Sade
Божественные гимны любви


Боже, она вернулась - вот уже второй месяц причитают поклонники Леди. Чьи эти столь преданные фэны, вы легко догадаетесь. Эта симпатичная (с чертами и внешностью Нефертити) талантливая девушка с очень элегантными манерами и чарующим голосом скрывается под псевдонимом Sade... К тому же, SADE - это еще и название ее группы, которая в ноябре выпустила свой первый за последние восемь лет новый диск "Lovers Rock"...

Хелен Фолашаде Аду (Helen FolaSade Adu) родилась 16 января 1959 года в городе Ибадан (Ibadan), столице штата Ойо (Oyo), что располагается на юго-западе Нигерии, страны с населением меньше чем в Минске (полтора миллиона всего) и очень жарким климатом, где подавляющее большинство людей имеет очень темный цвет кожи и, как все негры, хорошо бегает. И действительно, у Хелен довольно смуглая кожа и без труда просматриваются африканские черты лица, но она нигерийка только наполовину. Ее отец, профессор экономики, преподаватель Адебизи Аду (коренной нигериец), познакомился со своей будущей женой медсестрой Энн Хейс (англичанкой), когда его пригласили прочесть курс лекций в Лондоне. Они полюбили друг друга, поженились, и вскоре Энн родила сына, которого назвали по-нигерийски просто Баньи. Затем они переехали жить в Ибадан, где и появилась на свет малышка Хелен (на этот раз имя явно выбирала мама).
Соседским ребятишкам оказалось довольно трудно называть девочку по ее английскому имени, поэтому она облегчила им эту задачу, выдвинув на первый план свое второе имя, которое на бытовом уровне сократилось до Шаде.
Несмотря на первоначальные пылкие чувства друг к другу, ее родители развелись, едва Шаде исполнилось 4 года, и вместе с мамой и братом она улетела жить в Лондон. Они поселились в северной части города, где проживали родители Энн, и оставались с дедушкой и бабушкой до тех пор, пока Энн не вышла повторно замуж и не переехала с семьей в Холланд-он-Си, где ее дети стали часто подвергаться расистским нападкам и дразниловкам со стороны местной ребятни.
Юная Шаде прекрасно танцевала и очень любила соул и фанк (Арета Фрэнклин, Смоки Робинсон, Марвин Гэй, Билли Холидэй), но чтобы самой что-нибудь спеть - вряд ли ее желание было сильнее, чем у кого-либо из ее знакомых или друзей. Напротив, когда ей исполнилось 17 лет, Шаде твердо решила стать художником-модельером. Для этого после окончания школы она поступила в колледж Святого Мартина в Лондоне, чтобы досконально изучить дизайнерское искусство и все направления в моде. Параллельно она имела множество приработков (от официантки до курьера на велосипеде), которые хоть как-то компенсировали скудость стипендии, но когда она наконец получила на руки диплом и попробовала поработать по специальности, оптимизм куда-то испарился. Вместе с подругой Шаде пыталась разработать свою линию в мужской одежде, но столкнулась с многочисленными трудностями. Однако не в ее характере было пасовать перед превратностями судьбы, и вот уже популярная британская группа "новой волны" SPANDAU BALLET отправляется в свое первое американское турне в костюмах, которые при минимуме средств разработали и сшили для них два никому не известных модельера. "На всем приходилось экономить, - вспоминает Шаде. - Это убивало любой полет фантазии и бесило меня".
В конце концов она не выдержала и стала ходить по подиуму в одежде, сшитой другими. Благо фигура и внешность были у нее чисто модельными. Фотографии Шаде быстро распространились по журналам мод, но сама обладательница этих длинных стройных ножек и экзотической улыбки испытывала жесточайший дискомфорт и чувствовала, что находится не на своем месте. Она до сих пор не может понять, почему кто-то очень стремится купить одежду, которую носят другие.
Именно в этот момент она вдруг почувствовала колоссальную тягу к музыке и в 1980 году стала вокалисткой в фанковой группе ARRIVA, которая специализировалась на латинских ритмах. Ничего особенного, так, обыкновенная эмигрантская музыка. Но прислушайтесь к ласкающему уши плавному звучанию одной песни ("Smooth Operator"), написанной ею в соавторстве с участником ARRIVA Рэем Сент-Джоном, и вы разглядите в ней будущий триумф Шаде и ее собственной группы.
Но тех славных времен пришлось дожидаться долгих четыре года, в течение которых Шаде была еще и бэк-вокалисткой в другой команде джаз-фанкового направления под названием PRIDE, где пользовалась заслуженным авторитетом автора замечательных песен (ее партнером был саксофонист группы Стюарт Мэтьюманн) и вскоре стала основной вокалисткой. Публика успела полюбить Шаде к тому времени, когда в 1983 году после многочисленных безуспешных попыток получить контракт PRIDE перестали существовать. Видя перспективность молодого дарования, бывший менеджер группы Ли Барретт (Lee Barrett) стал лично вести дела Шаде, а Мэтьюманн и наша героиня закрылись в студии с некоторыми из бывших музыкантов PRIDE. Лейбл Epic Records сначала предложил сольный контракт Шаде, но, видя их корпоративный дух, приютил под своим крылом целую группу, которую назвали гениально просто - SADE.
Остальное - история. Как главный автор, лицо, голос и имидж группы Шаде построила их взаимоотношения в коллективе как равноправный симбиоз четырех суперкреативных личностей: саксофониста, гитариста и соавтора песен Стюарта Мэтьюманна, клавишника Эндрю Хэйла (Andrew Hale), басиста Пола Спенсера Денмана (Paul Spencer Denman) и ее самой (периодически в группу привлекался ударник Пол Кук и перкуссионисты Мартин Дитчем и Дэйв Эрли). За очень короткое время им удалось придумать крайне привлекательное для слушателя интеллигентное, ненапрягающее звучание, умело пересекающее джаз, ритм-энд-блюз, соул и карибскую народную музыку, но если попытаться быть объективным, им просто удалось гениально замедлить джаз-фанк. А мода, как главное увлечение юности, позволила Шаде стать эталоном изысканного вкуса на MTV. В музыкальных кругах ее стали называть "The First Lady Of Cool", а верные поклонники - просто The Lady.
Божественная карьера SADE стартовала с сингла "Your Love Is King" и их дебютного диска "Diamond Life" (продюсер Робин Миллар), которые быстро "золотились" в Британии в 1984 году, а в Штатах их время пришло в следующем году, когда второй сингл, тот самый "Smooth Operator", покорил американцев своей тихой гармонией, а MTV, кажется, навеки полюбило его видеоклип.
Само собой разумеется, они были названы лучшими новичками года, и "Diamond Life" также оказался самым-самым и разошелся по миру аж 6-миллионным тиражом. SADE получили международное признание и принялись за написание своего второго альбома "Promise". Во время студийных сессий Шаде также снялась в звездном музыкальном фильме Джульена Темпла "Absolute Beginners" в сопровождении какой-то группы (но не SADE), к саундтреку которого она написала песню "Killer Blow" (другими "посвященцами" стали Дэвид Боуи, Рэй Дэвис из THE KINKS, EIGHTH WONDER во главе с Пэтси Кенсит и другие небезызвестные музыканты). Голос Шаде звучал просто потрясающе, но сам фильм оказался весьма посредственным.
Годичное ожидание публики было с триумфом вознаграждено диском "Promise". Благодаря таким трекам, как "The Sweetest Taboo" и "Never As Good As The First Time", за Шаде и ее группой закрепилась устойчивая репутация классиков собственного уникального стиля, а этот альбом возглавил ритм-энд-блюзовые и поп-чарты "Биллборда".
После 8-месячных гастролей по миру и многочисленных благотворительных выступлений SADE решили отдохнуть от шумной публики и фотокамер. Шаде уединилась в своем доме в Мадриде, и такая жизнь устраивала ее без малого два года, в течение которых она познакомилась с режиссером-документалистом, а проще сказать, горячим испанским парнем Карлосом Сколой (Carlos Scola), и у них завязались романтические отношения.
Но любовь любовью, а с новым альбомом SADE откладывать было нельзя, и он вышел под гордым названием "Stronger Than Pride" и стал первым творением Шаде и ее коллег, которое они исполнили, записали и спродюсировали своими силами. На этом диске можно было прочувствовать всю силу нерастраченных чувств Аду ("Nothing Can Come Between Us", "Paradise", "Love Is Stronger Than Pride"), но на этот раз нашлись критики, которые охарактеризовали эту работу как остановку в развитии, ссылаясь на отсутствие свежих музыкальных идей.
Однако поклонники, похоже, думали по-другому и в рекордные сроки раскупили билеты на все концерты очередного мирового турне группы, после которого в старинном мадридском замке "Vinuelas" 11 октября 1989 года Хелен Фолашаде Аду вышла замуж за Карлоса Сколу. Но, как водится у звезд, счастье длилось недолго. Они стали жить порознь, и Шаде купила себе старый дом в Лондоне, который вскоре в полете ее фантазии превратился в очень стильную резиденцию со студией, где вновь собрались неунывающие участники SADE, когда писали материал для своего четвертого и очень долгожданного альбома "Love Deluxe" вместе с их хорошим другом-продюсером Майком Пела (Mike Pela).
Этот амбициозный шедевр интеграции множества музыкальных стилей и поэтического таланта Шаде вновь водрузил группу на пьедестал поклонения и, как написали критики, "вернул их к тому звучанию, которое прославило их когда-то". Пилотный сингл "No Ordinary Love" сейчас значится одним из ее коронных номеров (он также был задействован в саундтреке к знаменитому триллеру "Непристойное предложение"). Остальные песни были не менее интересны, но хочу заметить - уж очень они монотонны, ленивы, что ли. А финальный сингл "Cherish The Day" из этого альбома Шаде посвятила всем ясным и пасмурным дням, проведенным с Карлосом.
"Love Deluxe" провел замечательные 90 недель в рейтингах популярности "Биллборда", в течение которых произошло примирение Сколы и нашей героини, но только на время мирового турне SADE. После всех совместных путешествий и новых ссор они окончательно развелись, и Шаде вновь уединилась. В том же 1994 году увидел свет сборник лучших вещей группы "The Best Of Sade", подведший итоги 10-летней карьеры SADE, после чего музыканты разошлись с миром.
Аду купила себе недвижимость в курортном городке Очо Риос, что на Ямайке (родине ее предков), и поселились там вместе со своим новым бойфрендом и компаньоном-продюсером ямайцем Бобом Морганом (Bob Morgan). 21 июля 1996 года у них родилась прекрасная дочурка, которую назвали Илой. В следующем году они в полном составе вновь переехали в Лондон.
Что же касается судьбы остальных участников группы, то известно лишь, что 1998 году они записали свой первый самостоятельный альбом с вокалом приглашенной Амели Ларрио и назвали свой проект SWEETBACK, и лишь Стюарт Мэтьюманн активно сотрудничал с другими музыкантами в записи их работ.
В 2000 году они вновь собрались и записали еще один классический диск "Lovers Rock", чем вогнали в полный восторг своих многочисленных фэнов, чей возраст остался таким же дифференцированным, как и шестнадцать лет назад, когда группа едва заявила о себе. Музыкально SADE мало изменились, и, может даже, это к лучшему, ведь за столько лет никто не смог не то что скопировать их стиль, а даже приблизиться к нему. Несмотря на годы, их гордость, совесть и честь - Шаде Аду - все еще в великолепной вокальной форме. Послушав ее теперь, можно подумать, что та же Нина Саймон (Nina Simone) куда-то торопится, исполняя свои самые медленные баллады.
В отличие от своих мультиплатиновых предшественников, альбом "Lovers Rock" не содержит ярко выраженных синглов. У него ровное нежное звучание, слегка убаюкивающее, но такое ласковое, что оторваться просто нет сил. Поэтому ремиксы на некоторые эти песни, уже вышедшие на сингле "By Your Side", могут показаться вам достаточно свежими и даже чересчур резвыми, но это только огромный плюс. Возможно, в нашу эру бойбэндовских сладких балладок и эмансипированных женских выкриков такую музыку уже успели порядком забыть, но все-таки, как мне кажется, SADE смогут еще заявить о себе на рубеже тысячелетий. Потому что другой такой группы нет.
Конечно, для многих SADE - это всего лишь Леди, то есть одна из современных соул-поп-див с потрясающе выразительным грустноватым голосом, но даже она здорово отличается от всех. Шаде никогда не любила ореол звездности, дешевую популярность через скандалы в бульварных изданиях и прочие "прелести" шоу-бизнеса. Все эти годы она целиком и полностью посвятила своей музыке, и сделала это без ущерба для личной жизни. Конечно, может, не все сложилось, как хотелось. Но это уже предмет другого разговора...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета