обзор


Маркова, Наталья И Двуречье
Светозар

(р) & (с) 1995 Popa Begemota records
14tks/60mins


Перефразируя слова великого пролетарского писателя с поправкой на последнее десятилетие уходящего века, можно сказать: русский фолк неисчерпаемо богат. Традиции, заложенные Дмитрием Ревякиным, продолжают жить, по-разному модифицируясь и преломляясь сквозь субъективную призму представителей стиля. К их числу принадлежит москвичка Наталья Маркова.
Начав музыкальную деятельность в 1989 году в составе полумифической группы КУХНЯ КЛАУСА, дав множество квартирных концертов и записав в '93-ем акустический магнитоальбом "В сентябре" (который до сих пор так и не был издан), Наталья решила, что называется, раздвинуть границы творчества.
Название ДВУРЕЧЬЕ воспринимается двояко: две реки, две речи. Это тот случай, когда, по признанию самой Натальи, название есть, а группы как таковой нет (см. Е. Борисова. Сильная женщина и берестяной журавлик (интервью с Н. Марковой). - "FUZZ" № 32-33, май-июнь 1996, с.23). Проект ДВУРЕЧЬЕ представляет собой аккомпанирующий состав, в который вошли опытные музыканты: Алексей Заев - подпевки, гитары, бас, клавиши; Владимир Карабас - подпевки, клавиши, звук (оба в свое время играли в группе Х... ЗАБЕЙ); Борис Марков - ударные; Александр Соколов - фотртепиано; Алексей Калябин - флейта (в начале 90-х в качестве сессионного музыкантов принимал участие в записи альбомов КАЛИНОВА МОСТА); Павел Хоменко - скрипка; Эдгар Герман - губная гармошка; Анатолий Погодаев (БУНТ ЗЕРЕН, ЗЕРНА) - гитара.
Альбом назван по одной из вошедших в него песен. Его содержание составили композиции, написанные в период с '92 по '95 годы.
Поэзия Натальи Марковой достойна стать объектом серьезного исследования на уровне научной статьи в каком-нибудь академическом издании. Общо ее можно охарактеризовать как сочетание сюрфутуризма и неославянофильства с придыханием символизма. Поэтическому творчеству Натальи свойственны отказ от канонов и норм классической эстетики, отход от буквализмов и натуралистических достоверностей, освобождение от предметности формы, бессюжетность, или, вернее, "статичность" сюжетов, насыщенность метафорами, олицетворениями, неологизмами а-ля Велимир Хлебников, мышление на уровне морфем (префиксов, корней, суффиксов). Часто стихи строятся в соответствии с выдвинутой Владимиром Набоковым формулой поэзии: "Мало смысла и много значения".
"Речь не успевает за вдохновенностью переживания, не вмещает ослепительную новизну творческой мысли, посему поэт волен использовать не только общеупотребительные понятия, но и свой собственный индивидуальный язык - яркий, текучий, не застылый", - писал, анализируя творчество Дмитрия Ревякина, питерский искусствовед Алексей Курбановский (А. Курбановский. Полутораглазый поец. - "Rock Fuzz", № 10/93, с.10). Сказанное относится и к творчеству Натальи. Новаторство Натальи Марковой, Дмитрия Ревякина, Насти Белокуровой заключается прежде всего в возрождении, казалось бы, канувшей в Лету и позабытой филологами и литературоведами поэтической традиции.
В "Светозаре" - от первой до последней композиции - господствует грустное настроение. Наталья с тончайшим мастерством создает образ женщины - сильной, но ранимой, гордой, но пугливой, своевольной и поэтому несчастной в любви ("Ветер в облаках", "Стожень", "Изгиб Сечали")... Образы природы (ветер, лес, река) гармонично сливаются с душевным состоянием героини песен.
Музыка послушно следует за стихом. При этом музыкальный материал прост, а местами примитивен, достоин уровня российских эстрадных звезд. Так что те, кто не въезжает в тексты, могут наслаждаться приятной музыкой. В ряде композиций пение Натальи скорее походит на монотонное интонирование ("Ты где", "Ответ улы"). Аранжировки в профессиональном отношении безупречны, иногда с хардовым налетом ("Светозар"), иногда приближаются к блюзу ("Где искали меня"), в некоторых остро ощутим коммерческий, на грани попсовости, привкус ("Ветер в облаках"), а в завершающей альбом песне "Иверни счастья" саунд напоминает ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ середины 70-х, вышибая ностальгическую слезу. Бесспорный хит альбома - песенка "С ветром проститься", по непонятным причинам прошедшая мимо FM-радиостанций.
В упомянутом интервью Наталья выражает предпочтение выступлению с группой: "... если моей песне помогают умелые музыканты, никто не проигрывает. Чем больше у ребенка добрых, заботливых учителей, тем лучше он должен вырасти. Это о песнях". Вот тут-то наши вкусы расходятся. Я бы предпочел Наталью Маркову в сольной акустической ипостаси. Впрочем, на вкус и цвет...
Краткое резюме: Наталья Маркова - личность, не лишенная таланта. Что касается его реализации - тут уж дело индивидуального вкуса. "Светозар" - в общем и целом неплохой альбом. Без которого, впрочем, можно и обойтись.
P.S. Информация для обладателей CD-плейеров: петербургская фирма Hobbot Proline Ltd. переиздала "Светозар" на лазерном звуконосителе, снабдив буклетом с текстами всех 14 композиций.



Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета