обзор


Группа Продленного Дня
Положение дел/Городской психдиспансер



(с) 1988 ГПД
(р) 2000 Сaravan records
7tks/44mins




Городской психдиспансер

(с) 1988 ГПД
(р) 2000 Сaravan records
9tks/33mins


Это первая харьковская группа, сумевшая произвести всесоюзную сенсацию, выступив на фестивале в Риге (1987), на рок-форуме в Вильнюсе (1988), на VI Ленинградском рок-фестивале и днях рок-музыки в Таллинне (лето 1988) и вызвав шквал положительных отзывов в прессе - центральной и региональной, официозной и самиздатовской. Успех ГПД совпал с началом перестройки и в большой мере обусловлен яростными, прямолинейными текстами лидера группы Александра Чернецкого, мощным драйвом, высокой степенью самоотдачи.
Обе записи датированы 1988 годом. Они известны многим и многим коллекционерам отечественного рока. Одинаков и состав музыкантов: Александр Чернецкий (ех-КАРБОНАРИИ, РОК-ФАНАТ, РОК-ФРОНТ - музыка, тексты, гитара, вокал); Евгений Обрывченко (ех-ХРОНОС - клавишные); Олег (Клим) Клименко (ех-ХРОНОС - гитара, вокал); Павел Михайленко (ех-ШОК - бас-гитара, вокал); Владимир Кирилин (ех-ХРОНОС - ударные). "Первые несколько записей были концертными, - вспоминает Чернецкий. - Концерт в ККЗ "Украина" - октябрь 87-го, I Харьковский рок-фестиваль - ноябрь 87-го, концерты в Питере и Таллинне... И под распад группы как раз сделали сборник с этих концертов" (Е. Борисова. Черный ворон, я не твой. - "FUZZ", №5 - 6, май-июнь 2000, с.24). Как видим из приведенной цитаты, "Положение дел" и "Городской психдиспансер" - сборники по преимуществу концертных записей. И тем не менее есть основание считать их альбомами. Это прежде всего социально-политическая направленность текстов, их публицистичность. Тематика песен не отличается особым разнообразием и сводится, главным образом, к резкой критике общественных пороков. Объектами нападок становятся генсеки, обуржуазившиеся в тиши кабинетов партийные боссы и погрязшие в коррупции народные депутаты ("Зав. отделом культуры", "Иван Иваныч", "Переизберу"), качки-люберы с культом силы комсомольских значков ("Любер"), проститутки, сделавшие свою профессию основным источником существования ("Девочка"). Интонации меняются - от безудержной злобы ("Паук", "Правда") до едкой иронии ("Рабочий рок-н-ролл", "Кривые ноги"), от притворной, на грани ерничества, скорби ("Ода на смерть товарища") до неподдельной боли ("Россия", "Цыганочка").
Музыка послушно следует за текстами. Ее интонационные истоки обращены к классическому харду и рок-н-роллу 60-х, а также к творчеству Высоцкого и Башлачева.
Оба альбома переизданы в первоначальном качестве. Поэтому на них наблюдаются некоторые огрехи - пропадания, перегрузки, изменения высоких и низких частот. При оформлении вкладышей были использованы редкие фотографии из архива участников ГПД.
Кто-то, прослушав альбомы, скажет: материал морально устарел. Но не спешите солидаризироваться со скептиками: эти песни сохраняют актуальность с поправкой на сегодняшний день. Ведь свято место пусто не бывает: люберы уступили место не менее злым и крепким скинам; в высоких креслах сидят чиновники, ничем не отличающиеся от прежних партаппаратчиков; а вместо генсека... сами знаете кто...
Альбомы ГПД - важная страница в истории отечественного рока. Они отразили период, когда группа находилась на пике популярности. Это - наше прошлое, без которого невозможно переосмысление настоящего. И потом, это - хорошо забытое старое. О котором просто приятно вспомнить. А послушать - тем паче.



Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета