Pearl Jam
Варенье от бабушки


...Во время перерывов между репетициями участники группы обычно шли попить содовой и обменяться баскетбольными карточками. Их любимым игроком был Mookie Blaylock, который играл в то время за "Atlanta Braves". Когда работа над первой демо-кассетой подошла к концу, карточка Mookie в шутку была использована как вкладыш. У группы все еще не было названия, поэтому в качестве оного они выбрали MOOKIE BLAYLOCK. Название их первого альбома "Ten" - это номер, под которым играл Mookie.

Прямо перед релизом "Ten" стало понятно, что прежнее название утратило свою оригинальность, поэтому было решено изменить его.
В один чудесный день Эдди Веддер (Eddie Vedder) принес на репетицию варенье своей бабушки Pearl, муж которой был американским индейцем, увлекавшимся всем, что было галлюциногенным. Pearl готовила варенье по старым рецептам индейца, и оно было известно многим, а особенно участникам группы, которая стала называться... PEARL JAM.
Но только Бог умудрился создать мир за шесть дней, а путь к созданию группы, ставшей если не символом, то, по крайней мере, лицом поколения, был очень долгим. И если бы история этой группы была связана с Ирландией, то группа называлась бы U2. История сыграла злую шутку - страна называлась Америкой, а город - не Дублином, а Сиэтлом. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения.
Летом 1984 года в плодовитом Сиэтле зародилась группа GREEN RIVER, участниками которой были Джефф Эмент (Jeff Ament) и Стоун Госсард (Stone Gossard). В октябре того же года GREEN RIVER уже выступали на разогреве у DEAD KENNEDYS. Но, как бы хорошо все ни было, к началу 1988-го группа развалилась, а Госсард и Эмент основали новую группу MOTHER LOVE BONE, в культовости которой будет сомневаться лишь идиот. Жизнь вроде бы кажется прекрасной, и в этот момент история вмешивается своими грязными руками в "спокойное" героиновое существование наших героев. 16 марта 1990-го от овердозы героина умирает лидер MLB "Пес" Эндрю Вуд (Andrew "Dog" Wood). Лишь спустя год выходит альбом "Аpple", переизданный в 92-м под названием "Mother Love Bone". Но, несмотря на это, группа самораспустилась, а летом 90-го Эмент и Госсард подобрали гитариста Майка МакКриди (Mike McCready) и начали репетировать. Говоря штампами - сложились все предпосылки для создания новой группы. Демо с тремя песнями посредством Джека Айронса попало в руки Эдди Веддера. И это даже не случай, а просто, наверное, всеобщая любовь к баскетболу. Фанат "Chicago Bulls" Веддер накладывает на демо вокал со своим текстом и отсылает его в Сиэтл. Болельщики "Seattle Supersonics" Эмент и Госсард остаются в восторге, и осенью 90-го появляется новая группа в составе: Эмент (бас), МакКриди (гитара), Госсард (гитара), Веддер (вокал) и Дэйв Крузен (Dave Krusen, ударные). И уже в ноябре 90-го на Epic Records был выпущен первый сингл PEARL JAM с оригинальными "Alive" и "Wash" и кавером THE BEATLES "I've Got A Feeling". "Alive", которая по сей день остается одной из визитных карточек PJ, описывает реальную историю конфронтации между Эдди Веддером и его матерью в день, когда она рассказала ему о том, кто же на самом деле его родной отец. В 1993-м Эдди скажет в интервью Камерону Кроуи из "Melody Maker", что он никогда не любил того человека, который оказался его отчимом.
В мае 1991-го PEARL JAM начинают работу в студии над дебютным альбомом "Ten" и записывают его в течение месяца. В "Ten" PJ скомбинировали стадионный рок 70-х, пресловутую арт-школу BLACK SABBATH с агрессивной социальной лирикой и тяжелыми риффами и в компании с NIRVANA, SOUNDGARDEN, MUDHONEY и, позднее, STONE TEMPLE PILOTS вознесли альтернативную музыку на вершину молодежной культуры. Очень скоро "Ten" выстрелил в чартах, и были проданы сотни тысяч экземпляров альбома по всему миру. Но PEARL JAM упорно продолжали концентрировать внимание на том, что они не продались, и уж ни в коем случае не относили себя к мейнстриму. Веддер сотоварищи рисовали картину черной депрессии, суицидальных тенденций и блеклого мира в целом. Они стали голосом нового, обозленного поколения молодых людей. Кто-то даже придумал название этому поколению - Generation X. Но как бы PJ ни отрекались от ненавистного им ярлыка "mainstream", это было уже не в их власти. В июне 1995-го альбому "Ten" был присвоен статус "платинового" в девятый раз. В мае 1991-го PJ выступили в Сиэтле на вечеринке, посвященной окончанию съемок фильма "Singles" для Камерона Кроуи. (Однажды Джон Лайдон (экс-SEX PISTOLS) признался, что без Билла Грюнди (ведущий на BBC, который позволил "пистолетам" материться в прямом эфире в прайм-тайм) вряд ли бы панк стал столь популярен. Думаю, настало время для участников PJ сказать то же в адрес Камерона Кроуи.)
Сразу же после этой вечеринки Дэйв Крузен покинул группу, а на его место пришел Dave Abbruzzese. Тогда же на A&M Records выходит трибьют Эндрю Вуду, названный "Temple Of The Dog", над записью которого работали Крис Корнелл и Мэтт Кэмерон (экс-SOUNDGARDEN), а также Эмент, Госсард и Веддер. Сейчас, спустя энное количество времени, думается, что все, к чему бы ни приложили свои руки эти люди, становится эпохальным...
Say Hello 2 Heaven...
В октябре 91-го PJ отправились в первое турне по США в качестве специальных гостей RHCP. В феврале 92-го любители галлюциногенного варенья начали свой первый европейский тур в Лондоне, выступили в Швеции, Норвегии, Франции, Нидерландах, Испании, Германии и Дании (спустя много лет с этой страной у PJ будут возникать неприятные ассоциации).
В марте того же года в нью-йоркской студии "Astoria" записывается эмтивишный "Unplugged" с акустическими версиями "Alive", "Even Flow" и "Black".
В сентябре 92-го на "MTV Music Awards" PEARL JAM представили гениальную вещь "Jeremy". Однажды Веддер прочел статью, которая, собственно, и вдохновила его на написание этой песни. История была такой - 8 января 1991 года в "Richardson High School" 16-летний Джереми Уэйд Дэль застрелился на глазах своих одноклассников и учителя, направив дуло пистолета себе в рот. Смерть была мгновенной, а о Джереми газета сообщила лишь то, что он был трудным подростком и что родители не уделяли ему должного внимания. По социальной значимости "Jeremy" сравнима разве что со "Smells Like Teen Spirit". И, как это часто бывает, слава и признание с головой накрывают "джемовцев". Они побеждают в двух номинациях "American Music Awards", завоевывают четыре номинации на "MTV Video Music Awards", их "Jeremy" становится лучшим видео года. Продолжая гнуть свою антимейнстримовскую линию, группа отказывается выпускать какие бы то ни было видео на второй альбом "Vs.", вышедший в октябре 1993-го. Но, несмотря на это, уже за первую неделю было продано более 950 000 копий, и... "Vs." легко достигает статуса "мультиплатинового".
И когда Эдди Веддер появляется на обложке журнала "Time", все понимают, насколько же милы и фотогеничны эти меланхоличные "героинщики".
В 1994-м PEARL JAM выступают против "Ticketmaster" (звучит-то как устрашающе), агентства-монополиста, специализирующегося на продаже билетов, настаивая на том, чтобы цены на их концерты были ниже двадцати долларов. Но после двухгодичного разбирательства суд вынес вердикт в пользу "Ticketmaster" (просыпается ненависть к Америке с их мечтой), на что PEARL JAM реагируют поистине великодушно, высказав лишь аристократичное "фе".
В 1994-м в свет выходит третий альбом "Vitalogy", который сразу попадает на первое место двухсотки "Billboard" и держится на нем в течение пяти недель. Примечательно, что изначально "Vitalogy" выпускался только на виниле (откровенное издевательство над мейнстримом), но позже был переиздан на CD, кассетах и мини-дисках. Уже в октябре 1995-го "Vitalogy" был зарегистрирован в качестве "платинового" в 5-й раз.
В феврале 96-го PJ завоевывают свой первый "Grammy" в номинации "Best Hard Rock Performance" (слово противное) за "Spin The Black Circle".
В августе 96-го выходит "No Code", альбом, которому предстояло повторить судьбу предшественников и занять первое место в 200-ке "Billboard".
В июне 97-го Веддер и МакКриди доказывают, что не утратили ни доли социальности и политичности, открыв вместе с Neil Young второй день концерта за свободу Тибета. А к декабрю созревает, выходит и делится своей спелостью и неприторностью пятый альбом "Yield", пророчащий псевдоэволюцию человечества с порабощающими войнами, всемирными сетями и лживыми речами политиков. Продюсировал "Yield" небезызвестный Brendan O'Brien, который, кажется, успевает работать со всеми более-менее великими группами, начиная от STONE TEMPLE PILOTS, KOЯN и т.д. и заканчивая последним релизом THE OFFSPRING. Сказать, что у него чутье на талант, как у собаки, - это ничего не сказать.
Осенью 1998-го выходит "живой" "Live On Two Legs". Казалось бы, по законам жанра нужно им взять тайм-аут, набрать пива и поп-корна и пойти смотреть домашние матчи "Seattle Supersonics", ан нет. В мае 2000-го выходит последний альбом "Binaural", встреченный критиками неважно, но преданными фанатами - с неизменной любовью и лаской. PEARL JAM с высоты своей меланхолии плюют в души критиков и отправляются в тур в поддержку "Binaural", прерванный трагическими событиями на "Rockilde Festival" в Дании (насмерть было задавлено толпой девять фэнов именно в тот момент, когда на сцене находились PEARL JAM...).
"Binaural" получился очень личным: если ты русский, то наверняка слушаешь его в прокуренной кухне за бутылочкой водки; если ты ирландец, то сидишь в самом что ни на есть ирландском пабе в портовом Корке, потягивая "Guinness" и наслаждаясь океаном; если в тебе есть примесь индейской крови, то ты готовишь настоящее варенье, собрав плоды и поместив их в холодное темное место в сосуде, в котором хватит пространства для процесса брожения. Да, и еще один маленький нюанс от бабушки Pearl - добавь туда Эдди, Джеффа, Майка, Стоуна и Мэтта Кэмерона.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 51 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета