обзор


Ur'ia
Весначуха


(р) 2000 ARIA RECORDS, F. A.,
(с) 2000 Yuri "Franc" Vydronak, Госкомитет по авторским и смежным правам РБ
7tks/35mins


А говорят, что белорусские группы бедны, как церковные крысы! Какая еще группа может себе позволить заказывать "телекастер" у Дж. Гондека, клепающего инструментарий для ROLLING STONES, или арендовать трехэтажный дворец культуры для "поэтажной" записи эхо-синглов вокальных и инструментальных партий, или задействовать на своих концертах до 30 музыкантов и актеров... И тем не менее, эти изыски не кажутся излишними для участников этно-рок-шоу UR'IA и его руководителя Юрия Выдронка, представляющих на суд слушателей свой мультимедийный компакт-диск "Весначуха" - опять же уникальный для Беларуси!
Но самый большой капитал коллектива, нашедшего свой истинный клад, - оригинальные образцы белорусского фольклора, которые, кстати, уже параллельно издаются музыкантами в цифровом формате в серии "Залаты фонд лiцвiна-крывiцкага фальклеру". Первый двойной альбом с белорусской аутентикой "Коляды. Рожство. Шчодрэц" - итог поисков и экспедиций UR'IA - пополнил национальную фольклорную сокровищницу.
Значительную часть песен, представленных на CD, можно с уверенностью отнести к индоевропейским истокам, в связи с которыми в аранжировки очень органично вписываются партии и соло ситара Юрия Задирана. В целом же звучание UR'IA на "Весначухе" приближено к незабываемому саунду хиппарской эпохи 60-70 годов и фолк-роковых находок Б. Дилана, THE BYRDS, восточных экспериментов Дж. Харисона, обработок ранних ЛЯВОНОВ и ШПАКОВ. В общем, обходились без сэмплеров и драм-машинок, хотя и сводили запись на компьютере...Как говорят сами музыканты, всех первых слушателей "Весначухи" можно разделить на две группы: тех, кому в первую очередь катит заглавная композиция "Весначуха", и тех, кому больше по душе "Зелен дубочок". Я отношу себя ко второй группе слушателей. Дело в том, что "Весначуха" построена на распространенном у славян мелодическом квадрате, который часто используют фолковые группы типа ПАЛАЦА или ИВАНА КУПАЛЫ, что уменьшает свежесть восприятия этой композиции. Кроме всего прочего, в аранжировках ее есть аллюзии, отсылающие нас к стинговской "Desert Rose"... Тем не менее, "Весначуха" - самая форматная композиция альбома со сложной ритмикой и полифонией голосов Ю. Выдронка и бэк-вокалисток А. Анушкиной, В. Микулинской, А. Харевской... А вот "Зелен дубочок", несмотря на квази-архаичность лампового звучания, воспринимается как нечто оригинальное, не имеющее аналогов среди всего белорусского фолк-направления. В принципе, с таким звуком слушатели знакомы по сборке "Вольныя танцы: новая альтэрнатыва" и песне "Агу, Вясна!".
Оглядываясь на роковое наследие 60-70 годов, UR'IA, конечно же, не смогли не вспомнить психоделические веяния тех лет и не отразить их в своих обработках песен "Суботачка" и "Два братика". Тут всего понемногу: жуткие тексты ("... галоуку з плеч брацiку зрубiу..."), шаманские бубны и загробный горловой вокал, отсылки к творчеству Дж. Хендрикса, Дж. Гарсии... И в завершение альбома - смешливый танец "Таукачыкi" со смачнейшей вставкой ситара в духе Рави Шанкара.
Особый рассказ об интерактивной части диска. В его дизайне и оформлении книжки-вставки использовались произведения белорусского художника-космогониста Я. Дроздовича, что придает мультимедиа диска уникальный колорит, соответствующий музыкальной части. Кроме того, здесь можно познакомиться с клипами группы и лейбла Aria Records F.A., фрагментами выступлений на "Славянском базаре" и "Рок-коронации" (правда, без ритуального разбивания гитар. А жаль!). Есть не мультимедиа и экспедиционные записи сельских певцов и танцоров, и интервью с музыкантами, и необходимое слайд-шоу, тексты песен альбома...
Короче, если потратить минутку на знакомство с интерфейсом, то вам музыканты UR'IA гарантируют интересное времяпрепровождение возле экрана и колонок вашего компьютера в поисках духовных истоков и следов тех, кого в Ведах звали kriwi - наших далеких пращуров из таинственной страны Арии.


А. Мельгуй

© 2005 музыкальная газета