Mansun
Мы вас разочаруем


Трудно вспомнить имя того человека и название компании, которую он представлял. Легенда рассказывает лишь о том, что как-то раз в 1995 году представитель некой известной звукозаписывающей фирмы, приехав в Ливерпуль по своим делам, совершенно случайно проходил мимо совершенно неприглядного здания и услышал доносившиеся из его недр совершенно дикие звуки. Заинтересовавшись, сие официальное лицо вошло вовнутрь и убедилось, что звуки эти не просто безумная какофония, а часть аранжировки одной из песен, которую исполняли молодые люди странного вида. Было что-то в этих звуках настолько притягательное, что официальное лицо, для начала представившись и узнав, что группа называется MANSUN, поинтересовалось, нет ли у молодых людей какой-нибудь записи, на что получило ответ, что есть, мол, демо, но оно представляет собой полное дерьмо. После долгих уговоров этот легендарный человек все-таки выклянчил у группы запись и отправился с ней восвояси. Таким образом, о существовании MANSUN узнали в славном городе Лондоне.

С самого начала все, что происходило с MANSUN, можно назвать полной неразберихой. Группа, состоящая из людей, почти не умеющих играть, не имеющая ни одного контракта с компаниями и не отыгравшая толком ни одного концерта, выпускает виниловый сингл на собственные деньги, который становится синглом недели на "Radio 1", и буквально сразу же отправляется играть концерт в "Brixton Academy" на разогреве у THE CHARLATANS. Все это MANSUN, самая помпезная, высокомерная и до сих пор многими не понятая группа брит-попа, дебютный альбом которой в 1997 году сразу же занял первую строчку хит-парада, потеснив оттуда BLUR, и последний альбом которой был обруган всеми критиками мира, но тем не менее был раскуплен фэнами в считанные часы.
MANSUN появились на свет летом 1995 года в городке Честер, что неподалеку от Ливерпуля, когда Пол Дрэпер (Paul Draper, вокал, гитара) познакомился в "Ливерпульском художественном колледже" со Стоувом Кингом (Stove King, бас). Пол немного играл на акустической гитаре и сочинял песни с 11 лет, Стоув же понятия не имел о том, как это делается, но купил подержанный бас. Выяснив, что оба они обожают DURAN DURAN, Дэвида Боуи и PINK FLOYD, парни решили создавать группу. Чуть позже к ним присоединился Доминик Чед (Dominic Chad), работавший в местном пабе и имевший некоторый опыт игры в школьных командах. Группа начинает репетировать с разными ударниками или драм-машиной. Для начала они назвались GREY LANTERN, но однажды кто-то сказал им, что хуже название вряд ли можно придумать, и они меняют его на MANSUN, по песне VERVE "Man Called Sun".
MANSUN становятся одной из сотен групп, играющих в радиусе Ливерпуля в свободное от работы время, бесперспективной, но амбициозной до безобразия. Играя с брейкбитовыми сэмплами, MANSUN пытались соединить хард-рок с новой волной. Получалось, в общем-то, не очень. Они записывают демо, которое, по их же отзывам, является полной ерундой, и чуть позже выпускают виниловый сингл с одной песней на обеих сторонах (на большее их не хватило). Этот сингл, "Take It Easy Chicken", разошелся в магазинах за 48 часов, Стив Ламак (Stive Lamaq) дважды сделал его в своей программе на "Radio 1" синглом недели, а Джон Пилл незамедлительно пригласил MANSUN к себе на шоу. Неожиданно группе предлагается масса контрактов, но MANSUN отказываются от всего и по приглашению Тима Беджеса (Tim Burgess), которому очень понравился "Take It Easy Chicken", едут в тур на разогреве у THE CHARLATANS. К этому времени Энди Ратбоун (Andy Rathbone) становится постоянным ударником группы.
Несмотря на то, что в течение 1996 года MANSUN выпустили ряд удачных синглов и заполучили огромную армию поклонников, музыкальная пресса игнорировала группу. И когда в феврале 1997 года дебютный альбом MANSUN "Attack Of The Grey Lantern", выпущенный Parlophone, сразу же занял первые позиции в чартах, для многих это было шоком. MANSUN вдруг превратились в одну из самых любимых и уважаемых групп Британии. Звучание, которое получилось в результате ливерпульских экспериментов, было невероятно помпезным, мрачноватым, в духе ранних SUEDE, и достаточно тяжелым, чтобы на него купились фэны OASIS. MANSUN использовали все самое интересное из арсенала глэм-рока 70-х и гитарной инди-музыки 90-х, плюс так называемый "новый романтизм" 80-х. "Attack Of The Grey Lantern" был превосходно сделанной поп-записью, со сладким и мощным вокалом Дрэпера, множеством красивейших мелодий, высоких подпевок, космических клавишных, струнных и загадочными текстами. Такие песни, как "Wide Open Space", "Open Letter For The Lyrical Transpotter", "Taxloss" или "The Chad Who Loved Me", сразу поставили MANSUN в ряд с лучшими представителями музыкальной индустрии Британии. Кроме того, Дрэпер оказался превосходным фронтменом, и концерты MANSUN становились настоящим зрелищем. Группа отправляется в долгое турне, а в июле 1997 года впервые играет концерты в Америке.
Пожалуй, "Attack Of The Grey Lantern" стал последним по-настоящему брит-поповым альбомом в истории, как бы вершиной стиля, в которой сконцентрировалось практически все. Оттого песни из альбома постоянно вызывают ассоциации то с BLUR, то с TEARS FOR FEARS, то со SUEDE или Дэвидом Боуи, но в то же время вовсе на них не похожи. Естественно, группа не стоит на месте в своем развитии, поэтому, когда в апреле 1999 года вышел долгожданный второй альбом MANSUN под названием "Six", многие решили, что Дрэпер и компания просто сошли с ума. Если дебютный альбом был просто сборником превосходных песен, то "Six" уже был концепцией. Это было похоже на свидание прогрессив-рока с... опереттой, что ли. Композиции состояли из многих, разных на первый взгляд, частей, представляя разных персонажей. На этот раз MANSUN не отказывали себе ни в чем и использовали достаточно много сэмплов и электроники, что в сочетании с их фирменным космическим гитарно-клавишным звучанием просто вознесло запись на вершину помпезности. "Six" - очень и очень большая запись, просто необъятная. Возможно, только QUEEN при помощи MARILLION могли бы сделать такое. Кстати, даже оформление альбома было сделано в духе MARILLION. Несмотря на сложность восприятия альбома в целом, и на этот раз MANSUN создали несколько отличных поп-синглов, таких как "Negative" или "Being A Girl", например. С "Six" группа раздвинула границы своего творчества достаточно широко, однако всегда существует опасность потеряться...
В августе 2000 года свет увидел новый альбом MANSUN "Little Kix", который во многом разочаровал критиков, но тем не менее был с радостью раскуплен фэнами. Альбом предварял отличный поп-хит "I Can Only Disappoint U". Новая работа показала, что группа возвратилась к нормальному песенному формату, взяв ориентир на удачные синглы. Говорят, что вначале альбом должен был называться "The Trouble With Relationships" или "Magnetic Poetry", из чего следует, что MANSUN ударились в любовную тематику. Видимо, у Чеда с Полом отношения кипят и бурлят, только вот их соседи иногда жалуются, что в доме сладкой парочки царит полное безобразие, то бишь "drink, sex and drugs". Что ж поделаешь, творческие люди... Несмотря на хорошее настроение, "Little Kix" получился не совсем удачным. Группу все чаще обвиняют в излишней помпезности, заигранности, вторичности и просто в отсутствии вкуса. Даже любовь у Дрэпера граничит с китчем. Как написал один из критиков, Дрэпер "поет о невинности двух влюбленных, будто празднует открытие Олимпийских игр". Хотя Пол уверен, что многие просто еще не доросли до понимания творчества MANSUN. "Нас по-настоящему оценят в будущем, - говорит он. - Лет через 30 кто-нибудь достанет нашу запись и воскликнет: "Вау! Вы слышали это?!"
MANSUN продолжают активно гастролировать, собирая полные залы и оставаясь одним из интереснейших британских коллективов. Чед при поддержке Пола планирует выпустить в 2001 году сольный альбом.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета