статья


Наив
Свое мнение о панке



Какой образ обычно встает пред глазами обывателя при ужасном слове "панк"? Грязный, пьяный подросток с нашивкой с затасканным "А" в круге, принимающий наркотики, гадящий в подъездах, человек явно без образования и светлого будущего. Панк-музыка непременно ассоциируется с именами Егора Летова, Сида Вишеса, примитивна и дерьмово записана. Если вы тоже так думаете, то вы не знаете о панке ни-че-го. И вам бы и в голову не пришло, встреть вы на улице аккуратного, симпатичного, вежливого парня, нашего героя, что такой вроде нормальный с виду человек может быть вокалистом и основателем старейшей московской панк-группы. У Саши Иванова свое, основанное на 12-летнем опыте, мнение о панке. Оно расходится с моим и может не совпадать с вашим. Но главные принципы панка - D.I.Y. (do it yourself - сделай сам), антифашизм, антисексизм, то есть анархия в ее правильном понятии, как свобода, равенство и братство - несомненны для каждого, кто называет себя панком.

- Чем НАИВ занимается в последнее время?
- Мы активно концертируем в городах и весях нашей родины, выпускаем пластинки. Последнюю пластинку записали в 1999 году, сейчас, в 2000-м, ее выпустили. Это "Оптом и в розницу".
- Ходят слухи о гастролях НАИВА и за пределами родины.
- Планировалось, что это будет что-то типа мирового тура. Мы должны были осенью поехать в Соединенные Штаты Америки. Но выезд в Америку для граждан России сопряжен с множеством проблем...
- Как удалось сделать американские гиги и заинтересовать Америку?
- Дело в том, что в 1999 году у нас вышла пластинка в Америке "Post-Alcoholic Anxieties" (это переиздание нашей пластинки "Пост-алкогольные страхи", которая выходила в России на Фили-Рекордс). На лейбле Kool Arrow Records. Базируется в Сан-Франциско. Он занимается странной, нестандартной неанглоязычной музыкой. Обычный независимый лейбл. Этот лейбл держит Billy Gould из FAITH NO MORE, продюсер и гитарист этой группы. А у нас с ним давние дружеские отношения. Он продюсировал предыдущую пластинку "Пост-алкогольные страхи".
- Из видео что интересного сняли?
- Последнее видео - это клипы на песню "Суперзвезда" и на кавер-версию "Мама-анархия" группы КИНО. Песни эти вошли в нашу последнюю пластинку. Вот. В общем, все достаточно бодренько... Я бросил пить, последние четырнадцать месяцев не пью. Поэтому пребываю в бодром состоянии. Появилось довольно много свободного времени в связи с отказом от алкоголя и много чего есть возможность сделать по причине этого.
- А остальные "вредные привычки"?
- Я не стрэйт-эйджер и не вегетарианец. Я симпатизирую, я по-человечески понимаю, что хорошо было бы не есть мясо, потому что животных убивают. Меня больше волнует вопрос этический. Не столько вредно-невредно, сколько хорошо бы, чтобы животных не убивали. Но я привык мясо есть, с детства. Когда у меня пост и я не ем мясо, я после этого жутко себя чувствую.
- Ты верующий человек?
- Да. Православный, причем не так давно. Года три или четыре.
- И при этом ты считаешь себя анархистом?
- Да.
- Но анархические принципы не совместимы с религиозными канонами...
- Почему? "Царство мое не от мира сего", - сказал Христос. А как же религиозный анархизм Льва Николаевича Толстого? Очень даже совместимы, на мой взгляд. Это просто отдельный топик, на который, если у тебя есть желание, я могу более подробно ответить через Интернет, написать свои философские и социокультурные представления о мире и обществе. Христианство является наднациональной религией, надэтнической. Я защищал диплом в университете на эту тему и имею свои мнение по данному вопросу. Поэтому если есть желание, мы можем предметно все обсудить.
- Ну, это мы с тобой отдельно обсудим. Ты называешь себя анархистом, в названии группы тоже знак анархии. Что ты лично вкладываешь в понятие анархии?
- В нашем лого, если ты обратила внимание, этот знак перевернут. Это сделано не случайно. Вообще, знак анархии ассоциируется с социально-антиполитическими движениями. Мой анархизм, персонально, скорее религиозного свойства, культурно-исторического, я бы сказал. Анархия - это перспектива, на которую нужно очень долго работать, очень тонко и взвешенно действовать. Реализация сейчас таких программных установок, как отказ от партийной системы, отказ от власти, приведет к трагедии значительно более серьезной, чем Вторая мировая война. Если мы на сегодняшний момент уничтожим правящие элиты, разрушим финансовую систему, существующую на сегодняшний день, мы получим огромное количество жертв. В интересах анархии надо двигаться постепенно. Либеральное западное общество в какой-то степени двигается в нужном направлении. Та же Швеция, где крайне левые получают все больше голосов. Вот такой путь, через развитую представительную демократию - к анархии, мне кажется наиболее реальным. Анархия, которая могла бы быть достигнута здесь и сейчас разрушением существующих правил, неминуемо привела бы к появлению новых элит, новых систем ценностей и нового подавления и угнетения, которое могло бы стать более жестоким, чем сейчас. Наш анархизм, по крайней мере, мой анархизм, не политический, а культурный. Мы не политическая группа, мы группа, существующая в интересах самих себя, в первую очередь, а не каких-то политических партий и движений. Мы не ассоциируем себя ни с одной из партий. Поэтому мы не являемся политической группой, которая выражала бы определенные политические лозунги. Я не хожу на демонстрации в защиту прав животных и не взрываю "МакДональдс". У людей, которые это делают, есть наверняка свои причины поступать так. У меня совершенно другие мотивы. Я совершенно по-другому вижу конечную цель и отдаю себе отчет, что множество людей, симпатизирующих анархии, симпатизируют ей по причинам: а) это подростки, которые хотят все дестроить и уничтожать; б) просто злые люди, которые хотят передела существующей политической системы и готовы действовать достаточно активно, убивать представителей современной политической элиты. Мы не являемся ни теми, ни другими. Мой анархизм, как я уже говорил, лежит в области культуры и понимания того, что в интересах анархии нужно очень взвешенно и осмотрительно действовать.
- Вас пытались использовать на акциях политических партий?
- Мы не поддерживали партии и никогда не будем поддерживать. Это принципиально. Группа себя еще ни разу не замарала участием в политических акциях. Не считая участия в "Бит-битве", которая изначально объявлялась как антиполитическая акция, а оказалось, что ее финансировало "Яблоко". Причем я лично с симпатией отношусь к этому политическому объединению. Но принцип группы - мы не участвуем в политических играх. В "Бит-битве" нас просто обманули. И мы принципиально не пишем музыку для рекламы, в отличие от ТАРАКАНОВ!, которые рекламируют "Сникерс", и ДеЦла, рекламирующего пейджеры и мобилы. Это тоже принципиально.
- Согласен ли ты с точкой зрения таких олдовых панков, как NOMEANSNO, что панка уже не существует, что он стал поп-музыкой?
- В каком-то смысле да. Дело в том, что когда они начинали играть в начале 80-х, панк-сцена в Америке выглядела по-другому. Я встречался в прошлом году с Джелло Биафрой. Я достаточно хорошо представляю себе, что из себя представляет панк-сцена в Америке и по рассказам, и потому, что я активно читал "Maximum Rock-n-Roll", представляю, какой она была раньше. Она изменилась. В девяностые панк-рок стал мейнстримом с появлением таких групп, как GREEN DAY, OFFSPRING, RANCID... Их много. Это в какой-то степени популяризировало эту музыку, и огромное количество людей, которые не имеют отношения ни к панк-року, ни к леворадикальным идеям, попали на эту сцену. Тем не менее, в маленьких американских клубах, где я был, можно и сейчас увидеть хорошие панк-группы. Там средний возраст такой публики, которая посещает панк-концерты, - 25 лет, но много и таких, кому, как говорится, за 30. Там таких тинейджеров, как у нас, четырнадцатилетних, никогда не увидишь на концертах. Я не думаю, что не существует сейчас панк-групп. Они есть, просто панк меняется, как и все. На Западе панк-рок стал музыкой взрослых. И я не сторонник делать из чего-то культ, "вот, мол, я панк, я о..енно совершенный из-за этого, никогда не продамся и всегда буду таким, как сейчас...". Почти для всех людей действуют абсолютно одни и те же законы: мы не умеем летать (в своем большинстве), нам нужно есть что-то, нам нужно что-то пить. Поэтому давайте будем реалистами. Панка образца 77-го года, такого, какой ему создала имидж британская журналистика: деструктивного, нигилистического, основанного на героине, да, его действительно сейчас нету, но у меня есть подозрение, что его никогда на самом деле и не было.
Я вообще могу дать короткую и достаточно четкую дефиницию людей, которые участвуют в панк-движении, и каждый тянет одеяло на себя.
Первые - это политиканы. Люди, которые приходят в панк-рок, дабы реализовать какие-то свои "политические" идеи, не всегда хорошие и уж точно не бесспорные. Они иногда могут завладеть тусовкой. Они пытаются использовать тусовку и музыку в своих политических целях. Яркий пример тому - Егор Летов и/или Лимонов. К счастью, любая рок-н-ролльная тусовка чересчур гедонистична и почти никогда не в состоянии на протяжении длительного времени следовать за "лидером". Это, как правило, уберегает тусовку от появления новоявленных "фюреров".
Вторая категория - это люди артистические, которые видят в панк-роке возможность выразиться довольно странным и радикальным образом. Например, Vivien Westwood и Малкольм Макларен, менеджер SEX PISTOLS. Это в целом неплохо, беда лишь в том, что людям такого типа в скором времени надоедает заниматься "панком" и они переключаются на что-то другое, не менее "странненькое", на их взгляд.
Третий тип - это люди, склонные к насилию. Отсюда все скинхэды и вся эта пое..нь, которая просто пытается подтолкнуть тусовку к насильственным действиям, и приходят туда для насилия, потому что им нравится насилие. Слэм они воспринимают как возможность кого-то пи..ть. Мудаки, тоже говно. Надолго в панк-роке не задерживаются, со временем переключаются на что-то более "серьезное" - рэкет, организованные преступные группировки и так далее.
Четвертый тип - это самый нормальный, на мой взгляд, тип людей, которые любят бескомпромиссный рок, чем панк-рок на самом деле и является. И никаких разговоров я не приемлю, что, мол, панк - это политическое движение. В разных тусовках и в разных странах это происходит по-разному. Где-то тусовка попадает под влияние политических людей, которые заморочены на хорошие вещи, на левые идеи, на анархизм, где-то - под влияние фашистски настроенных людей, где-то - под влияние сталинистов, а где-то не подпадает ни под какую идеологию. Но панк-рок жив благодаря не политическим идеям, а исключительно тому, что есть люди, которые просто любят наиболее последовательный и бескомпромисный рок.
- А Биафру к первой группе отнесешь?
- Скорее, ко второй и четвертой. Для него это все театр такой. Я просто имел возможность с ним говорить. Его мир - это театр одного актера, где он вынужден все время читать монологи. Он мне подарил сборник своих речей, такой тройной компакт. Биафра так и в жизни говорит. Он прикольный чувак на самом деле.
- Твои музыкальные вкусы как изменились? Остались ли прежние кумиры?
- Конечно, изменились, конечно. Я живу в мире, и то, что происходит вокруг, касается и меня тоже. Да, я слушаю довольно много музыки. Последнее, что мне понравилось, это были U.S.BOMBS, MORAL CRUX и ME FIRST&GIMMY, GIMMIES. Кроме этого мне нравится Marky Ramone & THE INTRUDERS, сольный проект барабанщика из RAMONES. Пластинка Marky Ramone & THE INTRUDERS вышла на том же лейбле, что и мы, - это S.O.S. Records. Это отечественный лейбл, но он выпускает и западных артистов тоже. Хорошая группа 1,5 КГ ОТЛИЧНОГО ПЮРЕ из Санкт-Петербурга.
- А другие отечественные группы?
- Хорошая группа СМЕХ (Истра), хорошая группа БЭРРИМОР (Москва). БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД, старая питерская.
- А ТАРАКАНЫ!?
- Мы в свое время очень активно помогали группе ТАРАКАНЫ!. Они играли как наш "саппорт", когда были совсем молодыми. Их первая пластинка вышла на нашем лейбле S.O.S. Music. Я считаю, что мы достаточно помогли группе ТАРАКАНЫ!, и сейчас они вышли на тот уровень, когда они могут совершенно спокойно обойтись без помощи жирных папиков в лице нас. То есть у них есть свой лейбл, Сид неплохой менеджер.
- У вас директор Снэйк - член группы. А не пробовал ли вас прибрать к рукам какой-нибудь крутой менеджер?
- А зачем? Мы все-таки D.I.Y.-группа. Cнэйк профессионально занимается группой, у него есть еще свой проект - группа MAD DOG.
- Что издается на лейбле S.O.S. Records?
- На S.O.S. Rec. вышел панковский сборник, куда вошли очень хорошие группы. Это был первый панк-сборник в этой стране, записанный хорошо, а не на помойке. То, что выходило раньше, было полное говно. Это невозможно было слушать, несмотря на то, что я люблю панк-рок. Представляю, как мейнстрим-аудитория относится к таким сборникам. Она вообще их не воспринимает. Они не конкурентоспособны на музыкальном рынке. S.O.S. Records делает с хорошим качеством панк-продукт, что для нашей страны - редкость. У нас, к сожалению, из-за ложно понятой идеи панк-рока человек буквально воспринимает то, что всю музыку надо записывать в сортире. Панк-музыканты не хотят находить деньги и адаптироваться к тем реалиям, которые нас окружают сейчас. Они говорят: "Мы живем в такой стране, поэтому х..во так играем. Х..вые инструменты, потому что мы работу найти не можем. А работать вообще западло на это сраное общество. Мы не будем работать, это все х..ня. Мы будем ох..енно честными ребятами. True punks". А сделать что-нибудь на уровне какой-нибудь голландской или шведской группы никто не может, хотя для этого есть все-таки возможности. Надо только взять себя в руки и голову из жопы вытащить. Все.
- Ваш клип в ротации MTV. А как же бойкот международной панк-сцены этому корпоративному каналу? И не боишься ли ты, что НАИВ превратится в очередной GREEN DAY?
- Нет-нет. На MTV у нас в России (я просто могу тебе как терапевт терапевту рассказать объективную ситуацию) как происходит. Ты снимаешь нормальное видео, не надо даже сотен и десятков тысяч долларов. Ты снимаешь нормальное видео, отдаешь им. Если оно нравится, его показывают. Конечно, сложнее группам с хардкором. Но если и такая группа снимет видео хорошо, на самом деле талантливо и прикольно, она легко попадет туда. Мне кажется, что MTV - один из немногих либеральных музыкальных каналов в нашей стране, на котором можно без денег показать клип. На других каналах - хоть хардкор играй, принеси деньги только, и будут показывать что угодно. У MTV ситуация отличается. Да, они не будут твое видео много показывать. Но они будут его показывать совершенно бесплатно. Если их оно устроит. Но я не хочу MTV идеализировать, у нас все равно с ним идейные разногласия, потому что это крупное, корпоративное телевидение, которое во всем мире занимается промыванием мозгов. Но, с другой стороны, в нашей стране это на самом деле лучшее, что мы имеем. Потому что в нашей стране так не поступает никто. Это та же ситуация, как с "МакДональдсом". Все панки, от самых мудаков до самых умных, сказали, что "МакДональдс" - это плохо. Но вот, например, выступали мы в Нижнем Новгороде. Мы приехали, 7 утра, жрать хочется немыслимо. Идем по городу. Мы хотели поддержать национального производителя. Хотели найти местное кафе или ресторан. Но национальному производителю все пох.., он нажрался вчера и спит. Только одно место в городе работало, и там все было чисто и аккуратно. И знаешь, что это было?
- Догадываюсь.
- Да, и я ел в "МакДональдсе" и не скрываю этого. То же самое и с MTV. Да, конечно, в условиях либеральной демократии а-ля Голландия или Дания - MTV sucks и говно, корпоративное мышление и промывание мозгов. Но в условиях феодальной России, где до сих пор коммунистические дядечки и тетечки рулят на местах, MTV может быть приемлемо. Поэтому нельзя те принципы, которые были выработаны альтернативной тусовкой в Западной Европе или США, в совершенно отличных от наших исторических, политических и экономических условиях, применять здесь. Мы в феодализме, у нас нет среднего класса. У нас людей, готовых покупать самые дешевые кассеты по доллару, процентов 15-20 населения, из молодежи. И даже это дорого для очень многих, если брать в масштабах страны. Ситуация принципиально отличается от Америки, где заплатить 18 долларов за компакт может 80 процентов населения. Разные ситуации. Бесполезно говорить о принципах некоммерческого искусства. Мы D.I.Y.-группой были довольно долго, с самого начала, с 1988-го года. Мы возникли в самой тоталитарной обстановке. Мы служили в армии, я и Макс Кочетков, мы - два основателя этой группы. В армии мы и создали группу. И песня "Танки-панки", которая в свое время сделала имя нашей группе, была сочинена в армии. И я вижу, что происходит вокруг, и я отдаю себе отчет, что все заявления типа "это нечестно - сотрудничать с большими компаниями" делаются людьми, которые вообще ничего не понимают. Они не понимают, что происходит вокруг них. Они послушали DEAD KENNEDYS, со словарем перевели и подумали, что это круто. Да, это в самом деле круто. Это круто там, когда не стоит вопрос о том, во что одеться и что есть. Здесь очень бедное население, и если не находить умных и грамотных компромиссов со средствами массовой информации, можно свести все свои усилия до уровня подвалов и маргинальной тусовки. Я думаю, что люди, которые серьезно занимаются музыкой, должны быть хорошими менеджерами. Посылание всех на х.. приводит к тому, что ты закрываешься в своей тусовке и тебя знает 10 человек. Это, может быть, очень круто, но я так не думаю.
- Как ты относишься к политике своей страны?
- Я отношусь отрицательно ко всей политике, потому что я анархист по своим убеждениям и не симпатизирую политическим партиям в принципе. Единственные, кому я симпатизирую в российской политике, это либеральные движения. Я сразу хочу оговориться, что ЛДПР Жириновского я не имею в виду, когда говорю о либерализме. Я говорю о либерализме в европейском или североамериканском понимании этого слова, который мог бы утвердить такие принципы, как свобода слова, неприкосновенность личности и так далее, весь набор демократических телег. Они во многом ложны, демократия вообще является ложной системой государственной власти, потому что речь идет все-таки о власти больших, крупных компаний, корпораций, которые могут лоббировать свои интересы. Но это значительно лучше, чем власть парткомов и обкомов. Путина воспринимаю как наследника того строя и режима, который был здесь до развала СССР, и ничего хорошего не могу в этом видеть. Говорю это совершено открыто, пользуясь тем, что живу все-таки в государстве, которое публично называет себя свободным.
- В последнее время наблюдается огромный всплеск фашизма, особенно в Москве, самом многонациональном русском городе. Панк-рок достаточно четко и активно выражает свое негативное отношение к фашизму. Как ты в этом участвуешь?
- Москва - единственный город в России, где действительно можно хоть как-то жить. Тут не хватает для всех места, это объективно. Я, естественно, не разделяю тех ограничений, которые вводятся властями. Если было бы более совершенное устройство государства, не было бы горячих точек, людям не нужно было бы уезжать из своих регионов. Это естественная миграция, как в любой стране, где есть экономически менее развитые области и более развитые. Какое-то решение должно быть найдено. Но причина не только в экономической ситуации, но и в общекультурной. В том, что мы живем в обществе, где не распространены идеи свободы, равенства и братства, которые являются основополагающими для всей D.I.Y.-сцены на Западе. А фашизм - это реакция необразованного быдла на то, что происходит: надо бить черных, потому что они пидорасы, они наркотики продают. Отношусь к таким идеям, конечно же, отрицательно. Надеюсь, что вношу посильный вклад тем, что хожу в майке "Fuck rasism!", выгоняю фашистских скинхэдов с наших концертов. Хорошо было бы, если бы у нас, как в Европе, человек не мог выйти в майке со свастикой на улицу - потому что в Европе для него это просто на самом деле опасно. А Кинчев размещает свастику на альбоме и чувствует себя прекрасно. Но я не склонен к тому, чтобы подталкивать кого-то на насильственные действия. Вот Сид (ТАРАКАНЫ!) призывал убивать скинов. Я более реалистично смотрю на вещи. Подавляющее большинство "скинхэдов" - просто дети, которые вместо того, чтобы уроки делать, шляются по улице. Детей убивать нехорошо. Я делаю что-то на своем уровне. Я - небольшой человек.

Дима "Снэйк" Хакимов - барабаны;
Руслан "Ступ" Ступин - гитара;
Коля "Колян" Богданов - бас;
Саша "Чача" Иванов - вокал.



Наталья ПОДОБЕД

© 2005 музыкальная газета