Ярушин, Валерий
«Со мной здороваются все...»

- АРИЭЛЬ, думаю, можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннеса: 19 лет работы практически в неизменном составе...
- Да, 7 ноября этого года нам, нет не нам, а, скажем так, моему стилю, который я придумал, исполнилось 30 лет. А первый состав у меня продержался действительно 19 лет.
- Говорят, Пугачева могла бы стать солисткой вашего первого состава?
- Это правда. Я вам сейчас покажу снимок: это не монтаж. Тут у меня на концерте Алла Борисовна на бубне играет. Мы отмечали в Челябинске 25-летие ансамбля, и вдруг неожиданно для нас она выскочила на одной из песен на сцену и начала с нами играть. Зал тогда просто с ума чуть не сошел: ее ни в одной объяве не было.
Она действительно наша старая боевая подруга, мы с 74-го года вместе. Мы же когда в 1974 году заняли первое место на конкурсе в Москве, у нее еще никаких песен не было, она только-только начинала. И все плакалась, что у нее нет состава. И я говорю, Алла, черт, а давай попробуем пополам играть. Мы договорились, что одно отделение мы ей аккомпанируем, а другое вместе играем. Но, к сожалению, она мне через пару дней звонит: Валер, говорит, извини, я тут уже кое-что себе нашла, да и, по правде, просто не хочу переходить тебе дорогу. И мы так приятно расстались, никто друг на друга не обиделся...
- "Ариэлевцы", которых вы покинули в 1989-м... Это случилось из-за того, что коллектив решил поменять музыкальную ориентацию или у вас были на то какие-то психологические причины?
- Да, столько лет в одном составе я никому не посоветовал бы: в коллектив вовремя надо было вливать свежую кровь. Психологически это же совсем невозможно было... Вы поймите одну простую вещь: 10 лет музыканты еще горели, а дальше начался перебор, потому что мы друг другу надоели - это раз. К тому же у нас был рекорд - ну это просто фантастика - 15 концертов за три дня. Первый начинался в 11, последний - в 21. И ни единой фонограммы. А там вокал ариэлевский, небесно высокий. Мы в конце уже стали разговаривать вот так (хрипит), а публика все прет и прет. Ну, это хорошо в каком-то смысле, но когда слишком часто, уже самая хорошая пироженка кажется не такой вкусной. И получилось так, что... нас переработали, честно говоря. Нам надо было вовремя остановиться, но у нас была мизерная ставочка, и мы понимали: чем больше отработаешь, тем больше получишь. Больше, больше, больше...
А затем начались такие вальяжности: коллектив - это, мол, все, ты не тянешь, давай, говорят, пошли к Тухманову, Саше Морозову. Пускай, как раньше, они для нас пишут. Я чувствовал тогда, что за моей спиной что-то происходит. И скоро ко мне пришла вся команда и они сказали, что АРИЭЛЮ пора менять музыкальную ориентацию и создавать совет трудового коллектива. Как вам это нравится? Они хотели, чтобы у нас было 6 руководителей. Но ведь так не бывает! Это как машина - попробуйте вшестером ее вести! Элементарный "жигуленок". Да вы ее снесете в кювет! Всегда нужен какой-то лидер. Но им просто меня нужно было сместить. И вот чтобы скинуть этот нервный груз (а я тогда был просто в истощении), я решил им оставить все, начать с нуля. Так в апреле 89-го года коллектив раскололся на две половины. Знаете, у нас ведь очень с ПЕСНЯРАМИ судьба похожая: как сейчас двое ПЕСНЯРОВ, так сейчас и два АРИЭЛЯ - просто АРИЭЛЬ и НОВЫЙ АРИЭЛЬ.
Вот, я оставил им АРИЭЛЬ, хотя буквально через год из группы ушли сразу двое. Сергей Антонов (гитарист группы) уехал в Израиль, Сергей Шариков занялся радиостанцией "Интерволна" - шикарная, кстати, радиостанция, ее слушают практически все жители нашего района, она у нас на втором месте идет. Еще один музыкант в казино кассиром работает, один торгует...
- Они выступают?
- Да, выступают... Хотя им, конечно, сейчас неприятно. Раньше они плыли по течению, по всем этим моим победам... Так обидно, такое впечатление, что ты корабль построил, а кто-то взял на нем и уплыл... И я это не просто так говорю: 90 % всех аранжировок, они же мне принадлежат. Они думали, что так и начнут, с чистого листа, публика к ним подтянется... Но что они родили? Вспомните только "Шумел камыш" - самое известное. Ту, ту-тум, ту-тум. Ариэлевская школа есть, красиво поют... это второе ОРЭРА получается. ОРЭРА в современном плане. Но когда это в течение двух часов концерта звучит - извините, это утомительно. Хотя тогда они мне говорили - зачем это старье, кому это нужно? А мне казалось, что мы на нем еще далеко уедем, еще десять раз вспомним. И я оказался тысячу раз прав сейчас, через 10 лет. И они вынуждены сейчас петь даже мои аранжировки. Потому что их собственные не катят, ну что же сделать...
- А как пришла к вам мысль создать ИВАНЫЧА?
- В 89-м ко мне пришли музыканты из Челябинска и сказали: "Ну чего грустить. Жизнь на этом не заканчивается". Таким образом и родилась эта группа, и вот уже 10 лет я под этим знаменем работаю... С этим же названием как получилось: у меня такая кличка была - Иваныч. Но потом появились ИВАНУШКИ, и как начали нас с ними путать. Гос-с-поди...
А год назад мы переназвались снова в АРИЭЛЬ, только с приставкой "НОВЫЙ".
- На то были свои причины?
- Конечно, ведь получался явный перекос и парадокс: тот АРИЭЛЬ, с которым я расстался, исполняет совершенно другую музыку, ну как, тоже русскую народную, но тут уже совсем другие аранжировки, совсем другие принципы. А я пропагандирую ариэлевский стиль, но совсем под другим названием.
Эти противоречия все наслоились, и когда я стал футболистом команды "Старко", там в один голос мне все звезды говорили - возвращай название, мы посодействуем, мы поможем. И Алла Борисовна (Пугачева. - Пр. ред.) тоже говорит: ну прибавь что-нибудь к названию - АРИЭЛЬ ИВАНЫЧ, например, или НОВЫЙ АРИЭЛЬ... и вот так и получилось. Я не поленился, сходил в "Уралпатентбюро" в январе этого года и юридически закрепил за собой право на это название. Конечно, тут было обидно, что стиральный порошок нам все перебил абсолютно. Образ романтического героя превратился в такой стиральный и не очень удобоваримый образ.
Кстати, хочу сказать, и, наверное, вы это с улыбкой воспримете, ведь нас хотели переназвать... Нам сказали в застойное время: это почему вы по-еврейски называетесь? Я говорю - это почему? Ну как, ведь премьер-министра Израиля зовут Ариэль Шарон?! Ну я что, виноват, что его так мама назвала?..
И вот в январе этого года в "Уралпатентбюро" я зарегистрировал сразу три названия - АРИЭЛЬ, НОВЫЙ АРИЭЛЬ и АРИЭЛЬ ИВАНЫЧ. И теперь я везде говорю: я работаю с новым коллективом АРИЭЛЬ. Слушая наши записи, мне теперь часто говорят - а, так это ведь барабанщик твой поет, а я говорю - нет, это поет мой клавишник. Даже приятно получается, что существует какая-то ярушинская школа.
- Кто сейчас с вами работает?
- Вот те, кто продолжает мое дело: Марат Сахабутдинов - бас, Виктор Риккерт - барабаны, Александр Немцев - клавишные и Рафаил Максумов - гитара. Все эти люди были в группе ИВАНЫЧ.
- Насколько я знаю, сейчас вы готовите новую сенсацию для журналистов?
- Да, самая главная сенсация случилась месяц назад, я, кстати, совершенно не ожидал такой удачи. Вместе с журналистом Сергеем Смирновым в Челябинске мы задумали переименовать одну из улиц в улицу Джона Леннона. Этим летом мы послали письмо МакКартни, где просили, чтобы он благословил эту нашу идею, и недавно мы получили ответ от секретаря Пола, в котором говорится, что ему (Полу) очень понравилась наша идея, и когда он вернется в конце октября (вот ждем, может, это скоро и получится), то напишет непосредственно мэру Челябинска, чтобы это все благополучно осуществилось. Представляете, это будет первая улица Джона в России и вторая в мире после Ливерпуля!
Если нам все-таки удастся получить это письмо от Пола, хорошо было бы, чтобы он сам на этой улице показался... Кстати, я узнавал, это возможно: у нас и полоса специальная есть, которая "боинги" принимает. Но, кстати, по поводу этой улицы мне шишки набили коммунисты. У нас есть улица Советская, она выходит на проспект Ленина. Было бы так здорово - переулок Леннона - в Ленина. Я им говорю - ребята, я же не трогаю вашего Ленина, Энгельса, отдайте мне Советскую улицу. Это же ни к чему не обязывает. А они мне с надрывом - нет! Это же история!!! Какая это история? Это такая маленькая улочка, на ней стоит какая-то занюханная пельменная...
- Может, Леннон был бы против такой "занюханной" улицы?
- Конечно! Но мы же ее сделаем. Дайте нам ее! Там ведь есть и музыкальный магазинчик, там можно кафе сделать...
- Кстати, и АРИЭЛЬ мог бы там работать: не зря же журналисты обращают внимание на ваше внешнее сходство с Ленноном...
- ...по крайней мере, мне давно говорили, что такое сходство есть. Кстати, в Ливерпуле меня дама ущипнула и во всеуслышание заорала "Леннон", значит, действительно, что-то в этом есть.
- !!??
- У меня долго синяк не сходил, правда! На правой ягодице (ха-ха). В знаменитой "Cavern-пещере" одна англичанка бальзаковского возраста обратилась ко мне так игриво: "О, Леннон!". И вдруг как щипнет! Я даже испугался. Знаете, у нас в Челябинске есть такой анекдот - он, правда, серийный, его раньше про Кобзона рассказывали, но все же: "Стоит Леннон, смотрит в зеркало и говорит Йоко Оно: "Слушай, Йоко, похож я на Ярушина или нет?".
Так что, возвращаясь к улице, я хочу сказать, что все будет у нас совершенно официально. Это не самозванные переулки в Петербурге, например. Это пахнет сенсацией. Уже четвертая телекомпания к нам приезжала, были у меня журналисты из ТВ-6, сейчас вот "Взгляд" ждем к себе. А всему тому виной "Битловские посиделки", которые я сделал в Челябинске.
- ...Тот самый концерт в духе посиделок, чем-то напоминающий спектакль?
- Именно. Я давно мечтал о таком большом спектакле, и я сделал такой фестиваль пяти ансамблей. День в день, мне повезло, что 9 октября у нас в театре драмы был выходной, я набрал несколько фанатично преданных музыкантов - WHEELS, УРАЛЬСКИЙ ДИКСИЛЕНД, мой НОВЫЙ АРИЭЛЬ, ЛИВЕРПУЛЬ и ЗЕРКАЛО - и сделал трехчасовой спектакль. Плюс в нем участвовал духовой оркестр (они играли "Yellow Submarine"). Это было просто удивительное зрелище. Жаль, что сейчас я не могу вам показать кассету с его записью...
- В 1999 году в Челябинском театре оперы и балета была восстановлена ваша рок-опера "Емельян Пугачев", в которой вы сыграли образ народного героя (в отличие, кстати, от первой постановки спектакля, где вам отводилась роль кирпичника)...
- ...и в свое время мы с ней счастливо отъездили 274 спектакля! Сейчас в это трудно поверить! Я писал ее в 1978 году, и тогда действительно ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ были для меня как маяк. Валера Яшкин, царство ему небесное, написал тогда либретто "Пугачева" сначала для ПЕСНЯРОВ, но затем посчитал более логичным отдать его АРИЭЛЮ.
Для меня это был удар просто колоссальный... Вшестером сделать рок-оперу практически невозможно, но нам это удалось.
И вот с 1978 года у нас была эта рок-опера. Кстати, в 1981 году при живом авторе Андрее Вознесенском мы сработали ораторию "Мастера", рок-оперу "За землю русскую", посвященную "Слову о полку Игореве". Но, к сожалению, знаете, застой был... тогда даже сын Никиты Богословского Андрей "Алые паруса" не мог выпустить. В то время это было как: "руки прочь от чистого жанра оперы", и нам так и не удалось зафиксировать ее, к сожалению.
И вот в мой юбилей я решил восстановить рок-оперу, и сам восстановил ее, и действительно сам сыграл в ней Емельяна Пугачева. Это то, о чем я давно мечтал, и это моя маленькая творческая победа. Тем более, что на этот раз я выступил еще и в роли режиссера, сделал рок-оперу с хореографией, этакое зрелище... Премьера "Емельяна Пугачева" прошла при полном аншлаге.
- Власти всегда поддерживали вас?
- В 1972 году, когда мы заняли первое место в Латвии (кстати, именно тогда мы тесно подружились с Раймондом Паулсом), в Челябинске был жуткий геноцид, будем так говорить, нас практически разогнали, это была страшная история ... М-да, я все-таки закончу свою книгу "Судьба по имени АРИЭЛЬ", и в ней я обязательно посвящу этим событиям целую главу. Тогда мы чуть не стали латышами...
Нас в родном городе гноили, не хотели пускать на этот фестиваль: говорили, что мы исчадие империализма. Да все что угодно... и вот тогда мы сами, за свой счет, приехали на фестиваль, хотели даже на вокзале ночевать, а потом вдруг заняли ПЕРВОЕ МЕСТО! И Раймонд Паулс тогда сказал: ребята, я спасу ваш ансамбль; я пока вас в городе Огры подержу, а через год перетащу в Ригу, у нас будет такой русско-латышский ансамбль, вы будете на русском языке популяризировать мою эстраду. Так в 1973 году мы чуть не уехали в Латвию жить. И только благодаря Никите Богословскому мы остались в России. Это тоже был чу


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета