обзор


V/A
Сборник белорусского рэпа. Hip-Hop Nation Vol. 1



(p) & (c) 2000 BULBA RECORDS/MONOLIT
19tks/74mins



"Королям" белорусских рэп-тусовок посвящается....
После прослушивания этого сборника у меня возник один вопрос - неужели белорусский рэп настолько безлик?! Сплошные разочарования даже в тех командах, которые до этого сборника зарекомендовали себя как "одни из лучших" или "лучшие"...
Режет глаза попсовость (именно попсовость, а не мелодичность) команд, отсутствие в композициях эстетики рэпа, бесфишечность песен, за исключением, может быть, одной фишки - копирование российских и украинских МС.
За последний год большинство команд создало вокруг себя настолько плотный ореол собственной значимости, что, честно говоря, они лично меня почти убедили в этом. Сборник же лишний раз доказал - верь только своим глазам и ушам. Последний год показал многое, в том числе и то, какая команда чего стоит. Было многое в творческой жизни команд: и автографы после выступления на одной сцене с Дельфином и ДеЦлом, и поездка в Москву на "Стритбол", и толпы, приветствующие команды при выходе на сцену, было многое, но не было, как показал этот сборник, главного - не было роста. Командам дали многое - им дали первый шанс, им помогли расти, им дали возможность записи на сборниках, и... они выбрали простой путь - зачем напрягаться, когда за тебя и так все делают, когда есть такие люди, как O'Leg или еще кто-нибудь, и которых ты кинешь в один прекрасный момент со всеми своими принципами, когда решишь пристроить свою задницу туда, где потеплее...
Оставаясь "королями" сцены (большинство из них считают себя именно таковыми и ведут себя соответствующим образом), в цифрах они звучат до смешного нескладно. Налицо регресс белорусских МС, которым свойственна юношеская незрелость, заносчивость в своих амбициях и неуважение друг к другу, ведь каждый считает себя центром вселенной. Кто эти "авторитеты", которые и о рэпе-то толком ничего не знают, которые еще вчера не подозревали о его существовании. Сегодня вы смотрите им в рот в ожидании какой-нибудь фразы, а уже завтра сами становитесь такими, как они. Как только вы добиваетесь хоть каких-то положительных сдвигов в своем творчестве, вы сами себя ставите на ступеньку выше всех окружающих, потому что вы ЗВЕЗДЫ. На самом деле вы звезды всего лишь "4 апельсинов", "реакторов", "парк-клубов", где критерием вашего "творчества" выступает толпа, по большинству состоящая из ваших друзей и знакомых, с которыми вы когда-либо пили водку и т. п. Остается надеяться, что через пару-тройку лет, а может, еще и раньше, такие команды прекратят свое существование, и, возможно, тогда наш рэп выйдет за пределы Беларуси. Печально, в Беларуси нет даже своих ярких авторитетов, чтобы молодые сторонники хип-хопа могли на них ориентироваться, этим, наверное, и объясняется тенденция "закоса" под Россию у белорусских команд (вы не согласны со мной - послушайте сборник сами). Вот из чего состоит в большинстве своем белорусский рэп и что я увидел в этом сборнике.
До тех пор, пока в Беларуси существуют команды, делающие "закос", пока существуют слушатели, ценящие и поддерживающие эту тенденцию в этих командах, белорусский рэп останется белорусским, и его нигде не будут признавать...
Лично мне не хотелось бы видеть будущее белорусского рэпа таким, каким его обрисовали команды, присутствующие на этом CD. Все абсолютно реально показали, что ни одна из них до конца не чувствует дыхание улицы, эстетику хип-хопа. При прослушивании композиций создалось впечатление, что слушаешь какой-то российский или украинский сборник. Ведь на нем можно услышать часть спектра русскоязычного рэпа: Шеff, БЕЛЫЙ ШОКОЛАД, ТУРБО, Tommy и даже Панса! Создается впечатление, что фишка белорусского рэпа состоит именно в том, чтобы наиболее точно скопировать чужой стиль. Наверное, только в Беларуси ценятся МС, не создающие свой стиль, а копирующие его у других. Это ведь легче всего - слизать чужой стайл и показать, как ты круто его используешь! Только на наших фестивалях в номинациях побеждают не самобытные МС, а Шеff'ы, Лигалай'зы и прочие. Посему даже не знаю, как оценить данный сборник, возможно, так: наиболее сильными мне показались белорусские Шеff'ы - Хлоп-Ч "С Запада на Восток" и Повар "В мои глаза смотри". Скорее всего, Повар понравился даже больше. Неплохо ОТ И ДО, хотя Джокер посоветовал бы поменьше увлекаться творчеством Tommy и БЕЛОГО ШОКОЛАДА - некоторая схожесть просматривается невооруженным глазом. Неплохо НАШЕ ДЕЛО, но все равно что-то не то! Ожидал от DA CAPO что-нибудь оригинальней, а получилось так, что другой проект Campos'a - МРАЧНЫЕ ЛИЦА - слушается с большим интересом, чем DA CAPO, тем более, что в DA CAPO девушка поет уж слишком похоже на УБИТЫХ РЭПОМ с их "Всего лишь ветер". Если вам нравится С.Т.Д.К., то вам обязательно должны понравиться R.I.P. LEGION ("Пати") - еще попсовей, чем Хлоп-Ч. Но что является главным "достижением" этого коллектива, так это то, что один из них "снял" манеру речитатива с Панса (ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕ$$), плюс ох уж это их сексуальное "Ага"! НАПАЛМ, "Звезда": как мне показалось, чем-то схоже с ТУРБО. Вроде бы и тема у них не выдуманная, отражающая действительность - про "звезды районов", про быков и т. п., - однако слушаешь и не веришь им, не веришь тому, что это их действительно волнует. Это можно отнести и к большинству команд, представленных на сборнике. Не цепляет, видно, что команды не вложили достаточно усилий в свой речитатив, тексты и музыку.
В конце сборника присутствуют две композиции, при прослушивании которых я плакал, - это Dr. Verbel "Все хорошо" и РАГГА ДЖАБАР "Бабки в кедах". В первом случае я плакал от чувства сожаления к хип-хопу, во втором - от смеха. "Бабки в кедах" - этакое шутливое повествование о бабках-гангстерах в кедах, которых вы встретите в каждом минском гетто. Замысел прикольный, только осуществление на три балла.
В целом сборник радует тем, что на нем нет доморощенных гангстеров, за исключением, наверное, MCM АЛЬЯНС.
Главным разочарованием сборника является НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ с их ремиксом на "Завтрашний день". Неужели они выдохлись?! К чему было менять структуру композиции? Зачем все эти нововведения? Итог - более чем средняя композиция и НЕСТАНДАРТНЫЙ ничем не выделяется на общем фоне!
ГОРОДСКАЯ ТОСКА и Леший - олд скул. У Лешего основа музыки прикольная, чем-то напоминающая MOBB DEEP, жаль, что все остальное подвело. Дух песни такой, что вспоминаешь сборники Ч-Рэпа.
СТАРЫЙ ЗАВОД, "Заводская". Такая раздолбайская песня, про Витебск-сити.
KU-Z-KU, "Разговоры": по-детски и смешно, в то же время думал, что будет хуже.
Бонусом в "Hip-Hop Nation Vol. 1" идут две хардкоровые группы - ПАПЕНКИНZ БЭНД и КУКЛЫ. Первые представлены своим хитом "Отрывайся и кричи", вторые - "Планетой Беларусь". Я не являюсь поклонником хардкора и не сильно в нем разбираюсь, поэтому оценивать эти две команды не хочу, потому что не мое это дело. Однако замечу: на мой взгляд, в КУКЛАХ есть что-то от BEASTIE BOYS и они слушаются более профессионально и интересно, и по музыке, и по речитативу...
Сборник в плане оформления преподнесен довольно неплохо, я бы даже сказал, что намного лучше, чем его содержание. Дизайнером обложки выступил Liquid (CSC, "Hip-Hop Side"). Во вкладыше сборника присутствует инфо о каждой из команд плюс небольшой разгон по поводу того, что же такое фестиваль "Хип-хоп-нация". Я бы сказал, что здесь присутствует масса ошибочной информации и понтов в стиле "Hip-Hop Info" (даже в этом мы закосили!). Искренне жаль, что фантик не соответствует вкусовым качествам конфеты...
Итог: если закрыть глаза на все вышенаписанное, то можно послушать вот что: Хлоп-Ч, Повар, МРАЧНЫЕ ЛИЦА, ОТ И ДО и НАШЕ ДЕЛО.
Вполне возможно, что после этой рецензии будет масса недовольства среди команд, но, возможно, все же найдутся некоторые из них, которые задумаются над своим творчеством. Можно было бы написать и мягче, но я просто провел сравнительный анализ между поведением команд на сцене и в жизни и тем, как они выглядят на CD. Специально кого-то вгонять в дерьмо не хотел. Просто были ли бы лучше команды и песни, была бы и рецензия соответствующей...
Киндут

© 2005 музыкальная газета