статья


Swinging Blue Jeans
Вечны, как джинсы



В начале 60-х в Ливерпуле играло на танцплощадках и в концертных залах свыше 350 ансамблей. Десяткам двум из них удалось пробиться на большую сцену, заключить контракты с крупными фирмами звукозаписи, выпустить пару-другую хитов и - благополучно распасться. (Чаша сия не миновала даже BEATLES, хотя хитов у них, разумеется, было чуток побольше, а память о них осталась чуток подлиньше.)

Но представьте себе, одна из тех групп существует до сих пор (40 лет спустя!), колесит по миру и дарит меломанам незабываемые минуты общения с музыкой далеких шестидесятых. Ваш покорный слуга и сам бы в это не поверил, если бы в один прекрасный день на монитор его компьютера не легло e-mail-письмо от лидера этого коллектива, в котором тот писал, что квартет по-прежнему существует и даже по-прежнему проживает в Ливерпуле!
Ладно, не будем говорить загадками. Это ансамбль SWINGING BLUE JEANS. Меломаны, которые считают, что эра рок-групп начиналась с BEATLES, будут немало удивлены, узнав, что: а) SBJ по "возрасту" даже старше битлов; б) именно они, SBJ, были звездами в клубе "Каверн" и имели свое собственное шоу "Tuesday Guest Night", куда и пригласили 21 марта 1961 года малоизвестный коллектив со странным названием BEATLES.
История группы восходит к 1957 г., когда гитарист и вокалист Рэй Эннис (Ray Ennis) и ударник Норман Кулке (Norman Kuhlke) организовали любительскую скиффл-группу. В 1958-м они перетянули в свой коллектив гитариста и вокалиста Ральфа Эллиса (Ralph Ellis), а еще годом позже в группу пришел басист Лес Брейд (Les Braid). Сначала назвали себя THE BLUEGENES SKIFFLE GROUP. Легенда гласит, что после того, как BEATLES выступили в Гамбурге и тамошнее клубное "руководство" решило пригласить еще несколько ливерпульских групп, именно Пол МакКартни вел переговоры о выступлении SBJ в "Стар-клубе", т. к. немного знал немецкий язык!
Как известно, группа без пластинки - что солдат без ружья. Прослушивание у известного продюсера Джо Мика (Joe Meek) оказалось для "голубых джинсов" неудачным, контракт с фирмой Ориол рекордз - недолговечным и прерванным по причине "непрофессионализма" музыкантов. Наконец, в 1963 г. SBJ принимает в свои объятия крупная компания HMV. Первый сингл, "It's Too Late Now" (июнь, 1963 г.), попадает в британский хит-парад и поднимается до 30-го места. Группа - единственная из ливерпульских коллективов - нашла себе спонсора в лице производителя джинсовой ткани, который также обеспечил им регулярные выступления на "Радио Люксембург".
Но битломания в Британии уже набирала обороты, и второй сингл SBJ сгинул без следа. Для того, чтобы заставить тинейджеров покупать что-то кроме виниловых изделий Джона, Пола, Джорджа и Ринго, надо было записать по-настоящему крутую пластинку. Решение, как говорится, лежало на поверхности: со времен незапамятных в репертуар BEATLES входил "Hippy Hippy Shake" - взрывной, как тонна динамита, рок-н-ролловый номер, который заводил как английскую, так и немецкую публику с пол-оборота и который, судя по всему, битлы не собирались записывать, а потому музыканты SBJ решили попытать счастья сами. Автор композиции, некий американец Чан Ромеро (Chan Romero), выпустил ее на сингле еще в 1959 году, но успеха ни на его родине, ни в Англии она не имела. Тем не менее, эта пластинка как-то "просочилась" в Ливерпуль, и знакомая SBJ, актриса Сью Джонсон (Sue Johnson), даже купила сингл с оригинальной версией "Hippy Hippy Shake" в одном из музыкальных магазинов Брайена Эпштейна (того самого), чтобы Рэй Эннис мог правильно выучить слова.
Остальное было делом техники. Точнее, звукозаписывающей техники. Песня, начинавшаяся мощным воплем-запевом "For goodness sake!!!...", легла на ленту студийного магнитофона буквально в течение 35 минут, и в декабре 1963 г. сорокапятка была запущена в торговую сеть Европы и США. Результат превзошел все ожидания: "Hippy Hippy Shake", один из самых коротких синглов в истории поп-музыки (1 мин. 45 сек.), стал хитом в 19 странах, поднялся до 2-го места в Англии и 24-го в США. Просто удивительно, какой неистовой энергией и напором наполнялись американские шлягеры в устах британских исполнителей! ("Twist And Shout" в интерпретации BEATLES или "It's All Over Now" в версии STONES - лишь два из десятков примеров.)
Ошеломляющий успех сорокапятки привел к появлению SBJ во многих телешоу европейских и скандинавских стран, а также в самой первой британской программе "Top of the Pops", вышедшей в эфир на Новый, 1964-й, год. На эту передачу приглашаются артисты, пластинки которых ощутимо поднялись в хит-параде за предыдущую неделю. В программе участвовали также DAVE CLARK FIVE, HOLLIES, Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield) и ROLLING STONES. С последними "Голубые джинсы" оказались вовлеченными в потасовку, не поделив... авторучку для подписи автографов!
Группе даже удалось появиться в одной из серий многосерийного теледетектива "Z-Cars", снимавшегося в Ливерпуле. "Hippy Hippy Shake" еще не покинул международные чарты, а SBJ уже трудились над своим новым синглом. На этот раз они взялись за интерпретацию хорошо известной рок-композиции "Good Golly Miss Molly", которая была крупным хитом легендарного рокера Литтл Ричарда (Little Richard) по обе стороны Атлантики в 1958 году. Несмотря на это, диск пользовался должным спросом (11-е место в Англии, март 1964 г.), а для немецкого рынка был даже записан в немецкоязычном варианте.
Вскоре SBJ записывают и альбом "Blue Jeans A Swinging", который, однако, продавался недостаточно хорошо, чтобы попасть в британские хит-парады. Любопытно, что автором фотографии для конверта диска был некий Николас Ридли (Nickolas Ridley), ныне член Парламента от партии консерваторов! Ничто сентиментальное не чуждо даже рокерам, и летом 1964 г. SBJ выпускают слезоточивую (в хорошем смысле слова) балладу "You're No Good" из репертуара негритянской певицы Бетти Эверетт (Betty Everett). Пластинка поднимается до 3-го места в Англии. По итогам продажи синглов в Англии за год SBJ заняли 14-е место, опередив и ANIMALS, и KINKS, и популярное трио чернокожих заморских певиц SUPREMES. К сожалению, это был последний крупный хит квартета на Британских островах: 4 следующих сорокапятки провалились, а первый сингл 1966 года - "Don't Make Me Over" - стал последним появлением музыкантов в английском чарте (31-е место).
Однако SBJ продолжали выступать, исколесив всю Европу и даже проникнув за "железный занавес" - в Чехословакию, в августе 1968 года. Вряд ли кто помнит, что именно в августе 68-го в страну началось вторжение войск Варшавского договора. Музыкантам удалось покинуть ее буквально за 12 часов до того, как советские танки принялись оказывать "интернациональную помощь братскому чешскому народу"!
Отсутствие хитов на родине не означает потерю признания вообще (в конце концов, у SBJ в Европе их число достигло 20!), равно как не всегда свидетельствует и о скорой кончине коллектива. Правда, со временем SBJ потеряли гитариста Ральфа Эллиса, но приобрели равноценную замену в лице еще одного ливерпульца, Терри Сильвестра (Terry Sylvester). Выпустив еще четыре сингла на HMV, SBJ сменили и фирму, и вывеску, сделав на Колумбии несколько записей как RAY ENNIS AND THE BLUE JEANS. Новые пластинки не привлекали потенциальных покупателей, зато старые записи группы постоянно переиздавались в 70-х, 80-х и 90-х гг. В 1989 г., четверть века спустя после дебюта на "Top of the Pops", ансамбль вновь пригласили на британское ТВ. Любопытно, что в течение уже 31 года дела группы ведет один менеджер - Хэл Картер (Hal Carter). Именно он в 1957 году организовал выступление своих питомцев в ливерпульском зале "Grafton Ballroom" за гонорар в размере 2 фунта 10 шиллингов и 6 пенсов, что вряд ли превышало пятерку баксов!
Гастроли часто заносят музыкантов в такие страны, как Австралия и Новая Зеландия, Норвегия и... Объединенные Арабские Эмираты. В 1994 г. SBJ успешно гастролировали со своими земляками-ливерпульцами GERRY AND THE PACEMAKERS, SEARCHERS, MERSEYBEATS, Билли Джей Крамером (Billy J. Kramer) и Хелен Шапиро (Helen Shapiro, та самая, с которой выступали когда-то и BEATLES) и побывали даже в... Кении. (Согласитесь, что Африка - не самый посещаемый рок-группами регион.) В 1996 г. музыканты навестили и Польшу. В планах - концерты в Финляндии, Венгрии, Бельгии.
От оригинального состава квартета нынче остались только Рэй Эннис и Лес Брейд. Двое других участников - ударник Фил Томпсон (Phil Thompson) и соло-гитарист Алан Ловелл (Alan Lovell). Последний сменил на этом "посту" скончавшегося от рака ветерана Колина Мэнли (Colin Manley). Между прочим, в составе группы REMO FOUR Мэнли регулярно выступал в начале 60-х в клубе "Каверн" вместе с BEATLES, а также участвовал в записи первого сольного альбома Джорджа Харрисона "Wonderwall" (1968)! Прежние музыканты SBJ также проживают в Ливерпуле, но музыкой уже не занимаются.
Перефразировав известную мудрость, можно сказать, что каждое поколение меломанов имеет тот "Hippy Hippy Shake", которого оно заслуживает: так, в 70-х гг. эту композицию записал британский квартет MUD, в 80-х - американская группа GEORGIA SATELLITES. Однако больше всего повезло "шестидесятникам", потому что версия SWINGING BLUE JEANS явилась наиболее удачной и вошла в анналы рок-музыки.



Игорь МАТВЕЕВ

© 2005 музыкальная газета