апокалиптично-вкрадчивая "Valentine's Day". "Coma Black" похожа на такую же кому, только белую (вообще, этот альбом НЕ НАДО сравнивать с предыдущими, потому что их делали разные персонажи). Просто красивая баллада про смерть (а там все про смерть) "A Place In The Dirt". Битловская "The Nobodies" с готическим клавесинчиком и острым глушащим ритмом. "Burning Flag" - молодость, панк, гори все огнем синим, и звездочки на вашем флажочке тож. Финал диска - кода, экстаз, смерть, "русская рулетка", щелчки револьвера в пустоте и монотонное верчение барабана... Ждешь выстрела до самого конца, но его нет. Хоть что-то оптимистическое: живем...
...Одна читательница "МГ" и поклонница ММ Даша неожиданно сказала, что "этот альбом не такой агрессивный, как предыдущие". Надо очень сильно любить Мэнсона, чтобы это заметить. Потому что такая тоска в этой музыке...
Но недостатки есть. Несмотря на "возмужалость" Мэрилина, чего-то все равно не хватает. Во-первых, ушла ирония. Никаких косых рож, клоунов распоротых, вопящих детей - кажется, нас на полном серьезе всех собираются спасти. Но иронии в этой музыке нет, а мы к ней привыкли, да и страшно все это, ежели без шуток-прибауток... Мало того: в нем, как и в СССР, нет секса. Видимо, переходный возраст кончился. Так или иначе, в отличие от извращений прошлых альбомов, эта тема уже не затрагивается (это понятно, ведь все альбомы у Мэнсона связаны, и если во второй части трилогии "Antichrist-Animals-Holywood" герой был андрогином, то в третьей вопросы пола отпадут). Теперь Мэрилина, конечно, можно давать детям, но все равно непривычно.
Как ни странно, при всей показушности ММ понятно, что это - одна из величайших групп современной рок-музыки. Если г-на Уорнера еще и пристрелит кто, новый Леннон на века обеспечен. А пока слушайте, как он, непонятый и озлобленный, живой еще, поет написанную Джоном "Working Class Hero", и вспоминайте то, как изначальный Мэнсон в 69-м доказал, что музыка не делает мир добрее, а порождает насилие и боль. Его последователь пробует доказать обратное - насилие и боль рождают музыку, все друг друга жрут, а каждый ангел когда-нибудь падал. Тем не менее, радуйтесь, что жили с ним в одно время.

Т. Замировская

© 2005 музыкальная газета