статья


Wishbone Ash
Прах желаний стучит в сердце музыки



В эти дни знаменитый английский ансамбль WISHBONE ASH весело отмечает тридцатую годовщину своей деятельности на поприще рок-н-ролла.

ASH были одними из первых западных рокеров, не струхнувших отправиться на гастроли в оглашенную - от слова "гласность" - Россию. Именно тогда многие из нас впервые услышали это странное сочетание слов: WISHBONE ASH - куриная косточка, раскрошенная в пыль, в прах.
Почему так назвали коллектив? Ну, смотрите: дословно wishbone - "косточка желания". Соответственно, "вывеску" группы можно расшифровать как "желания, пошедшие прахом". Тоже верно - если уж действует правило "как вы яхту назовете...", то почему бы не пойти методом "от противного"? В высшую лигу команда так и не пробилась, но на один уровень с URIAH HEEP и NAZARETH вышла без труда. Впрочем, это видно с перспективы дня сегодняшнего. Когда же команда начинала свой путь к славе, ее беззастенчиво именовали "ярчайшей надеждой". Ключевое слово здесь - "яркость". Отличной музыке коллектива всегда не хватало самой малости, чтоб засиять, а чувство локтя помешало команде выглядеть не только единым целым, но и набором ярких персонажей, как это было у DEEP PURPLE или LED ZEPPELIN.
А музыка ведь действительно была хороша. В основу ее были положены американский блюз и мягкий английский фолк, а "фишкой" команды стало использование не только четырех голосов, но и двух гитар. Не просто двух, а сдвоенных - то игравших в унисон, то связывавшихся в тесные мелодические узлы.
Первые "ростки" ASH появились на свет в 1966 году, когда братья Мартин и Глен Тернеры познакомились со Стивом Аптоном. Глен Тернер был гитаристом, его братец щипал басовые струны, а Аптон умел хорошо, по-джазовому, стучать. Трио начало помаленьку покорять лондонские клубы и в 1969 году познакомилось с ценителем музыки с Ближнего Востока. Конкретнее, из Бейрута. Но не ливанца, а шотландца по имени Майлз Копленд. (К слову, у Майлза имелся младший братишка Стюарт, в семидесятых начавший карьеру джазового гитариста, приведшую его в POLICE, где его игра безупречно дополнила гудение баса Стинга.) Майлз незадолго до того вернулся в родную Британию, "заболел" музыкой и жаждал стать менеджером какой-нибудь группы. Вот тут-то ему и подвернулась троица TANGLEWOOD. Впрочем, скоро от троицы остался лишь дуэт: Глен пришел к выводу, что быть рокером - не его стихия. Пришлось давать объявления в газеты. После придирчивого прослушивания в "решете" осталось два кандидата - Энди Пауэлл и Тед... Тернер. Не родственник. Выбрать лучшего гитариста из этой парочки не представлялось возможным, настолько оба были искусны. В итоге решили зачислить на довольствие обоих - и сэкономить на клавишнике. Новый состав требовал нового имени - и изо всех предложенных Коплендом вариантов парни оставили два: WISHBONE и ASH, слив их воедино.
Первый сингл квартета "Blind Eye" показал, на что молодцы способны как композиторы и исполнители - радио крутило песню неустанно. Основными авторами, как правило, выступали гитаристы, которые чаще всего и делили между собой вокальные партии. Публика была в восторге. И не только публика. Растущая популярность коллектива позволила ASH выступить в первом отделении концерта DEEP PURPLE. Перед началом шоу, когда Ричи Блэкмор отстраивал звук гитары, Пауэлл начал подыгрывать гранду. Что бы ни заиграл Ричи, Энди повторял и обыгрывал. Блэкмор впечатлился и порекомендовал квартет Дереку Лоуренсу, продюсеру первых альбомов PURPLE. Вскорости появился диск "Wishbone Ash". Песни - одна в одну, но особенно выделялась длинная баллада "Phoenix", вобравшая в себя все музыкальные находки группы. Майлз же опробовал на своих подопечных весь арсенал своих идей по созданию звезд, по ходу дела собирая в свою менеджерскую обойму и других многообещающих новичков. Впрочем, в битловскую студию "Apple" Пауэлл и Тед Тернер попали, скорее чтоб заработать денег, которые поначалу текли не полноводной рекой. Энди поиграл на сессиях Джорджа Харрисона, Теду же повезло больше - он оставил свой след на бессмертном альбоме Джона Леннона "Imagine". Но это было не главным, во главу угла была поставлена собственная команда.
Не сбавляя хода, квартет разродился в 1971-м пластинкой "Pilgrimage", еще более четко прописавшей стиль ансамбля, а еще годом позже в истории ASH наступил переломный момент. Вышел диск "Argus" - шедевр, моментально заполучивший отборную критику и обозванный альбомом года. И быть бы этому цельному произведению действительно лучшим за год в жанре хард-рока, не выпусти DEEP PURPLE свой "Machine Head". "Argus" не мог потягаться со своим соперником в ударности и тяжести - это был тонкий и умный альбом с прекрасными мелодиями, приличной долей акустических гитар и несомненным английским духом. Энди и Тед незамедлительно угодили в списки лучших гитаристов, а песня "Blowin' Free" заходила в хитах, хотя была не лучшей на "Argus", уступая и "The King Will Come", и "Throw Down The Sword", и "Warrior". Зато она была короткой и легко запоминающейся.
Выше головы не прыгнешь. "Argus" стал планкой и пределом для ASH, что подтвердил диск "Wishbone Four" - был не намного хуже предыдущего, но ничего нового в себе не нес. Создавался он по примеру ZEPPELIN в уединенном коттедже в Уэльсе. На воротах особняка было начертано нечто на местном языке. Музыканты считали, что это - название уютного уголка, тем более, что и звучало оно похоже на цеппелиновское Брон-ра-Ар. Лишь спустя годы они узнали, что надпись означала "Закройте ворота"! Первая, самая успешная глава в истории группы была дописана в 1973 году двойным концертным альбомом "Live Dates", документом безупречных "живых" выступлений по всему миру.
Отработав обязательства, Тед расстался с друзьями-коллегами. На его место пришел Лори Уайсфилд из HOME, внесший заметные изменения в звучание квартета. Казалось, что следующая пластинка "There's The Rub", к которой приложил руку продюсер EAGLES Билл Шимчик, снова вознесет группу к успеху. Отнюдь - хотя программа вышла весьма удачной, особенно за счет очередного эпического полотна "Persephone". Следующие несколько лет прошли в маятникообразных шатаниях - то в сторону от привычного стиля, то обратно к нему. Разумеется, поклонники при таком раскладе предпочитали лишний раз сходить на концерт квартета, нежели приобрести новую пластинку и разочароваться в ней. Ибо материал был крепок, но стандартен и в меру скучен. Некоторые перемены в составе уже не играли никакой роли. Не помогло даже такое прибавление, как поющий басист Джон Уэттон, отметившийся в 1981-м на "Number The Brave" и спевший песню "That's That". Ветеран KING CRIMSON, URIAH HEEP и UK, Уэттон не слишком вписывался в ASH, да и не мог реализовать свои амбиции, так что в составе не задержался и рванул к миллионным тиражам пластинок своего нового проекта ASIA. Если вы упустили один важный момент, стоит его подчеркнуть: Уэттон был басистом. А это значит, что из WISHBONE ASH ушел один из отцов-основателей, Мартин Тернер. Вторая глава завершилась вторым концертником - "Live Dates II". Следом за Уэттоном в группу ненадолго "заглянул" еще один участник URIAH HEEP, Тревор Болдер, но и его сочинительский талант не мог спасти тонущий корабль. Диски проваливались...
А на фестивальных выступлениях ASH без особого труда собирали десятитысячные аудитории. Слушателям было за что любить музыкантов: к примеру, как-то раз, когда Пауэлл и Болдер заметили особо агрессивное отношение охранника к одному из поклонников, они спрыгнули со сцены и встали на защиту подростка - и пострадали сами. Больше, конечно, морально - подмога, к счастью, подоспела оперативно, - но знаменитая гитара Энди "Flying V" нуждалась в серьезном ремонте.
Кстати, возвращение в 1983 году Трева в HEEP чуть не сорвало американские гастроли, так как у его сменщика Спама Спенсера не было разрешения на работу в Штатах. К счастью, бумаги вовремя прибыли в посольство, и документы были подписаны, когда Спам, отчаявшись, уже приобрел обратный билет.
В 1986-м квартет выкинул интересное коленце, записав по просьбе Копленда чисто инструментальный альбом "Nouveau Calls", причем в оригинальном составе. Воссоединение было недолгим - через три года пути музыкантов снова разошлись. На сей раз первым ушел уставший от музыки Стив Аптон. Ряды команды снова стали меняться - одно время в ней играл Тед, в другое - Мартин. Неизменным стержнем коллектива оставался лишь Энди Пауэлл. Он и привел WISHBONE ASH к тридцатой годовщине, предварительно порадовав поклонников изданным в прошлом году альбомом "Bare Bones" с акустическими вариантами песен группы разных лет.
Так что - пошли желания прахом? Очень вряд ли. Тридцать лет - это здорово. Всем бы быть таким прахом!



Дмитрий М. ЭПШТЕЙН

© 2005 музыкальная газета