Bad Religion
Мы так редко видимся


Группа "Дурная религия" была сформирована в печально знаменитой Санта-Барбаре, что в Калифорнии, в 1980-м (по некоторым источникам, в 81-м) году, а не в позапрошлом, как думают некоторые зрители MTV.

В первый состав вошли Greg Graffin (вокал), Bret Gurewitz (гитара), Jay Bentley (бас) и Jay Lishrout (ударные). В 1984-м Гуревича меняет Greg Hetson из CIRCLE JERKS. Вскоре после этого группа временно прекращает свое существование. Вызвано это было тем, что после окончания университета молодого специалиста Граффина распределяют на восток, в Cornel University города Итака, штат Нью-Йорк. Это все равно что минчанину получить распределение в Климовичи, к примеру. Ужасно, но с Министерством народного образования шутки плохи, а ведь холодная война все еще продолжалась. Отмотав срок в качестве преподавателя палеонтологии (наука об ископаемых организмах и об историческом развитии органического мира - кто не знает), Грег возвращается в Калифорнию, и в 1987 году BAD RELIGION возрождаются. К группе снова присоединяется Гуревич, и вместе с Heston, Bentley и Bobby Shayer они составляют классический состав BAD RELIGION, который на рубеже 80-х и 90-х записывает несколько альбомов, позволивших им прорваться в высшую лигу американской поп-индустрии. Но прежде чем вы прочитаете разговор Игоря Стэфановича с Грегом Хетсоном, хотелось бы остановиться вот еще на чем. Дело в том, что у наших критиков и слушателей сформировался ложный стереотип, а именно, что BAD RELIGION несет ответственность за отморозков из RANCID, GREEN DAY, OFFSPRING, NOFX, PENNYWISE, GOOD RIDDANCE и других звезд и звездочек MTV-панка родом с Epitaph и Fat Wreck Chords. (Подробную историю того, "как Epitaph MTV изнасиловала", можно прочитать в "Legion" за 95-й год.) Действительно, доля правды в этом есть, да и слова Толстого Мишки из NOFX о том, что "все мы - GREEN DAY, RANCID, OFFSPRING и т.д. - своей славой обязаны исключительно BR, поскольку часть их поклонников просто перескочили на наши концерты, даже не заметив подмены", лишь подтверждают подобные опасения. И все же мы позволим себе не согласиться с мнением уважаемого Fat Mike, ибо BR не всегда были такими, какими их знает поколение Pepsi. Первые EP "Bad Religion" и альбом "How Could Hell Be Any Worse?" (1981-го и 82-го годов соответственно) критика ставила в один ряд с творениями DEAD KENNEDYS, BLACK FLAG и CIRCLE JERKS. В их музыке чувствовались влияния фолка, а некоторые композиции включали фортепианные партии. Пик экспериментаторства пришелся на мини-альбом "Into The Uknown" (1983), на котором отчетливо прослеживается влияние PINK FLOYD, DEVO и GENESIS. Эта работа не осталась незамеченной некоторыми критиками. Так, авторы знаменитого путеводителя по альтернативной сцене "The Trouser Press Record Guide" признали альбом одним из рок-шедевров 80-х. Однако панк-сообщество придерживалось несколько иного мнения, ему вся эта заумь казалась ненародной, искусством ради искусства. Простой человек хотел такого же простого музона, то бишь power-панка или мелодичного хардкора. Чтобы с пацанами в клубе можно было поколбаситься, ну и чтобы подруг не отпугивала. В общем, не захотел народ поддержать группу зеленым рублем. Из десяти тысяч отпечатанных пластинок было продано лишь 7000. В этой ситуации выбор у музыкантов был невелик: распустить группу, продолжать в том же духе (смирившись с отсутствием популярности и денег) либо пойти на уступки широкой музобщественности в надежде, что когда-нибудь в будущем и в популярности, и в дензнаках недостатка не будет. Участники BR поставили на зеленое. И им повезло.
- "The New America", название вашего нового альбома, насколько просто, настолько и загадочно. Что вы имеете в виду: Америку своей мечты или сегодняшнюю Америку?
- Мы рассуждаем о том, где Америка была, где она находится сейчас и где должна быть. Этот альбом - обо всем спектре нашего общества, о людях, которые теряют свои права из-за того, что их страна превращается в полицейское государство, и о людях, перед которыми так называемый новый капитализм открывает огромные возможности. Это очень интересное, экстремальное сопоставление. Мы мечтаем о том, чтобы Америка была иной...
- Разумеется, мы говорим сейчас не о стране в целом, а только о людях. Каким должен быть среднестатистический гражданин такой Америки, которой бы вы гордились?
- Пожалуй, он должен быть более мудрым, более информированным в том, что делается вокруг него и в мире, понимающим, как работают общественно-политические механизмы. Более открытым. Сегодня люди вполне удовлетворены тем, что имеют сотню с лишним TV-каналов и доступ к Интернету. Они перестают общаться нормальным способом, разговаривать друг с другом, прислушиваться друг к другу. Экран для них важнее всего. Это ужасно и очень опасно для общества. Компьютер - классная штука, однако он не может быть единственным способом общения для людей.
- Не поэтому ли вы написали песенку "I Love My Computer"?
- Именно поэтому.
- Но ты ведь не сваливаешь всю вину на компьютеры и не желаешь, чтобы они исчезли с лица земли?
- Начнем с того, что наш новый диск целиком был записан с помощью компьютера. Мы были удивлены, что, несмотря ни на что, музыка звучала натурально. Признаюсь, мы отказались даже от нормальных усилителей и использовали компьютерную программу имитации звуков различных комбиков. Их типов звучания там около двадцати - намного легче было использовать компьютер, чем таскать с собой настоящие. Все остальное мы также записали на жесткий диск.
- Пожалуй, впервые вашей группе довелось записаться на Гавайях. По-моему, это местечко больше подходит для отдыха, чем для работы...
- Действительно, обстановка была не рабочая, можно было в любой момент пойти поваляться на пляже, позагорать. Каждый день мы ходили к океану. Наша студия размещалась в старой риге, благодаря чему мы чувствовали себя, как в старые добрые гаражные времена. Тем более, что у нас в распоряжении не было высококачественного оборудования и звук был средненький. К тому же было ужасно жарко, и нас беспрерывно грызли москиты. Это был опыт, совершенно противоположный тому, который мы обрели, работая в очень профессиональных студиях.
- Что тебе наиболее запомнилось из этой необычной сессии?
- Наверное, прежде всего эти вредные москиты - достали они нас. Еще то, как мы страшно потели на этой жаре. Опять-таки - соседи. Эти оригиналы заявили нам буквально следующее: "Мы не имеем ничего против того, чтобы вы тут записывались. Если бы не барабаны, все было бы ОК. Не записывайте их, ладно?". Но, как вы понимаете, ударные мы обязаны были записать. И вот в один прекрасный день наш сосед устроил нам небольшой хэппенинг. Он включил газонокосилку и стал "косить траву" прямо около стены нашего сарая, и это при том, что на его дворе не было ни единой травинки. Тем самым он поднял огромные тучи пыли, и она толстым слоем покрыла все наше оборудование, в особенности ударную установку.
- Хорошенькая шутка.
- Еще бы. Мы три часа чистили аппаратуру.
- Как поживает ваш фонд "Bad Religion Research Fund"? Я знаю, что вы финансируете только студентов из США, но, может быть, стоит развить эту инициативу шире?
- Мы сосредоточены на поддержке научных исследований на территории США. Исследования могут проводить выигравшие конкурс студенты. Мы не намерены финансировать лабораторные исследования, крупные проекты, потому что на это нужны действительно большие деньги. Оставим эту область для больших корпораций. Подробнее о порядке предоставления финансовой поддержки вы можете прочитать на нашей интернетовской страничке.
- Вы уже облагодетельствовали двух студентов. Скажи, а они обязательно должны быть фанами BAD RELIGION?
- Вовсе нет. Возможно, кто-то из наших фанов сообщил им о фонде. По крайней мере, они не сдавали экзаменов по музыке и текстам группы. Достаточно прислать соответствующее заявление с указанием темы работы, описанием бюджета и т.д. Грег читает все заявки, выбирает наиболее интересные и дает нам на оценку. И вместе мы определяем, кто победил в этом году.
- Мелодичный панк-рок - это ваш фирменный знак. Однако на альбоме "The New America" есть несколько неожиданных моментов. К примеру, "Whisper In Time" звучит как соединение SIMON & GARFUNKEL с THE WHO. Ты согласен?
- Есть в этой песне что-то от фолкового звучания. Это все проделки Грега, он давний поклонник folk и blue grass. Хотя как раз "Whisper In Time" относительно тяжелая композиция.
- "You\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ve Got A Chance" начинается с быстрого риффа в стиле MOTORHEAD. Это что - дань уважения или случайность?
- Знаешь, интересная ситуация. Наверно, мы не делали этого специально. Но, конечно же, мы являемся большими фанатами MOTORHEAD.
- Обычно, стоит только альтернативной группе подписать контракт с мейджор-лейблом, как сразу начинаются споры и часть фанов чувствует себя преданной. А как это было в вашем случае?
- По-моему, как крупные концерны, так и независимые лейблы преследуют одну цель: заработать на группе денег, поэксплуатировать ее, продать как можно больше дисков. Я не вижу большой разницы между сотрудничеством с мейджором и работой для инди-лейбла. Я сужу по своему опыту, возможно, у других групп есть основание судить иначе. Нам никто не навязывает никаких артистических ограничений.
- В буклете предыдущего альбома BAD RELIGION, "No Substance", возле твоей фамилии есть информация, что ты охотно сыграешь на свадьбах и других торжествах. А какие свои умения ты демонстрируешь сегодня?
- Ну, я должен был бы написать, что могу судить хоккейные матчи. Да, сейчас я не свадебный музыкант, я только арбитр.
- И закоренелый хоккейный болельщик?
- Да, но чемпионаты мира я не смотрю, потому что у нас их не показывают. Как только у меня выдается свободная минутка, я сразу залажу в Интернет, чтобы быть в курсе всех хоккейных дел.
- Грег Граффин по-прежнему остается автором большинства произведений группы. Но, может быть, как и на предыдущем альбоме, ты тоже приложил руку к написанию песен?
- Грег обычно присылает нам демо-кассеты, мы их слушаем, пробуем привнести что-нибудь свое, комбинируем. Затем мы встречаемся и соединяем наши идеи - примерно так выглядит процесс написания песен.
- Из-за того, что вы живете в разных городах, вы, видимо, редко репетируете?
- Мы встречаемся перед выездом в туры и перед тем как засесть в студии для записи новой пластинки. Ты думаешь, почему нам так долго удается сохранять группу? Только потому, что мы так редко видимся.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета