статья


ABBA
Заметки из “Nordiska Museet I Stockholm”



"We want ABBA" - такими словами обычно встречали группу переполненные поклонниками залы и стадионы. На рубеже тысячелетий возникла чудная ABBA, вспыхнув, как яркая звезда.

АСЕ OF BASE, STEPS, AQUA, FRIENDS, BACCARA, ARABESQUE, A-TЕENS и сколько еще групп пытались и пытаются подражать ABBA. Но их нельзя повторить, как нельзя скопировать улыбку Джоконды.
До мировой известности группы каждый из участников был уже известен в Швеции. С 1974 года - победы на конкурсе Евровидения - ABBA затмила всех своей популярностью. А недавно группа была признана самой легендарной в мире. Даже более легендарной, чем BEATLES! И, думаю, абсолютно справедливо. Особенно ценят группу на родине, в Швеции.
В Стокгольме схожу на станции метро "Gamla stan", гуляю вдоль берега, любуясь старым городом. По пути захожу в Национальный музей Швеции. На другом острове, напротив, Северный музей - великолепная возможность познакомиться с историей и традициями страны, с ее музыкальным феноменом, заглянув на "ABBA - The Eхhibition".
Если вам не больше 20, то, считайте, повезло. Билет стоит 20 крон - примерно 2$. Направо от входа - большой логотип ABBA. Спускаюсь вниз. И все ближе и ближе звуки любимых мелодий. Далекий напев 70-х. Визит в прошлое начинается. Перед основным залом - кафе ABBA, где непрерывно крутятся видеозаписи группы. Огромные плакаты, на стенах - редкие фотографии участников. А впереди - столики, на одном - дневник для посетителей. Можно писать все что хочешь. А вдруг эти дневники все же попадут в руки самих участников ABBA?.. Дневник исписан почти наполовину. И это только за август. Сколько же таких дневников было до! "ABBA, вы лучшие в мире...", "Агнета, я люблю тебя..."
Главный зал. Я вижу то, чего не увидишь нигде в мире: настоящие костюмы солистов, множество платиновых и золотых дисков, старую одежду с изображением АВВА, детскую одежду участников (некоторые детали), куклы ABBA и много всего другого.
Тайком от работников, которые глаз не спускают с посетителей, делаю несколько снимков... Трогаю концертные сапоги моей любимицы - блондинки Агнеты Фэльтскуг и темноволосой Анни-Фрид Лингстад, родившейся в Норвегии. Туфли блестящие и на большой платформе. Ощущение очень странное... Хочется плакать.
Главный зал начинается с огромной, метра в три высотой, буквы А, на которой стоит Агнета в костюме "Waterloo". На букве В (перевернутой) сидит Бъерн. На следующей - Бенни, а на последней А - Фрида.
По всему залу, но высоко, в естественных позах, натуральных размеров и в настоящих костюмах - манекены АВВА.
К сожалению, сапоги и туфли - единственные вещи АВВА, которые можно (тайком) потрогать. А как хочется поиграть на музыкальных инструментах! Они находятся тут же. Их касались руки великих композиторов, певцов, аранжировщиков Бенни Андерсона и Бъерна Ульвеуса.
На втором этаже - "АВВА Slide Show", где каждое утро демонстрируются слайды и фильмы АВВА.
Я ходила и думала. И в очередной раз меня посетила мысль: почему же, почему они не хотят соединиться вновь?! АВВА не согласилась дать всего один концерт за миллиард долларов. Наверное, не в деньгах дело. Ведь тогда, в 70-е, две влюбленные пары пели и были счастливы. Но в дальнейшем жизнь сложилась не так удачно. Молодые пары развелись, группа распалась, оставив миру свою музыку.
В 1998-м году умерла дочь Фриды, а в прошлом году - муж, с которым прожила много лет. У Бенни с Бъерном новые семьи. В жизни Агнеты развод с Бъерном не был единственным. Недавно она рассталась с 34-летним голландцем, который влюблен в певицу с девяти лет. Самой Агнете этим апрелем исполнилось пятьдесят.
Музей АВВА напоминает о годах былой славы. Время не повернуть вспять. Но эта звезда зажглась и уже никогда не погаснет. АВВА - это навсегда, так же, как Моцарт, Бах, Бетховен...



Мария СТРАЦКЕВИЧ

© 2005 музыкальная газета