обзор


Razin, Andrei/Ivashkin, Igor
“Something From The Past…”



(c) 1998 A.Razin

(p) 2000 Landy Star Music

9tks/39mins


(Andrei Razin - piano; Igor Ivanushkin - acoustic bass, electric bass; Tatyana Komova - vocal)
Одно из усилий организаторов нового подлейбла Jazzland ("Русская серия") на московской фирме Landy Star по заполнению "белых пятен" в истории уже известных коллективов увенчались выходом первой записи дуэта, ставшего тогда основой проекта ВТОРОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ.
Первое впечатление: тогдашняя музыка проекта звучит более демократично, чем сейчас. Более демократично в том смысле, что она ближе к нашему "предмету": все-таки участники ВТОРОГО ПРИБЛИЖЕНИЯ сошлись на почве джаза. Сейчас в этом бывает нелегко убедить свежую джазовую публику, так как творчество коллектива настоящего момента - уже далеко за пределами привычных стилистических рамок. А "специальных людей" в массе слушателей - тех, кто стремится духовным оком за рамки давно знакомого, - так немного.
Михаил Митропольский (продюсер ВТОРОГО ПРИБЛИЖЕНИЯ и организатор подлейбла Jazzland) в комментарии на обложке диска пишет, что "рояль Андрея изыскан, но не столь сценически раскрепощен, как в выступлениях последнего времени". Безусловно, изыскан: другим он не может быть под пальцами пианиста с таким редким музыкальным вкусом. А вот по поводу меньшего сценического раскрепощения хочется уточнить. Наверное, не рояль закрепощен, его звучание того периода доставляет не меньшее удовольствие, чем сейчас. Но больше - эстетическое, поскольку Андрей Разин в первой совместной с Иванушкиным записи ориентировался на устоявшуюся жанровую основу и привычные композиционные формы (имеются в виду прежде всего джазовые стандарты, а не разинский "Rag-time" - символ агонии уходящего века). В дальнейшем ВТОРОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ двигалось более в сторону интеллектуальных находок и новых этических решений. В этом смысле, конечно, рояль Разина стал раскрепощеннее.
Игорь Иванушкин принес в новый проект свои "поющие" ноты и склонность к созданию полифонической горизонтали, которая незадолго до этого так обогащала композиции ансамбля Игоря Бриля. Татьяна Комова, появляющаяся в представленном ансамбле лишь под финал, в заключительной пьесе Андрея Разина, очень удачно "приспособила" тембр своего голоса (вернее, одну из его красок) к перепевам непростых авторских гармоний.
По тому, как осторожно и трепетно здесь присматриваются, "притираются" друг к другу участники формирующегося коллектива, еще невозможно предположить, какие вокальные "штуки" будет вытворять Татьяна Комова через некоторое время и что учудит в дальнейшем Игорь Иванушкин, но уже - с контрабасом. Но уже и этот альбом не мог, не должен был остаться незамеченным теми самыми "специальными людьми".

Анна АЛАДОВА

© 2005 музыкальная газета