статья


Ulis
ULIS жив, никто и не сомневался!



"Есть такая беда у журналистов, это не только тебя касается: взять и за счет исполнителя, за счет группы чуть-чуть поднять свой рейтинг. А как можно его поднять? На кого-то наехать по-крупному. Таким образом у нас и происходит самовыражение журналистов. Меня лично это не устраивает. Против этого я буду выступать всегда. Мне уже это надоело. Ни в коем случае нельзя зарабатывать себе имя за чужой счет. Есть рамки, за которые журналист не должен выходить. Выход за эти рамки на Западе уголовно наказуем, у нас же все прощается, у нас можно творить беззаконие."Вячеслав Корень, ULIS

- Слава! И ты мне говорил, и общие знакомые музыканты мне говорили, что ты не читаешь или, по крайней мере, не обращаешь внимания на то, что пишет о тебе и твоей группе пресса...
- На такие вещи мое внимание обращают - приходят и говорят. Хотя сам я вначале не читаю.
- Вот что я имел в виду, когда в материале о грядущей "Рок-коронации" отнес группу ULIS к "покойникам", по пунктам.
Группа, которую совершенно справедливо относят к классике белорусского рока, не дает сольных концертов, да и сборных выступлений у команды не так много. Это мое мнение, как слушателя...
- Ты не можешь быть слушателем. И это касается всех, в принципе, белорусских журналистов, потому что вы все пишете с чужих слов: или вы вообще не приходите на концерты, или на них вас можно встретить очень редко, разве что это "Рок-коронация", которую сами вы и подготавливаете своими анкетами. Как это было на прошлой "Рок-коронации", когда я тебя видел за сценой, а в зале тебя не было, а потом ты написал, что я пустил "петуха", а я в самые свои плохие времена "петухов" не пускал. Вы на "Коронацию" приходите слушать самих себя.
- Не соглашусь с тобой: на концерты мы ходим, может, мы там просто с тобой не видимся?
- ...Был такой случай, году в 98-99-ом, когда приезжала группа ДДТ и одновременно у нас (ULIS), N.R.M., НОВАГА НЕБА проходил аншлаговый концерт в ДК тракторного завода. И ни одного журналиста на нем не было, все пошли на ДДТ. И так происходит постоянно, когда белорусские журналисты, которые должны быть объективными к своим группам, предпочитают пойти бесплатно на российскую команду. А на нас - считают ненужным, считают, что можно и так написать, не видя, - никто, мол, не ответит.
- Вернемся к концертам...
- Группа, которая репетирует, которая все время пытается делать новые программы, экспериментирует со звуком (а сегодня этим всем заниматься трудно, так как жизнь наша не такая уж легкая, нужно зарабатывать деньги), это - живая группа. И если группа при этом не выступает, то это претензии не к ULIS и другим белорусским группам, а к белорусскому шоу-бизнесу, к так называемым продюсерам. Потому что самой группе сегодня организовать свой сольный концерт практически невозможно.
- Альбом "Падарожжа", что должен был выйти у твоей группы в конце 99-го - начале 2000 года, появился в конце декабря. Тоже шоу-бизнес виноват?
- Но это уж точно не моя вина. К тому времени те люди, которые могли бы его издать, не созрели для этого шага. Мне не предложили его выпустить тогда. Я ходил, разговаривал, и наконец пластинку выпустили. А вот если бы я нашел деньги сам, взял бы их у какого-нибудь спонсора, принес бы их к Юре Цыбину, на "Ковчег" (где альбом и вышел), или еще на какой-то рекорд, то пластинка вышла бы сразу. Такая политика у наших выпускающих компаний.
Я хотел, чтобы пластинка сразу вышла бы тиражом, а не нарезалась бы по мере того, как кто-нибудь пришел и попросил ее. Сейчас пластинка вышла определенным тиражом, а вот уже по мере спроса на нее альбом будет дорезаться. Но не поштучно.
- Ты не тот человек, который ходит по спонсорам...
- Я - человек, к которому деньги вообще не идут, который по жизни обречен ходить без них... В конце 80-х годов мы записывали первые программы ("Чужанiца", "Краiна доугай белай хмары", "Танцы на даху"), на которые сами зарабатывали деньги и сами за них платили (в отличие от нынешних групп). Зарабатывали мы на них на базаре, и я по своему опыту могу сказать, что у меня меньше всего кто-то что-то покупал, я меньше других чего-то зарабатывал, но платили все члены группы поровну.
- Но ведь время сейчас такое, что по-прежнему надо самому искать спонсоров, как это делает... N.R.M., скажем. Нужно не сидеть и ждать, что к тебе подойдут и предложат. И по меркам Беларуси эта команда концертировала достаточно много: ее музыканты играли на презентации сингла KRIWI, полным составом группа отметилась в проекте "Я нарадзiуся тут", коллектив провел впервые в своей истории тур по стране (другой вопрос, насколько он был удачен), выступления в сборниках... Посмотри, говорили, что тем музыкантам, кто не разделяет нынешнюю политику белорусских властей, никогда не дадут главный зал страны для сольного концерта, оказалась, что это не так - N.R.M. дважды отыграли сольники в КЗМ...
- Оказалось, что именно так. Только раньше это запрещали официально, теперь - исподтишка. Мы три раза ездили в Могилев, и три раза нам вырубали свет и не давали выступать. Это называется "не запрещают"?
- Я не беру в расчет периферию, там все понятно...
- Да, в Минске так никогда не было, но, извини, когда-то мы сами могли себе сделать концерт, найти деньги, заплатить за аренду, за аппаратуру, прийти и договориться. А года два-три назад ввели лицензии на концертную деятельность, и... все: для того, чтобы мне сделать сольник, надо идти к кому-то, у кого есть эта лицензия. А этот человек еще подумает - делать концерт или не делать. Я никого не хочу обижать, но в этом случае он решит, что лучше концерт делать не надо, потому что ему скажут, что у тебя есть лишние деньги, да еще на белорусскоязычную группу, да еще у которой тексты непонятные. Ему лучше прокатить исполнителя, поющего ни о чем, чем группу с позицией. Вот твое равенство. Значит, я должен, чтобы меня не считали покойником, начать писать песни "трали-вали, тили-тили, танцуют все". А у меня есть позиция, гражданская позиция, от которой я отступать не намерен. Я взрослый, состоявшийся человек, и я думаю, извините меня, уже о своей душе. Я верю, что этот наш мир существует перед тем, который будет потом.
- Ты сам, лично, предлагал кому-то, чтобы вам сделали сольный концерт?
- У нас, да, любят, чтобы ты пришел и попросил. У нас любят лежащих...
- ...Ты себя считаешь лежащим?..
- Я себя не считаю лежащим. Но вы действуете по принципу - бей ногами тех, кто играет с десяток лет; а тех, кто появился с год назад, вы превозносите.
Мне нужно чуть-чуть помочь, понимаешь? Я не стою на коленях, но у нас мир такой, которой вывернут с головы на ноги и с ног на голову. Те, кто лежащие, сейчас считаются стоящими...
А к N.R.M. понимание того, что нужно самим себя двигать, пришло не сегодня, они постоянно что-то в этом плане предпринимали. Сейчас же у них появился тот, кто снял с музыкантов груз администраторства, и они теперь могут заниматься только музыкой, а со всеми побочными проблемами разбирается конкретный человек.
- У тебя такого человека нет...
- Но и N.R.M. такого человека со стороны найти не смогли, их административными делами занимается супруга Лявона Вольского. А не у всех такие супруги, у которых есть предпосылки для занятий шоу-бизнесом. У Ани такой талант есть. Вот был у КРАМЫ Дмитрий Лукашук - у них дела шли более-менее нормально. Нет его теперь - и КРАМА затухла без администратора. О них тоже мало слышно, но это не значит, что они что-то не делают, не репетируют.
Вот нам предложили по Польше поездить - мы поехали в Польшу, предложили в Украину - поехали в Украину...
Мне сказали, что в Беларуси есть около сотни человек и организаций, которые имеют лицензию на концертную деятельность. Где эта сотня? Я знаю только двух-трех человек. А что делают остальные? Приглашают российских музыкантов, уже раскрученных? Но, извините, это не шоу-бизнес. Шоу-бизнес - это когда ты берешь музыканта, вкладываешь в него деньги и раскручиваешь его, а потом ты на нем зарабатываешь. А когда все здесь ждали, что N.R.M. сама себе пробьет дорогу, то появились все эти BULBA RECORDS. А где была эта BULBA два года назад?..
- Этой компании еще не было...
- Но эти люди-то были.
- С их позволения, я защищу BULBA. Они сначала зарабатывали (и сегодня зарабатывают) деньги на российской попсе, являясь легальным представителем в Беларуси российских лейблов. А теперь стали вкладывать деньги в белорусскую музыку, в N.R.M., в хип-хоп, в молодые какие-то проекты...
- Я понимаю, но это опять-таки шоу-бизнес наоборот. Они сидят у себя в конторах и думают, на ком бы им заработать деньги. Ну вот N.R.M. слушают, будем вкладывать деньги в них. А надо бы ходить по концертам, по клубам, там отыскивать музыкантов. Сходил раз, другой, приметил у кого-то положительные черты и помог бы группе развить их. Сделал бы им концерт, рекламу на телевидении, на радио, выпустил бы компакт, отправил бы в тур. Извините меня, кто бы сейчас знал BEATLES, не выступай они в пабах, где их заметили?
У нас же ничего этого нет. Если где-то и идет какая-то жизнь, то - в Минске. Если где-то что-то знают из музыки, то - в Минске. Благодаря тому же Цыбину, который больше других помогает всем белорусским музыкантам. Хотя бы в том, что он доносит то, что они делают, до зрителя. С помощью издания кассет, с помощью компактов. Потому что другим путем музыканту в Беларуси донести до слушателя то, что он делает, невозможно. Ни радио, ни телевидение им не помогают, клубов и пабов практически нет, а те, что есть, пользуют молодые команды, честь им и хвала за это. Но неужели ты думаешь, что мы, N.R.M., будем приходить в эти два клуба и проситься выступить? Это же просто смешно.
- Заканчивая с первым пунктом...
- Мы откатали с последней программой по Польше, дали более двенадцати концертов, в нашей ситуации это достаточно. Это были самые крупные площадки - центральные площади городов. Играли на таком аппарате, который в Беларуси не существует вообще. Приходило и много народу, и мало, все зависело от количества рекламы. О нас говорили местные музыканты, что мы играем на европейском уровне. Мне этого достаточно: знать, что мы играем на европейском уровне.
- Пойдем дальше. И по сей день ULIS для меня, его высшая точка, - альбомы "Чужанiца" и "Танцы на даху". Лично мне та музыка ближе той, что вы играете сейчас. В той музыке было больше надежды, ветра, любви к жизни, света. А сегодня мне тебя очень тяжело слушать. Меня просто ломает от твоих песен. Я своим скудно-музыкально-образованным умишком понимаю, что все здорово сыграно, но... очень неуютно от этой музыки. Там такой беспросвет, такая безнадега, что для меня она... неживая...
- Это просто говорит о том, что ты чувствуешь ее по-иному, чем я. Вот и все. Если рок-музыкант делает то, что не чувствует, это не рок-музыкант, это поп-музыкант. Когда просчитывается состояние основной части людей, на которых он работает; либо этим музыкантам музыку заказывает тот, кто вкладывает в них деньги, интеллектуальное и моральное состояние таких людей тоже понятно. Поступай мы так же - тоже могли бы играть музыку, которая приносит деньги, такие вещи, которые поют Ухтинский-Шуфутинский, Алена Апина, что-то в этом роде, главное, чтобы повеселить публику.
Я удивляюсь, что в стране, в которой люди зарабатывают очень маленькие деньги, на концерты российских музыкантов не сильно высокого пошиба ставят такие цены на билеты, за которые нужно заплатить месячную зарплату учителя или врача, а то и больше раза в два-три. Абсолютное извращение.
Мое состояние на таких вещах и основывается. А когда мы начинали играть (с 89-го по 93-95-й год), у нас было другое настроение, и состояние страны было другое. Была надежда в развитии страны, была надежда в движении к тому, что сейчас будет лучше, еще лучше. И потом вдруг сразу - раз, и отрубило. И какое же у меня должно быть состояние, извини меня? У меня есть позиция, у меня есть внутренний мир, который сейчас надеждами не питается.
Любой художник не может жить отдельно от своих мыслей и своей души. И вообще, почему у рок-музыкантов все ищут какую-то надежду? У Сальвадора Дали много надежды в картинах? У классических композиторов? Ты послушай Глинку, Моцарта, Бородина, Баха - где там надежда? Буквально угнетающая музыка. Вся симфоническая классическая музыка угнетающая. Никто, однако, на них не нападает и не говорит, что они покойники, они и сейчас живее всех живых.
Музыкант должен стремиться к самовыражению, к тому, чтобы твое внутреннее состояние не отличалось от того, что ты говоришь, от того, что ты делаешь. Иначе это будет вранье.
- ...Так, может, белорусские шоу-бизнесмены не берутся за раскрутку нынешнего ULIS в том числе и потому, что знают: сейчас выйдет Корень и вгонит публику на полтора часа в такой транс и смур, что в следующий раз на группу и не пойдут. Человеку и так живется хреново, он от этого всего бежит на концерт, а тут ты его опять по балде...
- Ну, подожди, вот на Западе полно таких групп, как KOЯN, или еще более экстремальных, вообще черных, которых крутят по VIVA 2, MTV, и шоу-бизнесмены не опасаются, что эти группы отпугнут публику. А сколько есть групп, которые не попадают на MTV, которые играют очень много концертов. Я когда был в Лондоне, то видел там столько всяких команд, о которых у нас здесь не слышал никто. До нас доходит та верхушка, которая уже вот-вот пойдет на спад. А на пике популярности там совсем другие группы, об этом нам говорили и музыканты в Англии, Германии, где мы играли. MTV - это не рок-музыка, говорили они, рок-музыка - эта та, что играется в клубах, пабах. И я в этом убедился, эта музыка намного интереснее той, что я слышал по MTV.
Понимаешь, на эксперимент способна и имеет право любая творческая личность, и шоу-бизнесмен тоже. Но наши-то не хотят экспериментировать, все сразу же хотят попасть в точку.
Время покажет, оно все расставит на свои места. Если мы до этого времени доживем.
- И последнее. Ты считаешь, что два с половиной года теперешнему составу ULIS - это срок, это плюс...
- Давай посчитаемся. Группа БОНДА просуществовала в одном составе пять лет. Старый ULIS - пять лет. То есть мы уже отыграли полсрока. Это не так мало.
- Я к другому тебя хочу привести... Почему ты не принимаешь участия в так называемых "супольных праектах"?
- ...Я уже говорил, что я из тех музыкантов, которые серьезно относятся к тому, что они делают. Не отрывая этого от собственной жизни, от собственной души, от собственного "я". Все эти "супольныя праекты" - это такие одноразовые, быстро сделанные, быстро записанные и потом очень трудно вспоминаемые музыкантами проекты. Я считаю, что это непрофессиональный подход. Музыканты, которые записали такой проект, на концерте должны играть его очень хорошо. Иначе у публики можно очень легко отбить желание ходить на концерты. Это одна из причин, почему я в них не участвую.
- "Народны альбом" достаточно хорошо катается...
- Вначале он игрался очень слабо. Только спустя пару лет он наигрался. За счет того, что мы его играем на концертах. А вот сказать, что мы его репетировали... Допустим, мы играли "Народны альбом" в год на концертах двадцать раз, а сказать, что мы его репетировали раз пять, - не скажу. А я так не могу. Поэтому я и из БОНДЫ ушел, что там началось что-то такого же плана: зачем нам репетировать, ты и так должен все знать, мы и так сами с усами, дома вспомнишь, и будем играть. Это - непрофессионально. Так никто в мире не работает. Это не приведет ни к чему хорошему и уже не приводит. Когда мы играли в 89-м со старым ULIS, то играли на уровне с теми музыкантами, которые сейчас считаются российскими звездами, и тогда они считались звездами. Это и ДДТ, и ЧАЙФ, и АГАТА КРИСТИ, и Сукачев. Мы с ним играли на равных. А сейчас из-за того, что всех белорусских музыкантов замучила такая жизнь, и "супольныя праекты" еще тут, и до репетиций дела мало всем, уровень их профессионализма сильно страдает. Слава Богу, что группа N.R.M. наконец поняла, что надо репетировать, и они начали сейчас выглядеть более профессионально. Группа ZET довольно сильно репетирует, и их профессиональный уровень растет. Только такое отношение может привести группу к положению нормальной роковой команды, которую можно считать звездой.

(Окончание на стр.7)
(Окончание. начало на стр.6)

- Тебе последний проект, "Я нарадзiуся тут", не понравился...
- Проект как проект. Мне в нем не предлагали участвовать, и я сам не собирался напрашиваться.
А колядный проект "Сьвяты вечар" мне действительно не понравился. Это было как... Вот каждая группа сама по себе играет по-другому, а потом собрались и сыграли вот так. Это как бы ремесленничество. Это уже не подход художника. Я ремесленничество не люблю.
- Так и хорошо, что сыграли по-другому!
- Нет, ну как же так можно? Ты вот в жизни такой, а там стал другим... Я с музыкантами, что его записали, после выхода альбома говорил, и некоторые на меня обиделись. Довольно сильно.
- Я тебе скажу свою версию, почему тебя не пригласили в "Я нарадзiуся тут", и вообще поделюсь теми соображениями, которые в приватных разговорах доносили до меня некоторые хорошо тебе известные музыканты, что возникали у них тогда, когда жизнь их сталкивала в работе с тобой. С Коренем очень трудно работать, говорили они, он настолько требовательный человек к себе, ко всему, его окружающему, что эту требовательность Слава переносит на других, вне зависимости от конкретных качеств человек - способен ли он выдержать эту нагрузку, способен ли он подстроиться под тебя. Поэтому с тобой в творчестве долго уживаться трудно, ибо ты начинаешь одеяло тянуть себя, ломая при этом немножко людей. А люди эти - сами уже давно "Корени". Поэтому если есть возможность обойтись без тебя, без тебя и обходятся.
- Это совершенно не соответствует действительности.
- Волен ты верить, не волен, но ничего тут мною не сочинено, за что купил...
- Я и говорил вначале, что вы пишете с чужих слов...
- Так тут и случай такой! Я же с тобой рок-н-ролл не играю, я же с тобой общаюсь только на концертах да когда интервью у тебя беру...
- Все равно надо было сначала поинтересоваться моим мнением, а ты взял и написал... Нет под тем, о чем ты говорил, никакого основания. Сказать это тебе могли музыканты, которые когда-то работали со мной в группе, потому что в совместных проектах я одеяло на себя никогда не тянул и права не качал. А что касается группы, да, я требовательно относился к музыкантам, и те, кто не хотели делать то, что нужно группе (не мне - группе), уходили из нее. Я знаю двух таких человек, которые из-за своей молодости переоценивали свои возможности и силы. А некоторые уходили по другим причинам.
Когда с Касей Камоцкой я работал в проекте НОВАЕ НЕБА, да, я был требователен, но иначе бы у Каси не было бы программы "Цэппелiны", довольно приличного альбома, вдобавок ко всему у нее в то время работал человек, который когда-то был в ULIS, и я знал его возможности и его отношение ко всему этому. Да, может, Касе было чуть-чуть тяжело со мной, но, повторюсь, ей от этого хуже не стало.
А в "Народнам альбоме" я сидел сбоку и старался, чтобы меня не было видно.
...Может, кто-то из музыкантов действительно обиделся на меня, когда я сказал, что мне не понравился "Сьвяты вечар".
- Слава, все же почему распался ваш творческий тандем с Камоцкой?
- Дело в том, что как личность Кася довольно-таки мощный человек. И я не скажу, что я как личность слаб. Я думаю, что не всем нравится, когда их пытаются что-то заставить сделать. Касе, я думаю, надоело все это, и она решила избавиться от этих неудобств, я просто почувствовал это и ушел первым. К тому же основная группа для меня - это ULIS. Была и будет. Я почувствовал, что многие, зная, кто такая Кася Камоцкая и кто такой Слава Корень, приглашая нас на концерт, хотели увидеть Камоцкую и Кореня сразу обоих, а для этого можно было не звать две группы, а пригласить только одну, НОВАЕ НЕБА, что шло в ущерб ULIS. А этого я допустить не мог.
- В завершение разреши поздравить тебя с выходом многострадального альбома группы ULIS "Падарожжа". Какие-то мероприятия в связи с его выходом намечаются?
- Это зависит от Юры Цыбина. Мы хотели до Нового года презентовать альбом в клубе "4 апельсина", но там затеяли ремонт. Но в этом году, конечно, должно быть что-то. Наверное, конкретные разговоры об этом будут после "Рок-коронации".

"Для меня рок-музыка - это способ существования, это способ моего мышления. Я этим живу, у меня нет никакой другой работы, и это еще раз подтверждает, что я ей занимаюсь всерьез. Сегодня я, в отличие от наших бизнесменов, существую на перспективу, надежда всегда умирает последней. Это самая живучая модель существования, а самая неживучая, я считаю, - работать на деньги, на моментальный заработок."

Вячеслав Корень, ULIS

Олег КЛИМОВ

© 2005 музыкальная газета