A-Lex 2000
Приходит ночь…


Я полагаю, что имя Алекса Кустова должно быть уже хорошо известно всем тем людям, которые прямо или косвенно сталкивались с электронной музыкой белорусского производства. Однако до последнего момента все творческие эксперименты музыканта в данной области не выходили за рамки эмбиента/хауса/эйсид-джаза. Границы настоящей жанровой триады недавно были успешно пересечены - Алекс записал свежий альбом "Night Coming", который я склонен классифицировать как жесткую индастриэл-работу, не претендующую на эксклюзивность, если говорить о музыкальной стороне, но хорошо выдержанную в традициях стиля и сфокусированную на песнях, что делает ее весьма и весьма слушабельной. Пожалуй, впервые отечественные фэны столкнутся с "нормальным" и непретенциозным, но толково сделанным индустриальным альбомом. Новый проект Алекса называется A-LEX 2000, и 23 ноября вы сможете увидеть/услышать его "вживую" в минском клубе "Медиум" в рамках вечеринки "Dark Rave". Накануне этого события я встретился с артистом, и вот результат нашей беседы.

vAlien: Ты уже играешь в достаточно популярной поп-рок-группе ЛЮБОВЬ И СПОРТ. Насколько мне известно, cольно ты до последних пор делал электронную музыку, более тяготеющую к жанру эмбиента, и экспериментальный материал. Чем вызвано появление на свет индустриального проекта Алекса Кустова A-LEX 2000?
Алекс Кустов: Материал подобного толка зрел на самом деле уже довольно давно, но если не ходить вокруг да около, то во всем виноват компьютер - эта штука позволяет делать все что угодно из ничего, а потом - все что угодно с этим всем. А-LEX (эй-ликс) - это мой niсkname того времени, когда я играл в Quake или Unreal.
v: Почему ты выбрал для альбома название "Night Coming"? Ты стремился создать какое-то особое настроение посредством его песен? Чем тебя привлекает ночь?
А: Ночь - это обратная сторона дня, и меня она не привлекает, как, впрочем, и день. Ночь приходит, но еще не пришла. Прощание с тем, что уже не твое, и ожидание того, что пока еще не здесь. Можно делать вид, что эмоции под контролем, но незримая грань не оставит вещи такими, какими они еще долго будут храниться в нашей памяти. Немногие заметят разницу...
v: С помощью каких инструментов ты создавал новые песни, и в особенности было бы интересно узнать, как ты добился такого киберпанковского по атмосфере вокала? Большинство отечественных музыкантов-электронщиков используют довольно стандартный набор инструментов: компьютер + драм-машинка + синтезатор (в лучшем случае). Полагаю, что у тебя есть свое секретное оружие?
A: Секретным его назвать трудно, так как голос изменяется им до неузнаваемости. Подобные вещи нелегко осуществить на концерте, пользуясь только компьютером, поэтому я использую вокальный процессор. В остальном - тот же стандартный набор.
v: На недавно прошедшем в Минске фестивале киберпанк-моды ты впервые сыграл на публике новые песни и... отхватил Гран-при в музыкальной номинации. Прими мои искренние поздравления, хотя я и не думаю, что прошедшее мероприятие на самом деле можно назвать киберпанк-шоу, и для твоей музыкальной карьеры вряд ли победа будет иметь какое-то значение. Но, тем не менее, расскажи нам, каким ты увидел фестиваль, как восприняла твою музыку аудитория и чего, по твоему мнению, не хватило организаторам праздника для того, чтобы он прошел в настоящей киберпанк-атмосфере?
A: "Киберпанк 2000" показался мне очень эклектичным. Организаторы проявили минимум усилий, чтобы фестиваль выглядел хоть сколько-нибудь презентабельно. Обвинять их в чем-то, впрочем, было бы неправильным - они просто устроили все так, как себе представляли. У меня была альтернативная схема проведения фестиваля, которая обсуждалась с представителями "Softline" и "Белэкспо", - с лазерным шоу, виртуальной проекционной графикой и отдельной финальной сессией, но приняли тот вариант, который и лицезрели посетители "PTS-2000" - с минимальной подсветкой, посредственным звуком и среди бела дня. Очень понравились металлические скульптуры, стоявшие возле сцены - как я потом узнал, это были работы художника, который изготовил призовые символы, - просто супер! Понравился также вклад фирмы "Samsung" - это далеко не единственный пример, когда они выступили в роли спонсора масштабного культурного мероприятия. Мое выступление мне понравилось гораздо меньше, хотя реакция публики - а было очень много народа, и охрана начала опасаться, что опоры могут не выдержать, и ограничила проход к месту проведения фестиваля - была довольно теплой. На бис звать не стали, но аплодировали долго.
v: У тебя получилась, на мой взгляд, самая слушабельная и при этом совершенно не банальная индустриальная запись в масштабах Беларуси в нынешнем году, с которой ты можешь иметь больший успех у аудитории, нежели те же FAT NOT DEAD или STEREONOIZE GALLERY. У тебя есть интенсивный опыт прослушивания зарубежных индастриэл/ЕВМ-групп? Если да, то какие из них тебе близки в музыкальном плане?
A: Я слушаю самую разную музыку. Новинки изредка попадают в поле моего зрения, и часто именно благодаря ребятам из FAT NOT DEAD и STEREONOIZE GALLERY. Что-то выделять из общего потока я бы не стал - все относительно.
v: Как долго ты писал "Night Coming" и какой этап создания альбома отнял у тебя больше всего времени?
A: Больше всего времени ушло на создание подходящей музыкальной формы. Некоторые из этих песен я написал достаточно давно, и то, что получилось в результате, только похоже на индастриэл - это скорее дэнс-метал с основой из хауса, техно и drum-n-bass. Запись и работа над материалом заняли около трех месяцев.
v: Как у тебя рождались тексты песен? Ранее ты писал стихи? Не боязно ли было озвучить текстовый материал? Мне кажется, что другие белорусские команды индустриального толка либо вообще избегают вокальной работы, либо поют на английском. А у тебя очень прилично получилось спеть на русском языке...
A: Тексты писались сами собой и сами собой находили место в общем саунде - когда все происходит естественно, то нет места страху. Страх возникает тогда, когда ты делаешь что-то неправильно и знаешь, что обман может быть раскрыт в любой момент. Мне захотелось записать свои композиции и исполнять их на концертах на языке, понятном всем в стране, в которой я живу, - все вроде бы правильно?
v: Ближайшая электро-нойз-индустриальная вечеринка в клубе "Медиум" в своей концертной части ознаменуется твоим дебютом перед потенциально твоей публикой. Ты уже имеешь какие-то планы по поводу выступления? В частности, ты на сцене будешь один или тебе будут ассистировать другие люди?
A: Артем Залесский, с которым в группе ЛЮБОВЬ И СПОРТ мы составляем ритм-секцию, будет принимать участие в проекте A-LEX в качестве барабанщика, если, конечно, это угодно Богам.
v: Предполагаешь ли ты как-то распространять альбом A-LEX 2000 среди белорусских фэнов индустриальной музыки? Как люди могут связаться с тобой?
A: Возможно, в ближайшем будущем я найду издателя, так как это решит проблему авторских прав и налогов. Ограниченные тиражи будут продаваться на концертах, но их наверняка не хватит всем желающим.
v: Ты уже давно активен как музыкант и продолжаешь заниматься этим "проклятым" делом в нашей перевернутой с ног на голову стране, в то время как многие электронные музыканты уже сошли с дистанции. Что тебя подпитывает и заставляет творить дальше? Является ли твоя жизненная позиция вызовом быту, который сегодня "съедает" многих?
A: Мне нравится то, что я делаю, но все еще не нравится то, как я это делаю. Пока есть эта разница, я буду прилагать все усилия для ее устранения. Или нет. Моя позиция - это не вызов быту, это просто моя позиция.
v: Какие песни на "Night Coming" являются твоими любимыми и почему?
A: Не знаю.
v: Кто был первым человеком (после тебя), услышавшим песни A-LEX 2000, и какова была его реакция?
A: Мой давний приятель, который видел почти все стадии работы и даже дал несколько дельных советов по поводу аранжировки. Он сказал: "Это может сделать тебя знаменитым".
v: Будешь ли ты продолжать делать музыку под вывеской A-LEX 2000 или это проект одного альбома?
A: Пока что эта идея мне интересна. Я стараюсь не планировать - планы редко осуществляются.
v: Спасибо за интервью. Мой последний вопрос: что бы ты хотел сказать будущим слушателям A-LEX 2000?
A: Будьте бдительны. Приходит ночь...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета