статья


Deep Purple
все еще впереди



...Говорят, что любимая песня гиллановской бабушки называлась "Deep Purple". Из уважения к старушке и Дюку Эллингтону, являвшемуся автором произведения, назвали и группу. Понятно, что это очередная легенда, но для группы, из подобных легенд состоящей, в этом нет ничего странного. Про них вряд ли можно сказать что-то не известное никому, в то же время они постоянно делают что-то новое (я даже не могу припомнить точного количества их альбомов, а про количество разных составов и вообще молчу: в группу многие приходили не особо известными, а уходили знаменитыми) и остаются на пике, постоянно подпитывая популярность новыми проектами и альбомами (поэтому они столь любимы молодым, казалось бы, неискушенным, поколением). Многие их вещи уже стали достоянием общественности и существуют сами по себе (имеется в виду не Блэкмор, а песни вроде "Smoke On The Water", "When A Blind Man Cries", "Child In Time", "Soldier Of Fortune").

Те из вас, кто знает, что в начале ноября в Минске произойдет, вне сомнения, самое яркое рок-н-ролльное событие за всю его историю, могут не волноваться по поводу того, что они не услышат этих песен - мол, группа стара, им в лом петь приевшиеся до автоматизма мелодии, и будут они, как Пейдж с Плантом, издеваться (те, помнится, в прошлом туре всех издергали вступлением к "Stairway To Heaven", да так ни разу ее и не спели, гады). Если вы так думаете, то вы просто никогда не видели ни одного концерта DP (само собой) - они всегда исполняют именно то, что нравится зрителям. Весной этого года Гиллан решил пообщаться с поклонниками в чате (надо сказать, он очень внимателен к аудитории и даже старается отвечать на самые интересные вопросы в гостевой книге своего официального сайта) и на вопрос о том, не надоело ли ему баловаться старыми песнями, ответил: ""Smoke on the Water", "Woman Of Tokyo" - я их до смерти люблю, эти старенькие песенки. Мы же не только их играем, мы смешиваем их с новыми. Если честно, во всем этом много импровизации. Но эти песни на самом деле принадлежат только зрителям. Мы их и исполняем каждый вечер, ведь для зрителей каждый этот вечер - в первый раз. Мне еще никогда не надоедало исполнять старые песни". Поэтому те, кто смертельно боится остаться обездымленными и обезвоженными, могут спокойно зарываться лицом в подушку и видеть теплые сны - все будет хорошо, вы все услышите, ничто не пройдет мимо вас, если вы сами не пройдете мимо. Поэтому заведите будильник на 5-е ноября.
...Нет смысла лишний раз напоминать, кто они такие и кем они были. "МГ" практически недавно, по поводу выхода альбома "Abandon", расщедрилась полной и впечатляющей их биографией, поэтому стоит надеяться, что основные вехи их жизненного пути и список порядка песен в любимых альбомах вы помните так же хорошо, как день рождения мамы. Без сомнения можно сказать, что за более чем тридцатилетнюю карьеру на пути группы встречалось буквально все, с чем суждено столкнуться некоторым рок-н-ролльщикам. Были удачи и провалы, удаления и внедрения вокалистов и гитаристов, развлечения (Блэкмор, например, в молодости любил палить из рогатки спелым крыжовником по хмурым британским рабочим, а из ружья - по объектам, плывущим по реке. За это неоднократно бывал на грани избиения и уничтожения) и расстройства (в 71-м Гловер чуть не помер на нервной почве из-за коликов в животе. Все усугубил тот же Ричи, сказавший ему, что если тот уж решил умереть, то пусть непременно делает это на сцене, чтобы оживить шоу. Заодно его можно там же, на сцене, ритуально кремировать), скандалы (это тема отдельного исследования), бушующие пожары (начинал все Ричи, который поливал колонки бензином и швырял в зал их горящие ломти), распады (1975), воссоединения (1984), горы восторженных взглядов и немыслимое количество музыки, прекрасной, незабываемой, молодой и старой.
...На всякий случай мы представим всех тех, кто населяет группу сейчас, - вне сомнения, вы все это знаете, но среди постоянно пополняющихся рядов любителей этой группы много тех, кто открыл их совсем недавно и еще не совсем хорошо ориентируется. Самым же старым фанатам тоже было бы неплохо освежить память и на всякий случай сверить факты с зарубками на древе памяти.
Джон Дуглас Лорд. Родился 9 июня 1941 года. С DP работает аж с 68-го. В 76-м сформировал группу с Яном Пэйсом, Эштоном и Джоном Лордом. В 78-м вступил в ряды WHITESNAKE, в 84-м возвращается в обновленную и посвежевшую DP. Помимо всего, насыщен сочным обилием исполненных соло-проектов.
Ян Андерсон Пэйс (то, что у флейтиста JETHRO TULL имя и фамилия, у Пэйса - только имя). Родился 29 июля 48-го года, на барабанах стучит с 15-и лет, в DP явился в 68-м, позже играл с кем попало, всех просто невозможно вспомнить - и с WHITESNAKE, и с Гэри Муром, в прошлом году побарабанил для сэра Пола (на альбоме "Run Devil Run"), возжелавшего еще раз перепеть старые рок-н-роллы, пригласив старых рок-н-ролльщиков (Гилмора, например). В 84-м он, как и Лорд, покорно возвращается в родную группу и до сих пор никуда уходить не собирается.
Ян Гиллан, родился 19 августа 1945 года. С DP играл с 1969-го по 1973-й (ушел сам, кажется, опять из-за разногласий). Успел побыть Иисусом Христом (между прочим, он не христианин. Язычник, стало быть) с подачи Райса-Веббера, добиться успеха в собственной группе со скромным названием GILLAN, в 82-м потусовался с BLACK SABBATH, но поскольку ни он, ни Дио на кровавого Оззи ну никак не тянули и голубей жрать деликатно отказывались, в 84-м Гиллан опять присоединяется к вновь собравшимся "дипапловцам", с коими и развлекается вплоть до 89-го. В 92-м возвращается вместо Джо Линн Тернера, по инициативе всех, кроме Блэкмора, который становится мрачным и мстительным... Дальнейшее вы уже знаете - в 93-м ушел Ричи (вроде как окончательно), выходит непривычный "Purpendicular" с вокалом Яна - вначале на альбом нападали, теперь считают его чуть ли не шедевром. Так или иначе, обновленные PURPLE заиграли помощнее и поотвязнее прежнего, хоть уши затыкай. Мелодии не иссякают, драйв монстрообразный, широта, скрежет, улетность - все как надо: можно сказать, что Гиллан внес в группу какую-то непреходящесть и устойчивость. (Я думаю, что с Блэкмором они были бы все более и более печальными и депрессивными). Сам о бывшем соратнике честно отзывается так: "Когда Ричи ушел прямо посреди тура, он нас здорово "кинул" (заканчивать тур группе помог Джо Сатриани. - Прим. авт.). Если бы Ричи остался в группе, группа бы распалась. Это только потому, что он ушел, мы все еще вместе". Еще Гиллан никогда не слышал ни одного "папловского" бутлега и уверен, что если позволять каждому зрителю проносить на концерт диктофон или фотоаппарат, пиратство иссякнет за ненадобностью: каждый запишет и запечатлеет все, чего пожелает душа, поэтому переписывать шуршащие бутлеги ни у кого не будет ни стимула, ни интереса. Вы можете сказать это охранникам, которые будут выцарапывать из ваших рук старенькую "мыльницу". Можете показать им газету. Можете сбегать в закулисье и приволочь упирающегося Гиллана, который, будучи прижат, подтвердит слова, как под присягой. Вам это все равно не поможет. Правила есть правила.
Роджер Гловер. Родился 30-го ноября 45-го. С DР - с 1969-го, в 73-м решил по причине безработицы стать продюсером и стал им. На самом деле из группы его погнали по причине неуживчивости Блэкмора (Гиллана и Гловера заменили на Глена Хьюза, потому как он не только гитарой владел, но и вопить мог превосходнейше), отчего бедняга Рождер опять чуть не помер от своих знаменитых нервных желудочных колик. В 79-м перестал быть продюсером, но в группу не вернулся, а ушел к RAINBOW. В 84-м его здоровье стало вне опасности - он с радостью стабильно возвратился туда, где пребывает до сих пор.
Стив Морс (между прочим, американец, в отличие от остальных соратников) - родился в 54-м, с 83-го играет в собственной группе SТEVE MORSE BAND. Пришел в группу вместо Блэкмора в 94-м и придал ей, можно сказать, новое дыхание или вторую молодость... Это можно проиллюстрировать отрывком из комментария одного из английских фанатов группы: "Я слежу за их творчеством с 1970-го. Надо сказать, с тех пор, как к ним пришел Стив Морс, они действительно получают кайф от концертной деятельности! А голос Яна становится лучше и лучше, наверное, потому что группа играет то, что у него лучше всего получается петь... И в каждый раз мне кажется, что они играют лучше, чем в предыдущий... Пусть это и стоит гораздо больше, чем я могу себе позволить, но это вправду стоит любых денег. По-моему, это справедливо...".
Еще есть Ричи Блэкмор (то, что он где-то непременно есть, сомнению не подлежит), но поскольку к нынешним DP он имеет скорей условно-нарицательное отношение и сам по себе уже неоднократно состоялся (ну, RAINBOW, BLACKMORE'S NIGHT), мы упомянем его только на всякий случай. Чтоб помнили (равно как и Кавердейла, Глена Хьюза, Ника Симпера, Рода Эванса, Томми Болина, Джо Линн Тернера и прочий хороший люд, перетусовавшийся в этой, без всякого сомнения, огромной и многосоставной рок-тусовке мира).
Несомненно, стоит обратить внимание на то, чем занималась группа на закате, так сказать, миллениума. Насколько мы помним, последний альбом вышел у группы в 1998-м году, назывался он "Abandon", был мощным ("Watchin' The Sky" некоторые считают самой тяжелой композицией группы), синим, суицидальным и на удивление цельным и монолитным. Вскоре выходит концертный альбом, записанный в Австралии, - "Total Abandon - Live In Australia". Совсем недавно, в начале этого года, вышел очередной сюрприз - так называемый "Концерт для группы с оркестром". Наверное, потому что в этом году все, кто не успел записаться или просто поиграть с оркестром, спешно это делают. Поверье такое. Запишись в последний год тысячелетия с оркестром - и проживешь еще тысячу. На самом деле DP в этом далеко не новички и проект с оркестром уже был ими осуществлен в 1969-м году при помощи дирижера Dr. Malcolm Arnold. Партитуру и симфонические вставки (10 страниц!), акты и разработки сочинил Лорд, но когда ему пришло в голову что-то там оживить или пересмотреть, выяснилось, что все партитуры куда-то благополучно сгинули. На это махнули рукой, но когда в 1999-м всем решительно захотелось оркестровки, симфонического размаха и обновления существования, пропажа обнажилась и начала злобно зиять. Спас положение молодой и талантливый голландский композитор Marco de Goeij, который подошел к группе после концерта в Роттердаме и смущенно сказал, что восстановил рукопись на слух. На самом деле он действительно приложил титанические усилия по возобновлению пропавших звуков - даже сам Лорд был в полном шоке. Дирижером нового проекта был Paul Mann, которому в 69-м было всего лишь восемь лет... Первый акт представляет группу и оркестр так, как будто они противостоят друг другу - между ними стена, четко разграничивающая, отрезающая. Второй и третий акт - соединение, переплетение, единый организм... Итак, группа сделала великолепное юбилейное шоу в "Royal Albert Hall" с лондонским симфоническим оркестром, а потом еще и сводила записанное, чтобы, помимо кайфа от шоу, получить еще и альбом, в знаменитой студии "Realworld", принадлежащей Питеру Гэбриэлу. "Я должен сказать - это прекрасное место", - вежливо выразился Гиллан.
...Кстати, из самых свежих новостей - вежливого Гиллана могут вскоре привлечь к суду и послать на какие-нибудь исправительные работы. Причина - все тот же рок-н-ролл. 15 августа на концерте один из молоденьких фанатов, желая удостовериться в том, что кумиры настоящие, полез на сцену. Один из охранников начал резонно утихомиривать парнишку, пусть грубовато, но основанно. Гиллан, ясное дело, вспомнил неприкаянную молодость и как врежет секьюрити по башке микрофоном! А DEEP PURPLE - группа крутая, оснащенная, микрофоны у них все навороченные, полчерепа снести можно... Вот на днях повестка пришла. Не знают, что делать.
...Так или иначе, последний год оказался очень продуктивным для группы. Многие их альбомы были успешно переизданы, многие готовятся к переизданию. В мае группа появляется на "Montreux Jazz Festival". Тогда же Морс выпускает новый соло-альбом. "Major Impacts". В Штатах выходит видеодиск концерта в "Альберт-холле". Помимо всего, группа всерьез готовится к записи нового альбома (возможно, он даже появится в следующем году). Гиллан, держащий в голове тьму-тьмущую мелодий из грядущего и назревающего проекта, уверенно говорит, что альбом, несмотря на неизданность, уже его любимый. Будем ждать...
...Недавно DP наконец-то устроили турне. Вначале они гастролировали по Южной Америке, причем тур прошел просто потрясающе: даже сами музыканты, ко всему привыкшие, были в восторге. Группа выступала с тамошними оркестрами (Буэнос-Айреса, например). Шоу начиналось с симфонического вступления, длившегося минут пять, а потом группа начинала сыпать песнями, аки жемчугом. С Ронни Джеймсом Дио, который нормальным людям и без пояснений понятен, все звучало вообще превосходно, так как с ним старый репертуар оброс ностальгичностью и одновременно свежестью. Далее шли бесконечные соло, завернутые в оркестровые потоки сознания, неземные импровизации на гитаре от Стива Морса (вся сцена и зал - в темноте, свет направлен только на него) и столь же прочувствованные импровизации от всех остальных (группа это любит и очень этим гордится - каждый их концерт уникален и не похож на предыдущий) - все довольны...
...30 сентября наконец-то начались долгожданные европейские гастроли, отягощенные целым симфоническим оркестром (как ни странно, румынским). Два концерта, завершающие тур, группа устраивает в Беларуси и Латвии. Без оркестра. И без Дио. Причем это никого особенно волновать не должно: ни разу не видев DEEP PURPLE, вымечтовывая их ночами и затирая до пустоты их записи, было бы до паники непривычно увидеть их в первый раз не такими, какими мы привыкли их видеть, а с оркестром. Это уже пиршество для искушенных, которые тешатся лиловыми нашествиями из года в год, приводят случайных знакомых и стареньких полуглухих дедушек - одного гиллановского вопля им уже не достаточно, нужны модификации. Нам же чем первозданнее, тем роднее. К тому же, фанатское сердце может попросту не выдержать столь сокрушительного обилия музыки. Поэтому группа права: не нужны нам ваши румынские скрипачи с виолончелистами, покажите нам живых и действующих DEEP PURPLE - и всевозможные райские арфы сами зарыдают из наших сердец.



Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

© 2005 музыкальная газета