Фестиваль "Грифомания-2000"
Второй заход

6-7 декабря в концертном зале ДК МТЗ (г. Минск) состоится второй республиканский фестиваль рок-гитаристов "Грифомания-2000". По форме - далеко не новшество. По сути - маленький подвиг организаторов и большое событие в области белорусского шоу-бизнеса.

"Грифомания": необходимость фестиваля, о которой так долго говорили...
Сергей Кривошлык (ГАЕР): Я считаю, что подобных "Грифомании" фестивалей должно быть как можно больше - они в какой-то мере объединяют музыкантов. Они образуют некое гитарное братство. Кроме того, как мне кажется, очень правильно, что фестиваль не несет соревновательного характера, а, по сути, является обменом опытом.
Сергей Труханович (КРАМА): Учитывая плачевную ситуацию так называемого шоу-бизнеса, можно сказать, что этот фестиваль - хоть какой-то свет в конце тоннеля, и Решетников (директор "Грифомании". - Пр. ред.), конечно, подвиг совершает. Естественно, этот фестиваль нужен.
- Что ты подразумеваешь под "плачевной ситуацией": что концертов в стране мало или что талантливых музыкантов нет?
- Нет, то, что мало концертов, и то, что за концерты не платят деньги, то есть все деньги выкачивают российские исполнители.

Концепция фестиваля: мнение организатора
- Фестиваль уже успел обзавестись какими-нибудь традициями?
Юрий Решетников: "Грифомания" проводится всего во второй раз. Впервые фестиваль проходил в прошлом году и длился два дня, тогда в нем участвовало 16 гитаристов. А традиции какие... Ну, во-первых, состав участников. В основном все музыканты - это старшее поколение, люди, которые прошли огонь, воду и, как я говорю, серебряные струны. Андрей Козловский, Леня Веренич и так далее. Мы приглашаем гитаристов разных стилей и направлений. Но в основном это ритм-энд-блюз, конечно. Хотя могут быть некоторые отклонения в сторону авангардной музыки, психоделик, как, например, в этот раз - на фестивальной площадке будет выступать Андрей Иванов (ЗАРТИПО). Или Леня Нарушевич (КНЯЗЬ МЫШКИН).
Какие еще традиции?.. Ну, традиции такие, что билеты недорогие. "Грифомания" не преследует никаких коммерческих целей - наши цели чисто творческие. В этом году, как и в прошлом, фестиваль будет снимать телевидение, и зрители смогут увидеть телеверсию этого фестиваля. Для меня это очень важно.
- А с чем связано то, что в основном в фестивале будут участвовать музыканты "старшего поколения"?
- Дело в том, что в Беларуси очень мало молодых гитаристов, по крайней мере, я не нашел, сколько ни пытался найти, уровня Лени Веренича или Козловского. Видимо, традиция гитарной рок-музыки у нас в Беларуси начинает хиреть. Да и, в принципе, современная музыка такова, что уже не требует от гитаристов такого умения, техники, как, предположим, лет 20 назад - во времена Клэптона. Сейчас больше игра идет групповая и нет уже таких сольных запилов - у гитарной музыки теперь другая идеология. Я пока в Беларуси, не знаю почему, но нашел буквально пару молодых гитаристов: Женя Олейник из молодых, и вот, пожалуй, все.
- А где происходил поиск? Ведь это серьезная проблема: некоторые из белорусских промоутеров зачастую просто не знают о существовании многих талантливых молодых музыкантов.
- Поиск происходил следующим образом: во-первых, в "Музыкальной газете" мы дважды давали объявление - на него откликнулись всего два-три человека. К сожалению, они не подошли мне по уровню. То есть один подошел - Масленников Саша, - но у него сейчас проблемы с составом - бас-гитарист уехал в Бахрейн, - и поэтому Саша не смог подготовиться к фестивалю. То есть, по сути, через объявление я нашел только одного человека. А так - искал через знакомых музыкантов, по наводке, как говорится. Многих прослушал, но увы, опять же... Есть хорошие ребята: один, например, Дима Парфенов, ученик Володи Угольника, я его слушал, отличный гитарист, но у него состав не его уровня - слабоватый состав. А мне важно, чтобы все было на уровне.
- Высокий уровень гитарной техники - это основополагающий принцип для участия в фестивале?
- Для меня немаловажен профессиональный уровень музыканта - под этим подразумевается техника, плюс, конечно же, идея. Вот я пригласил Андрея Иванова - за ним идея, Леню Нарушевича... Но и, в принципе, все гитаристы понимают, что сейчас техникой никого особо не удивишь, потолка в скорости игры гитаристы достигли уже в 80-е годы.

Концепция фестиваля: мнение Пита Павлова (N.R.M., KRIWI)
- Пит, если я не ошибаюсь, ты участвовал и в первом фестивале?
- Да.
- Ну и как?
- Было очень сложно убедить всех присутствующих, что надо играть так, как играю, например, я. Знаешь, я в принципе против того, чтобы все играли блюз или неоклассик, как хотелось бы самим организаторам фестиваля. Как меня все время убеждали: "Пит! Ты же умеешь играть! Сыграй что-нибудь, что ты умеешь". Умение быстро перебирать ноты на грифе, умение извлекать стандартные музыкальные фразы... А я как раз это и не считаю "умением играть", я считаю, что этому учат в музыкальных школах, и не дальше... Для меня это не является умением играть на гитаре, для меня гораздо интереснее и важнее какие-то оригинальные решения, пускай они растянуты во времени, небыстрые, но они интересные музыкально и творчески. То есть для меня важнее показать какую-то новую концепцию, новый подход - пускай и в рамках Беларуси, в рамках фестиваля, пускай даже в рамках этого сегодняшнего концерта. Но выступление должно быть как можно более оригинально, то есть мне хотелось бы, чтобы именно оригинальность, новизна были критерием отбора гитаристов на фестиваль, а не их способность быстро перебирать пальцами по грифу, как это происходит сейчас.

Концепция фестиваля: мнение Андрея Козловского (СУЗОРЬЕ)
- Ну, как вам сказать. Понимаете, один Решетников бедный бьется, чтобы тут хоть какая-то культурная жизнь теплилась. Вот такое у меня отношение к фестивалю. Но у меня всегда есть желание поддерживать Юру в его начинаниях.
- "Грифомания" - это проявление еле теплящейся жизни или это то, что заставляет ее существовать?
- У меня вообще сложное отношение к музыке в этой стране. Слава Богу, что хоть что-то происходит, хотя я сейчас любые творческие начинания рассматриваю как пир во время чумы, но, к сожалению, жизнь дается только один раз. Поэтому надо хоть что-то делать. Только с этих позиций я соглашаюсь, что фестиваль - вещь необходимая для того, чтобы здесь все не умерло окончательно.
- Кажется, вы к своему участию в фестивале подходите как к акции поддержки организаторов...
- Вы знаете, да. Потому что Юра мой старый добрый товарищ, с которым мы съели не один пуд соли. И ему надо, что называется, помочь. А так, все остальное... Чисто творчески, я больше чем уверен, что фестиваль будет, ну как вам сказать... как всегда. То есть у нас с отъездом лучших ребят уровень все хуже, хуже... хотя не знаю, может, на этот раз кто-то из молодежи порадует. Наконец-то. Дело в том, что с отъездом Юшина я среди молодых ничего толкового не видел. Чтобы можно было сказать, что это новое явление. Но я надеюсь, что что-то будет.

Концепция фестиваля: мнение Леонида Нарушевича (КНЯЗЬ МЫШКИН)
- Я поеду туда портить им праздник. Нет, на самом деле, Юра некоторое время назад пригласил меня на свое "Трактор-буги", я там устроил полный бедлам с товарищами. Юра тогда прослезился и сказал, что да... надо обязательно меня пригласить на "Грифоманию".
А я ведь лет десять не участвовал в подобного рода акциях, где, как им кажется, хорошие гитаристы играют и при этом упорно смотрят в гриф. Понимаешь, я честно забыл, что это такое. И мне интересно по прошествии стольких лет вновь почувствовать это. Причем я буду играть один. И отмываться после этого я тоже буду сам.... Но я думаю, что все будет хорошо. Потому что я буду играть про любовь. Причем к девушкам.
- Совсем один будешь?
- Да, Юра (Павловский, перкуссионист. - Пр. ред.) уезжает в Молдавию с ТРОИЦЕЙ, а я, честно говоря, уже и настроился в одиночку разносить всю их аппаратуру. Так что это будет что-то страшное.
- Чем портить праздник-то будешь?.. Идея уже есть?
- Я тебе больше скажу. У меня есть идея, которой нет ни у кого.
- Например?
- Это все та же гребаная интуитивная импровизация. У нас ей просто никто не владеет. И я покажу, как абсолютно не подготовленный музыкант может выступить на таком фестивале, как "Грифомания", и при этом сделать там то, что хочет.
- А тебе 15 минут хватит на это?
- Нормально. На самом деле эта программа очень лирична и в высшей степени мелодична. Потому что я не люблю корявых мелодий, когда кто-то играет, а слезу-то пустить и негде. А тут будет 15 минут слез, а если еще и в зале кто-то получит удовольствие, то будет вообще очень хорошо.

Программа фестиваля: общее мнение
- Заявленные музыканты будут играть собственные композиции...
Ю. Решетников: Да, и многие гитаристы специально готовились к этому фестивалю. Вот, например, Сергей Труханович. У него есть специальный состав, не крамовский, с которым он играет инструментальную музыку. На "Гитаристике" он исполнит в основном свои вещи.А вообще музыканты будут играть программы по 15-20 минут, за это время они покажут несколько композиций. Основное требование к программе - две вещи обязательно должны быть инструментальными. В принципе, и с вокалом будут композиции, но их будет меньше. Я это сознательно сделал, чтобы не превратить фестиваль рок-гитаристов в фестиваль рок-групп. Все-таки доминирующее положение здесь занимает инструментальная гитарная музыка. Современно сделанная, со своей какой-то "фишкой-идеей".
- Пит, какую программу ты представишь на фестивале?
- Я еще не определился. Потому что у меня не было достаточно времени: я все это время находился на гастролях. Какую-то оригинальную программу я пока не подготовил, и может так случиться, что меня вообще не будет на фестивале. Дело в том, что нам (KRIWI. - Пр. ред.) позвонили из Варшавы, и мы, вероятно, должны будем поехать туда именно в фестивальные дни. Я уже приносил свои извинения организаторам "Грифомании", но, к сожалению, для нас эти поездки оказываются гораздо более важными, чем даже участие в таком фестивале. Но если я все-таки останусь в Минске, то во время своего выступления я бы хотел просто лечь за колонкой на сцене и играть одну ноту, чтобы разрушить всю эту... гадость. Потому что на "Грифомании" выходят на сцену пацаны и играют одно и то же. А я вот хотел лечь на сцену... Организаторы приглашают меня ради моего мифического имени, хотят людей собрать на меня. А я просто не хочу участвовать в экзамене в музыкальной школе, тем более, когда в комиссии сидят полуграмотные учителя. Я хотел выйти на сцену и разрушить этот миф... Но на то, чтобы это все подготовить, просто катастрофически не хватает времени.
А. Козловский: Я ничего не готовлю специально под фестиваль. Конечно, есть желание что-то писать, и еще время есть... что-то в голове роится, пару мыслей затесалось, и не знаю, может, эти мысли успеют оформиться. Если нет - сыграю что-то из того, что мне нравится.
- Сольно?
- Считается, что вроде бы сольно. Но я не один буду: я буду с товарищами - Андрей Филатов будет играть и Юрий Томашевский. Хотя я еще тоже пока не стремлюсь окончательно определяться с составом - потому что есть люди, с которыми можно играть. Но... Надо ли?
- Сергей, хотя ты представлен в афише как крамовский музыкант, ты будешь играть с другим составом...
С. Труханович: Да, у меня в составе Андрей Терехович (барабаны) и Юра Федюк (бас), он и с КРАМОЙ играет. Три человека со мной. Мы исполним чисто инструментальную музыку, собственный репертуар. К фестивалю мы подготовили свежий материал. В отличие от раннего, он более жесткий, более драйвовый, я бы так сказал.
- ГАЕР будет готовить композиции специально для фестиваля?
С. Кривошлык: Мы сыграем одну нашу композицию, одна будет с вокалом, и две кавер-версии инструментальные - одна из репертуара BEATLES, а вторая - из репертуара RAINBOW.

Жюри фестиваля: им может стать каждый
- В этот раз на фестивале будет жюри?
Ю. Решетников: Нет. И это, кстати, тоже традиция нашего фестиваля: мы не определяем победителя. Не устраиваем из него гонки. Потому что в музыке, я считаю, конкурсы не очень уместны. Это штангисты могут побороться - кто из них больше поднимет...
И вообще, насколько я знаю, многие музыканты, как и все творческие люди, достаточно болезненно воспринимают раздачу слонов-призов. Я не хочу никого обижать, я всех приглашаю как к себе в дом - ребята, приходите, поиграйте, попьем чаю-пива. В прошлом году действительно получился праздник, потому что не было никакой гонки, соревнований. Многие говорили, что самая главная фишка фестиваля состоит в том, что мы наконец-то собрали всех музыкантов вместе. И они смогли поиграть, посмотреть друг на друга, и массу положительных для себя моментов извлекли, поучились друг у друга. Даже тот же Угольник...
- Но, с другой стороны, если гитарист все же попадает на ваш фестиваль, то это значит, что он уже изначально хороший гитарист - и тут тоже можно говорить о конкурсе.
- Действительно, на подготовительном этапе происходит достаточно жесткий отбор музыкантов, и те гитаристы, которые попадают на фестиваль... да, можно считать, что они прошли в финал отборочного турнира. И еще момент какой: в этом году мы, видимо, все же введем некоторый такой конкурсный элемент, но это будет конкурс зрительских симпатий. Мы постараемся с помощью зрительского зала определить наиболее популярного гитариста (это может быть сделано через определение уровня аплодисментов, как на "Коронации") и дадим гитаристу-победителю возможность выступить на "Рок-коронации" в этом году.

Интрига фестиваля и ее последствия
- Можно, я еще раз пробегусь по программе фестиваля?.. Юра, кто все-таки скрывается под заявленным на каждый из двух дней фестиваля "гитаристом-сюрпризом"?
- Дело в том, что несколько очень известных белорусских гитаристов до сих пор не смогли подтвердить мне свое участие в фестивале, поэтому в афише я их не заявлял, а оставил им такую нишу - "сюрприз". Это, по сути, такой резерв для музыкантов, которые в последний момент смогут выступить.
- Понятно. А я думала, это больше такая интрига для зрителей...
- И... элемент интриги, кстати говоря! Хотя, знаешь, было бы хуже, если бы я на афише заявил какого-нибудь известного гитариста, а он в последний момент бы отказался. Я просто решил перестраховаться.
- Насколько я понимаю, в этом году вы, как и в прошлом, планируете снимать полностью весь фестиваль. Когда телеверсия "Грифомании" будет выдана в эфир? Вероятно, уже в следующем году?
- Что касается телевидения, ситуация в этом году, конечно же, совершенно иная, чем была в прошлом году. На БТ произошла смена руководства, и, как результат, конечно, нам было очень сложно организовать съемки. Пока мы договорились, что по итогам фестиваля на Первом национальном канале будет показана программа хронометражем от 40 до 60 минут. В идеале мне видится это как две части по 30 минут. Возможно, эфир телеверсии "Грифомании" будет в январе.
- А какое-то видео по этому поводу будет?
- Видишь ли, основная проблема прошлой "Грифомании" была в том, что телевидением был очень плохо снят фестиваль и был плохо записан звук. И поэтому в прошлом году мы обещанную кассету не смогли выпустить. В этом году, надеюсь, телевидение сработает намного профессиональнее и, следовательно, мы выпустим видеокассету по итогам фестиваля "Грифомания 2000".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета