статья


Gomez
Ничего не светило…



В середине девяностых GOMEZ (ныне "великолепная пятерка с берегов Туманного Альбиона") были ровным счетом никем. И ничем. Нормальные инструменты отсутствовали, точки для репетиций даже и не предполагалось... постоянного состава как такового тоже не было - кто хотел, тот и играл (и наоборот)... Да что там состав - даже желание серьезно начинать что-либо делать у будущих брит-поп-блюз-звезд отсутствовало напрочь... В общем, по всем статьям им ничего не светило. Если бы не...

...если бы не их знаменитое абсолютно (на то время, конечно) наплевательское отношение как к играемому, так и к предполагаемой музыкальной карьере в частности. Иэн Болл (Ian Ball) и Олли Пикок (Olly Peacock), закадычные друзья и просто собутыльники (временами с общим центром тяжести), были живым воплощением лени и расхлябанности. Когда другие начинающие гении, высунув языки, сдирали бессмертные опусы у нафталиновых рок-монстров, Иэн и Олли торчали (как в прямом, так и в переносном смысле этого слова) в барах и неспешно обсуждали результаты последних тараканьих бегов. Таким образом, то самое шестое чувство, которое иногда дает понять начинающим музыкоделам, что играемое ими есть всенародный хит, успешно заливалось спиртным. Не отставали от опальной парочки и двое других, не менее "дофенистов" по жизни, а может, даже и больше - полупрофессиональных музыкантов в лице Тома Грэя (Tom Gray; одинаково плохо играл на гитаре и клавишных) и Пола Блэкберна (Paul Blackburn; отвечал за бас-гитару, что, впрочем, совсем не означало, что он умел на ней играть). Короче, период с 1994-го по конец 1995-го был проведен молодыми людьми под аккомпанемент пустых пивных бутылок и смачных косяков. Эти, нередко чересчур смелые, эксперименты с собственным здоровьем только изредка чередовались ревом гитар и треском ломавшихся усилков, т. к. изначально парни валили оголтелый грандж, благо время NIRVANA и PEARL JAM тогда еще только-только начинало логически закругляться, и практически всякая уважающая себя (но не слушателей) группа считала своим долгом пополнить шаткие ряды "отвязных парней". Однако с течением времени музыка ранних GOMEZ начинала принимать более причудливые и даже экстравагантные формы, музыканты постепенно стали отдаляться от славного дела Кобейна-Веддера, пусть медленно, но все же прогресс в технике у музыкантов наблюдался, и "гомезовцов", таким образом, кидало то в блюз, то в джаз. Но вот далее по программе у GOMEZ начался период тех счастливых случайностей, которые и вывели этих оболтусов в люди, как то: встреча Иэна с Беном Оттевеллом (Ben Ottewell, лидер-вокал; приход последнего наконец поставил точку в давнишних спорах в команде о том, кто, в общем-то, будет петь); покупка Боллом, как говорится, "от балды" микшерного пульта на распродаже в Америке (это чудо бронзового века позже стало первой возможностью записывать накопившийся материал); и, наконец, факт передачи ("а, пущай послушает") кассеты с первыми песнями GOMEZ бывшему фронтмену COMSAT ANGELS Стивену Феллоузу (Stephen Fellows), весьма подкованному в музыке человеку. Который разглядел в пацанах талант, чему последние очень удивились. Ну, а дальше все было как полагается: контракт с Hut Recordings, запись двух оч-ч-чень удачных дисков "Bring It On" (1998) и "Liquid Skin" (1999) общим тиражом в несколько миллионов копий; аншлаговые концерты как у себя дома, так и в Европе в целом; поклонники и поклонницы... впрочем, обо всем этом "Музыкальная газета" уже писала около года назад, причем писала довольно детально. Я же ознакомлю вас с тем, что происходило с группой уже после выхода "Liquid Skin". И, естественно, отдельно остановлюсь на только что вышедшей сборке би-сайдов и раритетов "Abandoned Shopping Trolley Hotline".
Как я уже выше говорил, успех, столь неожиданно пришедший к группе в 98-м, был очень вовремя закреплен более ровным и зрелым (нежели "Bring It On") вторым релизом; "Liquid Skin" доказал, что у GOMEZ большое будущее и что ранг звездочек-однодневок им ну никак не подходит. Под занавес 1999 года сумма продаж "Liquid Skin" достигла отметки в 250 000 копий, этот факт дал свободу представителям музыкального истеблишмента в их упражнениях по "приклеиванию", в общем-то, никому не нужных ярлыков к группе. Если после выхода "Bring It On" статус GOMEZ был прочно связан с малопонятной и просто невнятной формулировкой "английский пост-грандж" (на самом деле "сырость" и некоторое "безразличие" к играемому объяснялись не только тогдашней любовью GOMEZ к NIRVANA - просто ни аппаратура, ни техника исполнения не отвечали принципам и желаниям саундпродюсеров), то уже после "прихода к власти" брит-попа и "коронования" наших героев на музыкальных каналах Англии GOMEZ твердо привязали к, понятное дело, славному делу OASIS, VERVE и т. д., а Интернет тут же пополнился целым легионом сайтов, посвященных группе. Кстати, отличительной чертой последних стало отсутствие в них хоть каких-либо более-менее правдивых биографий музыкантов, в основном ресурсы носили откровенно фанский характер, причем основными конкурентами в плане смазливости и сексуальности (по мнению женской половины поклонников группы) для участников GOMEZ были хлопцы из HIM. Но, как бы их там ни называли и с кем бы ни сравнивали, GOMEZ всегда отрицали свой звездный статус, предпочитая называть себя просто "сборищем ленивых блюзменов". Всем бы такую скромность...
Все в том же 1999 году GOMEZ были номинированы на "Best Albums Of The Year", "Best British Act" и "Best Album" от "Brit Awards", тем самым "свыше" команде дали понять, какой музыки от них ждут в дальнейшем. Сразу после всех этих мейнстримных формальностей группа отправилась в новое турне, на этот раз сделав выступления в США доминантными: в Америке GOMEZ не то что бы не одобряли, но все же еще и особой любви (как в Европе) там не ощущалось. Также группа засветилась в Австралии, и, естественно, у себя дома, где уже в апреле 2000 года устроила четыре великолепных перфоманса (вероятно, для того, чтобы оправдать приз за "Лучшее британское выступление"). Т. к. изначально GOMEZ не планировали на нынешний год ничего принципиально нового (в смысле, свежий полноформатный диск музыканты решили не выпускать), начиная еще с январских рекорд-сессий музыканты подбирали/перезаписывали старые/новые композиции, преимущественно би-сайды, дабы к лету выпустить компиляцию раритетов.
Как вам уже стало понятно, "Abandoned Shopping Trolley Hotline" не есть третий диск GOMEZ, а есть всего лишь сборка ранее не издававшегося материала. Хотя нет, не всего лишь. Ибо подобные релизы зачастую ну просто нулевые (десяток ремиксов на уже признанные хиты, плюс пара чужих перепевок - вот вам и диск, "садитесь жрать, пожалуйста!"), к примеру, недавний "History Of The Rock" от Кид Рока тому полное подтверждение. Однако как раз таки GOMEZ решили не позориться, а взяли и выпустили достойный "би-сайдник", не претендующий, конечно, на знаковость, но все же, уверен, в дальнейшем релиз не будет успешно похоронен под прессом нового альбома (который, кстати, не за горами).
Сборка очень выразительна. Выразительна в том смысле, что очень доходчиво демонстрирует богатый спектр возможностей GOMEZ как композиторов. Но даже не это главное (и в этом еще одна уникальная особенность подобных сборок раритетов!) - именно на "Abandoned Shopping Trolley Hotline" музыкантам была дана полная свобода действий, иными словами, участники группы не были скованы в своем желании немного подурачиться или просто посмешить народ, ведь все равно... би-сайды! Наконец-то знаменитая самоирония "гомезовцев" развернулась во всей своей красе! Начиная с "Shitbag 9" (вот вы бы поставили на первое место трек с какими-то откровенными кривляньями? Нет? А GOMEZ поставили!), продолжая "Bring You Lovin' Back Here" и далее по кругу - одно сплошное глумление над собой и над другими. Но это были бы не GOMEZ, если бы на диске отсутствовали их знаменитые баллады: версия ранее выпускавшейся "We Haven't Turned Around", треки "Wharf Me" и "High On Liquid Skin" (которые можно, опустив лирику, сравнить с поздними PEARL JAM). Есть и откровенные эксперименты со своим звуком, на некоторых треках музыканты не боятся чего-нибудь эдакого сотворить ("Steve McCroski"), наверно, для того, чтобы отвести от себя обидные обвинения в конформизме. А может, и потому, что им просто нравятся эксперименты. Нашлось место и для "каверка", на сей раз досталось "битлам": "Getting Better" из (насколько я помню) "Сержанта Пеппера". В итоге мы имеем отличную компиляцию, очень разноплановую и очень приятную. Видимо, для музыкантов лучшего отдыха, кроме как на подобных релизах, нельзя себе и представить. Вот так. Эту своеобразную "биографическую рецензию" хотелось бы закончить какой-нибудь умной фразой. А, во: даже из подросткового разгильдяйства может получиться толк. Т. е. смысл в дуракавалянии все же есть. Главное, чтобы это самое дуракаваляние было искренним.



Дмитрий БУРБУТЬ

© 2005 музыкальная газета