статья


Фестиваль "Rado Jazz"
В Минске, в ноябре…



17-19 ноября 2000 года в Минске пройдет большой международный джазовый фестиваль, на котором выступят следующие музыканты: Игорь Бутман (Москва), Джо Локк (США), Йоэль Гонзалес (Куба), группы КАМЕРАТА (Минск) и ВТОРОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ (Москва), Неда Малунавичуте с ВИЛЬНЮС ДЖАЗ КВАРТЕТОМ (Вильнюс), Сергей Манукян (Москва) и группа GREENSTREAM (Минск). Четыре концерта, два из которых состоятся в воскресенье 19 ноября, принимает у себя минский Дом офицеров. Тематика фестиваля - преимущественно вокальный джаз. Организатор фестиваля - Малый театр, генеральный спонсор - знаменитая швейцарская часовая фирма RADO в лице ее представителя в Беларуси компании JANA WATCH Co.

Как видите, фестиваль действительно международный, и пока еще рано загадывать, но он имеет все шансы стать ежегодным. Естественно, при поддержке джазовой публики, каковая в Минске, без всякого сомнения, имеется. Следите за афишами, приходите на концерты - они все без исключения обещают стать событиями. Многих музыкантов вы уже неплохо знаете, они не первый раз выступают у нас в городе, но есть и новые для минчан имена - Джо Локк, ВТОРОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ, да и лучший саксофонист России Игорь Бутман не очень-то балует нас своими концертами.
Сегодня вы сможете прочитать и наверняка узнать для себя что-то новое о всех участниках фестиваля. Это отрывки из статей и интервью, опубликованных в свое время в журнале "Джаз-квадрат" и российском онлайновом издании "Полный джаз".
Игорь Бутман
Первое признание джазовыми критиками Игорь получил в 1981 г. - в газете "Советская молодежь" был назван "Открытием года".
В 1983 г. выступал в оркестре Олега Лундстрема - лучшем биг-бэнде СССР. В следующем году Игорь поменял альт-саксофон на тенор и был приглашен Николаем Левиновским в ансамбль АЛЛЕГРО, в котором играл вплоть до отъезда в Америку в 1987 г.
В сентябре 1987 г. Бутман поступил в ведущее джазовое музыкальное учебное заведение США - The Berklee College of Music (Бостон), где получил диплом по двум степеням: концертный саксофонист и композитор. Композиция "French Connection", написанная Игорем во время учебных занятий, понравилась Гроверу Вашингтону, и он включил ее в свой альбом "Then & Now"(Colombia,1988), в записи которого Игорь принимал участие.
Карьера Игоря в Соединенных Штатах стремительно продолжалась. Он возглавлял свою собственную группу в ведущем джаз-клубе Бостона, играл с Патом Метини, Джо Ловано, Арчи Шеппом.
В 1992 г. Игорь впервые за время эмиграции приехал в Москву для выступления на международном джазовом фестивале. В июне 1997 г. Игорь Бутман сам организовал Первый Независимый джазовый фестиваль в Москве, который соединил российских музыкантов с американскими в самых разных сочетаниях.
В декабре 1997 г. Игорь пригласил в свой гастрольный тур по городам Грузии, Казахстана и России звезду мирового джаза - гитариста Джона Аберкромби, а также пианиста Энди Лаверна, басиста Стива Ла Спина, барабанщика Дэнни Готлиба. Московская Ассоциация джазовых журналистов назвала Игоря Бутмана лауреатом премии "Джаз`Ухо" за 1997 г. в номинации "Человек года".
В конце сентябре 1998 года на острове Эльба (Италия) с огромным успехом состоялась премьера произведения "Джаз-сюита для альта, саксофона, фортепиано и оркестра" композитора Игоря Райхельсона, в котором объединены элементы классической и джазовой музыки. "Джаз-сюита" написана под впечатлением от двух музыкантов, каждый из которых - виртуоз своего инструмента и яркий представитель своего жанра: альтиста Юрия Башмета и тенор-саксофониста Игоря Бутмана. В концерте также приняли участие камерный оркестр Юрия Башмета и джазовые музыканты: Эдди Гомез (контрабас), Джо Локк (вибрафон), Олег Бутман (ударные), Игорь Райхельсон (клавишные).
В феврале 1999 г. Игорь в очередной раз играл на Джазовом фестивале Лайонела Хэмптона (Москоу, Айдахо, США), выступив в одном составе с такими легендами джаза, как Хэнк Джонс (фортепиано), Херб Эллис (гитара), Ронни Кьюбер (баритон-саксофон), Крисчен Макбрайд (контрабас), Луис Нэш (барабаны), Грэди Тэйт (барабаны) и др. В марте 1999 г. состоялись его выступления в Нью-Йорке, в том числе в клубе "Kavehaz" вместе с группой вибрафониста Джо Локка.
Игоря Бутмана можно увидеть в качестве ведущего программы "Джазофрения", выходящей еженедельно на канале "Культура". Игорь также работает в качестве арт-директора московского джаз-клуба "Ле Клуб", расположенного в Театре на Таганке.
Джо Локк: "У меня нет близорукости"
"У меня нет близорукости во взглядах на то, что такое джаз, - смеется нью-йоркский вибрафонист Джо Локк. - В чем угодно можно найти классную гармонию и сделать джазовую интерпретацию. Вот, например, у Аланис Мориссетт есть классная песня на альбоме "City Of Angels" - я прямо хожу и слышу, как здорово можно было бы это сыграть в джазе!"
Джо Локк российской публике хорошо знаком. Вот уже пять раз он побывал в России по приглашению саксофониста Игоря Бутмана. Если десять лет назад он не брезговал никаким случайным заработком и только что не голодал, то теперь его наперебой приглашают на запись все кому не лень - от пианиста Сесила Тэйлора и вокалистки Дайэн Ривз до группы BEASTIE BOYS. Больше того, Джо стал музыкантом-резидентом - теперь он со своей новой группой JOE LOCKE AND THE VIBE каждый четверг играет в венгерской кофейне "Kavehaz" на Мерсер-стрит в манхэттенском Даунтауне. Джо очень нравится "Kavehaz": "Тут я могу играть такую электрическую музыку с ритм-н-блюзовой основой, которую очень люблю - не меньше, чем акустический джаз. Я думаю, если б я тут играл такой стандартный джаз, меня бы отсюда поперли через две недели. А так - звучит музыка энергичная, она цепляет и джаз-фэнов, и тех, кто любит ритм-н-блюз, люди идут мимо по Мерсер-стрит, заходят попить кофе или поужинать - и остаются".
Музыка, которую Локк играет по четвергам, - отчасти джаз-рок, отчасти, действительно, инструментальный ритм-н-блюз, но определенно не "smooth jazz": жвачкой для ушей "The Vibe" назвать трудно. Это в первую очередь музыка Джо Локка, сцементированная его индивидуальностью, а его бьющая через край энергия далека от выхолощенной сладости "contemporary". Подвижный, артистичный, он превращает в незаурядное шоу игру на своем редком и сложном инструменте.
ВТОРОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ Андрея Разина
Проект ВТОРОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ возник, как и многие образования в новой музыке, совершенно естественным образом. Все участники этого проекта и раньше имели вполне определенное лицо в современной музыке, однако во "втором приближении" эти лица уже не так просто узнать. Андрей Разин - московский композитор и пианист, проявивший себя в различных направлениях современной музыки, и прежде оказывался на джазовой сцене с идеями, всегда несущими мощный заряд индивидуальности. С Татьяной Комовой его впервые свела судьба при случайных обстоятельствах. В 1994 году для записи компакт-диска дуэта РОМЭН, в котором Татьяна выступает вот уже более 10 лет, срочно потребовался пианист высокого уровня. Оказалось, что и сама Татьяна - выходец из джазового сообщества, - работая в РОМЭН, гастролируя по миру, записывая CD и получая звания, не оставляла интерес к джазу, все больше тяготея к современным этно-авангардным его направлениям. Музыкальные интересы Андрея и Татьяны оказались близки. Их следующей совместной работой стала запись в 1996 году CD "Второе приближение" с обработкой известной классики. Название диска перешло по наследству и к новому проекту Андрея Разина.
Осень 1998-го представила московской, а затем и питерской публике проект, ценный уже тем, что он не укладывается в рамки привычных понятий, вызывает споры, мощный интерес и сопереживание. Понятие "проекта" как нельзя более подходит к объединению разных музыкантов под флагом общей художественной задачи. Разин не ограничивается определенной стилистикой или направлением. В звуковой палитре квинтета можно обнаружить элементы фольклора, современной академической музыки, джаз-рока. Выступления ансамбля органично вписываются как в джазовые фестивали, так и в форумы альтернативной музыки. Буквально за несколько месяцев процесс "приближения" к истине привел к насыщенному и глубокому "продукту" - музыке, концептуальным, да и детальным автором которой является Андрей Разин.
КАМЕРАТА
Представлять минскому любителю джаза КАМЕРАТУ просто даже как-то неудобно - ее знают практически все. Единственное, что хотелось бы добавить, так это слова из статьи в журнале "Джаз-квадрат": "По моему глубокому убеждению, этот ансамбль сегодня - уникальный коллектив. Уникальный в масштабах не только Беларуси или СНГ. Они смогли выработать, найти свой стиль, название для которого пока еще не определено. Это действительно нечто абсолютно новое - ни в США, ни в Европе так не поет никто. И, конечно, как всегда, нет пророка в своем отечестве: дома КАМЕРАТУ порой недооценивают. Да и услышать их можно не так часто. Поэтому не пропустите афишу. Этот коллектив вас еще удивит".
Неда
Неда уже выступала в Минске, и с большим успехом. Ее репертуар - в основном современный импровизационный джаз с элементами шоу, но она поет и стандарты.
Неда Малюнавичуте (Neda Malunaviciute), известная литовская джазовая вокалистка и флейтистка. Родилась в 1971 году в Вильнюсе.
1980-1987 - Вильнюсская музыкальная школа имени Дварионаса по классу флейты.
1985-1986 - школа вокала в эстрадной студии Владимира Чекасина. Гастроли в составе детского биг-бэнда в Германии, Швейцарии, Австрии.
1986 - с этого года Неда принимала участие во всех джазовых фестивалях "Бирштонас".
1987-1990 - студентка Вильнюсской консерватории по классу классической флейты.
1988-1992 - в составе арт-рок-бэнда NNB (вокал, флейта) выступала с концертами в Польше, Дании, Эстонии и Латвии.
1993 - титул "Лучшая вокалистка" на конкурсе вокалистов стран Балтии "Via Baltia".
1993 - в составе АНУСАУСКАС ДЖАЗ-КВИНТЕТ выступала с концертами в Румынии, Эстонии, Беларуси.
1994 - АНУСАУСКАС ДЖАЗ-КВИНТЕТ получил Гран-при на фестивале "Бирштонас-94" (Литва).
1994 - вместе с КАУНАССКИМ БИГ-БЭНДОМ принимала участие в фестивалях в Финляндии ("Imatra Big-Band Festival") и Боргхольме (Швеция).
1994 - Гран-при фестиваля "Белостокская мальва" (Белосток, Польша).
1995 - в составе музыкального проекта DZIAZO NUBLOKSTI ("Унесенные джазом") вместе с Шинкаренко, Лауринавичусом, Лабутисом, Анусаускасом.
Сегодня работает в новом cоставе ВИЛЬНЮС ДЖАЗ-КВАРТЕТА вместе с Молокоедовым, Шинкаренко, Лауринавичусом, Лабутисом. Кроме того, сотрудничает с Каунасским биг-бэндом и занимается сольной деятельностью в различных музыкальных стилях. Так, в 1998 году записанный ею диск в стиле поп "Time To Confess" получил две премии "Bravo".
GREENSTREAM
В Минске многие уже слышали этот коллектив, возглавляемый басистом Владимиром Беловым, преподавателем Университета культуры.
Чем интересен проект GREENSTREAM? На первый взгляд, все очень просто: репертуар группы строится на исполнении классических джазовых стандартов. Это - любимые вещи любимых исполнителей, проверенные временем и ставшие уже бессмертными. Работать в таком поле чрезвычайно сложно. Ведь исполнение подобных произведений "под копирку" не имеет смысла по причине, во-первых, неподражаемости оригинала, во-вторых, бессмысленности попыток клонирования чего-либо в искусстве вообще. С другой стороны, слишком вольная трактовка частенько попахивает обычной самодеятельностью. Белову удается свободно маневрировать под классическими сводами джазовых стандартов, ничего не ломая и не опрокидывая. Его аранжировки я бы назвал джентльменскими. Хотя беловское прочтение "My Funny Valentine", где единственным аккомпанирующим вокалу инструментом получилась бас-гитара, есть что-то вроде изысканного хулиганства.
Кстати, и само название группы вытекает из выбранной музыкантами концепции, стоящей на двух китах: mainstream и evergreen.
Концепция, конечно, дело важное, но вряд ли бы что-нибудь вышло, не встреться Белов с Евгенией Летун. И наоборот. Но так и бывает. Жаль только, что редко. В общем, солнечный Пинск, доселе славный своей шляхтой и несравненными помидорами, подарил нам классную джазовую певицу. В 1999 г. GREENSTREAM выступал на "Славянском базаре" в программе "Джаз-клуба". Игра музыкантов и пение Жени специалистов и публику впечатлили.
О Жене. Родилась в 1979 году. Львица. В четырнадцать лет попробовала голос в местном ресторане. Как-то быстро поняла, что хочет быть в джазе. Закончила школу, приехала в Минск и поет.
А мы будем следить за афишами.
Сергей Манукян. О самом главном - о любви
На концерты люди ходят по самым разным надобностям, а не только - музыку послушать. Профессионально пишущие и говорящие о музыке - понятно, на работе; кто-то - в культпоход; кто-то - в напряженном поиске интеллектуальной пищи; здесь всегда есть снисходительно эстетствующие и праздношатающиеся. Приходящие действительно послушать музыку тоже, в свою очередь, подразделяются на массу категорий. И те из них, кто ценит душу, красоту, само дыхание музыки, идут "на Манукяна".
Наверное, его успех у публики объясняется контрастным сочетанием темпераментности и сентиментальности. Музыкант может быть экспериментатором, изобретателем, мастером "звуковой краски" или дирижером рояля-оркестра, есть виртуозы и затейники - хороший артист всегда имеет свой стиль, свою запоминающуюся краску. Только одним приходится этот стиль нарабатывать, "лепить", а у других он складывается словно сам по себе, становясь естественным продолжением внутреннего мира. Это - о Сергее Манукяне.
То, что Сергей станет музыкантом, было ясно еще задолго до его поступления в музыкальное училище - сперва в Орджоникидзе, а затем в Грозном (отсюда он родом). Чем юный романтик увлекся раньше - фортепиано, пением или ударными, - он и сам теперь не может определить, но настоящая исполнительская практика началась уже в 12 лет, в джазовых оркестрах родного города. В 1981 году (в 26 лет) Сергей получил первую оценку своего творчества - был признан мастером скэта и джазовым певцом #1 на джаз-фестивале в Риге. Затем был 1-й международный конкурс вокалистов в Польше, принесший награду и известность за рубежом.
Конец 80-х годов был полон приглашений сотрудничать с известными именами: Ричардом Элиотом, Фрэнком Заппой, Синди Лаупер, Майклом Болтоном и другими, что принесло Сергею знакомство с миром Голливуда. В 1989 году Манукян получил Гран-при на 1-м телевизионном музыкальном канале "Ступень к Парнасу", а также "Приз зрительских симпатий". В 1994 году он был награжден высоким званием "Лучший джазовый музыкант года" и премией "Овация". Музыкант выступал и выступает на одной сцене со звездами первой величины: Диззи Гиллеспи, Карлосом Сантаной, Джорджем Бенсоном, Херби Хенкоком, Куинси Джонсом.
И все это - благодаря тому, что талантливый человек не стесняется красиво рассказывать миру о своей любви. Анна АЛАДОВА

© 2005 музыкальная газета