Фестивали "M'Era Luna 2000" И "Doomsday 2000"
Фестивальный dark-август 2000 (фестивали “M'ERA LUNA 2000” и “DOOMSDAY 2000”)


Сегодня мой рассказ пойдет о двух крупнейших фестивалях европейской dark-сцены "M'ERA LUNA 2000" и "DOOMSDAY 2000", на которых мне повезло побывать нынешним летом.

"M'ERA LUNA Festival 2000", 12-13 августа, Hildesheim, Германия
Данный фестиваль с организационной точки зрения оказался на голову выше прошедшего под трагичным знаком финансового банкротства "Wave Gotik Treffen 2000" в Лейпциге, о котором мы вам уже подробно рассказывали. Дебют "M'ERA LUNA 2000", а это был первый фестиваль под данной торговой маркой, организованный профессиональным концертным агентством "Scorpioconcerts GmbH" из Гамбурга, произвел на меня только положительное впечатление. Все было продумано и отработано до мелочей, отсутствовал даже намек на хаос или неразбериху, которые случаются довольно часто, особенно если учитывать масштаб этого 48-часового двухдневного музыкального dark-марафона, на который прибыло более 30 тысяч зрителей из различных стран. Само действо состоялось на аэродроме "Drispenstedt" в пригороде немецкого городка Hildesheim, который, в свою очередь, расположен в тридцати километрах от столицы "EXPO 2000" Ганновера. На время фестиваля пришлась очень жаркая солнечная погода, которая, тем не менее, не мешала "людям в черном" наслаждаться праздником. Удобно расположившийся палаточный лагерь, занявший огромную площадь и напоминающий гигантский муравейник, по которому постоянно сновали фэны различных ответвлений dark-музыки в соответствующих одеждах или с минимумом ее (особенно это касалось "слабой" половины человечества: "черная сцена" с эротической точки зрения по праву считается одной из самых оригинальных и часто даже шокирующих). На фестивальной территории находилось также огромное количество торговых, в том числе винно-пивных, точек, но пьяных за два дня замечено не было вообще, хотя все постоянно потребляли предлагаемые повсюду не только безалкогольные напитки... Да, надо настолько любить себя и уважать других, чтобы избегать животного соблазна - превратиться на время в свинью, что, увы, в наших краях с некоторых времен стало типичной и, самое страшное, привычной картиной.
Выступления команд проходили на двух сценах - большой под открытым небом и немного меньшей, этак тысяч на 7 - 10, в здоровенном ангаре, где некогда в полной боевой готовности стояли НАТОвские истребители-бомбардировщики, нацеленные сами знаете куда. Иногда мне удавалось раздваиваться и успевать на обе площадки: спектр выступавших групп был достаточно широк, и не все из них отвечали моему субъективному вкусу, хотя я и не стремился убегать от того, что было мне "по барабану". Периодически я заглядывал в VIP-палатку, в которую имел доступ как журналист из Беларуси (м-да, пожалуй, единственная "акула" с постсоветского пространства), где можно было вдоволь отведать отличного пива "Beck's" и других прохладительных напитков, посмотреть и сделать фотографии раздававших автографы артистов "изнутри". С некоторыми из них удалось сделать эксклюзивные снимки.
Dark-локомотив двинулся с рельсов в субботу 12 августа ровно в 11.00. На главной сцене стартовали берлинские электро-металлисты UNKNOWN, а спустя двадцать минут в ангаре заиграли ZEROMANCER (экс-SEIGMEN, Норвегия), перебравшиеся в США и исполняющие мелодичную, но, на мой взгляд, совершенно неоригинальную, хотя в коммерческом плане очень выигрышную смесь готик-рока и электро с незначительными индустриальными добавками. И те, и другие не вызвали у меня особого всплеска эмоций, отыграли качественно и для своей публики, ряды которой перед сценами росли в геометрической прогрессии с каждой последующей выступавшей группой. Им на смену последовательно пришли LETZTE INSTANZ и THE 69 EYES, первые эксплуатируют кроссовер из классики, электроники, гитарных риффов и фолка, а вторые играют мрачный goth-rock-n-roll. Свой кайф фанаты групп получили, я же оставался спокойным созерцателем, отлучался утолить голод и жажду и потусоваться в VIP-палатке. Следующими были две немецкие банды: THE HOUSE OF USHER, играющие добротный goth-rock, и LITHIUM, изрыгавший из себя гитарно-индустриальное месиво, как мне показалось, не самой лучшей пробы. Взглянув одним глазом на мрачный punk-rock английского покроя в исполнении THE GODFATHERS на главной сцене, я отправился в ангар, где начиналось выступление SUICIDE COMMANDO. Несмотря на некоторую однообразность и прямолинейность композиций, их жесткие электро-индустриальные переливы не оставили камня на камне на головах заполонивших бывшее самолетное пристанище фэнов. Зал был забит до отказа и очень тепло поддержал спрессованный и очень энергичный гиг своих кумиров. Мне понравилось. На главной сцене в это время уже вовсю насиловали свои волынки и прочие средневековые штуки с вкраплениями современной электроники парни из TBA (мало чем отличающийся от оригинала сайд-проект TANZWUT). В ангаре зазвучал индастриэл старой школы в исполнении THE CASSANDRA COMPLEX. В это время TBA сменили FAITH AND THE MUSE со своими впечатлительными композициями, замешанными на старинных валийских и кельтских гимнах. Когда на главную сцену готовился взойти томный Marc Almond со своими классическими хитами, в ангаре рубились австрийцы из L'AME IMMORTELLE. Оба акта показались мне скучными, хотя у них нашлись свои фанаты. Гораздо интереснее было наблюдать за шоу готик-металлистов из UMBRA ET IMAGO во главе с их S&M-шок-фронтменом Моцартом. Материал последнего альбома "Mea Culpa" был воспринят на ура поклонниками маэстро, со своей похотливой свитой изображавшего сексуальные оргии...было весело! На главной сцене играли ветераны готик-сцены THE MISSION, подтверждавшие свой культовый статус. А в ангаре "сводный оркестр" из Швеции HAGGARD радовал души своих поклонников, к числу которых ваш покорный слуга не относится. Параллельно срывали аплодисменты AND ONE. Их мелодичный синти-поп пришелся по вкусу громадному количеству народа, хотя выглядели артисты устало. Далее были ANATHEMA, HIM (девушки от них, извиняюсь, просто писали кипятком) - этакие мрачные ЛАСКОВЫЙ МАЙ в положительном смысле. Ну и любят же их! Типичные мегастарз. Затем были TIAMAT с их готик-металлическими потугами. Пусть не обижаются металхэды, но метал во всех своих попытках слиться с электроникой терпит сегодня большущее фиаско. Ближе к полуночи завершали день легендарные THE SISTERS OF MERCY. Думаю, поклонники со стажем испытали истинное наслаждение, но для меня это просто достойная группа позавчерашнего дня.
13-го все начиналось строго в 11.00: на главной сцене появились MERLONS, скрещивающие в своем саунде средневековые мотивы и современные гитарно-электронные составляющие, - смотрелись неплохо, но публики было маловато. Большинство все еще видело сны в своих палатках. В ангаре пикировали в dark-wave-атаках NEAR DARK, а на главной сцене готовилась выступать мелодичная industrial-ebm-формация из США STROMKERN, но публики было еще маловато. Тем удивительнее было увидеть заполненный до отказа ангар во время концерта MILA MAR. Удивительная группа (!!): продуманное шоу, сплав этноэзотерики, красивейших мелодий, разноплановых трибальных драм-секций, украшенных ожерельем из чувственной электроники и харизматического женского вокала. Группа меня задела. Последовавшие выступления ILLUMINATE на главной сцене и ESTAMPIE на малой прошли мимо, так как я начал фотоохоту на некоторых интересных личностей. Например, на хэдлайнеров второго дня PROJEKT PITCHFORK. Также неожиданно в VIP-палатке появились голландцы CLAN OF XYMOX, которые не выступали на фестивале, а были его почетными гостями. Ребята были любезны, и я сделал с ними несколько снимков на память.
Посмотрел выступление норвежцев MADRUGADA - не думал, что аккордеонное звучание может так классно вписываться в меланхоличные электронно-гитарные коллажи группы. Очень красиво и эмоционально, более "взрослая любовь", на мой взгляд, чем у их скандинавских коллег из HIM. Также порадовали классным выступлением романтические рыцари готической ностальгии DIARY OF DREAMS: с одной стороны, очень нежно, а с другой - мужественно. Настоящая goth-романтика, перед которой устоит не всякое "черненькое создание". На большой сцене играли OOMPH - энергично, но предсказуемо - индустриальная металкор-штамповка. Португальцы из AENIMA ничем особенным не удивили - мелодичный готик-рок с женским вокалом и немножко электроники. А вот специфическая микстура из поп-, wave- и electro-ингридиентов EVIL'S TOY на поверку оказалась приятной. Супервпечатления остались у меня от выступления культовой фигуры dark-сцены, активной с 80-х и во многом инспирировавшей техно-движение Anne Clark. Очень своеобразный и порой минималистичный электронный саунд, удивительно гармонирующий с поэтической манерой пения. Классика! В ангаре же мне удалось компенсировать с лихвой не увиденное на "WGT" выступление германского электро-ВДВ - FUNKER VOGT. Трио в оранжевых костюмах парашютистов во главе с фронтменом в шотландской юбке произвело в зале адреналиновую диверсию. У "функеров" было хорошее настроение, они не просто играли свой забойный материал с разных альбомов (преимущественно с двух последних), но и шутили на сцене, носились как черти - фэны отвечали взаимностью. Philip Boa & THE VOODOO CLUB порадовали своих фэнов, а VELVET ACID CHRIST - меня и многих других. Легендарные THE FIELDS OF THE NEPHILIM во главе с "ковбоем из ада" Carl McCoy после десятилетнего перерыва доказали, что их рано списывать со счетов. VNV NATION осчастливили многочисленную толпу своих поклонников танцевальными ebm-подарками. PROJECT PITCHFORK в очередной раз подтвердили статус выдающейся группы, особенно любимой у себя на родине. Саунд команды достаточно своеобразен и узнаваем, по сегодняшним меркам, возможно, не слишком современен, но их харизма, суперфутуристичное шоу и особый дух, постоянно подпитываемый любовью фэнов, обеспечивают для любой публики только положительные эмоции - так закончился фестиваль "M'ERA LUNA".

"DOOMSDAY THE ORKUS FESTIVAL 2000", 19-20 августа, Dresden, Германия
Двухдневный фестиваль в красивейшем саксонском городе Дрездене, культурном и историческом центре Восточной Германии, уже за полгода до своего открытия вызвал невероятный интерес прежде всего у электро-индустриальных фриков. Причина: выступление культовой канадской индустриальной формации из Ванкувера, инспирировавшей не одно поколение сцены, - SKINNY PUPPY, чей последний концерт в Германии состоялся 12 лет (!!) назад, а сам проект официально распался в 1995 году после смерти от передозировки наркотиков клавишника Dwayne Goettel. Оставшиеся участники группы Nivek Ogre и Cevin Key посвятили себя различным сольным проектам (DOWNLOAD, PLATEAU, TEAR GARDEN и RX-RITALIN...). Я не буду говорить о том, какую роль сыграла канадская команда в становлении индустриальной сцены, приведу лишь один факт: в середине 80-х свои первые шаги в ее составе сделал не менее культовый маэстро Bill Leeb, фронтмен FRONT LINE ASSEMBLY и DELERIUM. Поэтому известие об эксклюзивном выступлении канадцев в Дрездене повергло фэнов в состояние эйфории и любопытства, тем более, что было заявлено всего лишь о единственном live-гиге и специально подготовленном концептуальном перфомансе для аудио- и видеозаписи live-альбома "Back And Forth Vol. 5 Doomsday". Снова забегу вперед и скажу, что они выступили и увиденное действительно стоило того.
При освещении данного фестиваля я буду краток и о других, не менее классных командах упомяну лишь мимоходом, так как я ехал специально на "последнее танго индустриальной любви" в исполнении SKINNY PUPPY Фестиваль проходил на зимнем ледовом стадионе под открытым небом, фэнов прибыло около 35 тысяч (большинство исключительно ради канадцев, и поэтому было замечено много гостей с американского континента). С точки зрения сервиса все было организовано неплохо, но в меньших масштабах, чем в Hildesheim. В рядах зрителей я заметил немало музыкантов "черной сцены", причем довольно знаменитых. Погода была супер - очень жарко и солнечно... за исключением одного сюрприза, о котором ниже.
Суббота, 19 августа, 15. 00 - на единственной фестивальной площадке под открытым небом стартуют, сменяя друг друга, UNHEILIG, ILLUMINATE, ZEROMANCER, LETZTE INSTANZ, некоторые из которых были и на "M'ERA LUNA", чего-то особенного в их выступлениях мною замечено не было. А вот DE/VISION, впервые увиденные в live-варианте, понравились. Их сменили волынщики IN EXTREMO, а затем Phillip Boa. Далее были мои фавориты этого фестивального дня - WOLFSHEIM. Супер!!! Красивое шоу, цветовое решение и оформление сцены, спецэффекты и минималистическая, спокойная манера держаться на сцене без лишних движений и судорог. Не устою перед соблазном еще раз порекомендовать любителям мелодичного синти-попа альбом WOLFSHEIM "Spectators" (трек "Кuenstliche Welten" является моим персональным гимном самому высокому чувству). Последними в этот день выступали SISTERS OF MERCY.
Ночью я со знакомой готической парочкой отправился на вечеринку в самый мощный дрезденский "черный" клуб "Бункер", расположившийся в помещении бывшего завода из красного добротного кирпича. Клуб имел два танцпола, один из которых был сопоставим по размерам с хорошим спортзалом, другой был поменьше и находился в катакомбах. В многочисленных переходах клуба было несколько чилл-аут-зон, бары и много разношерстной "черной" публики. Входной билет стоил 7 DM.
В воскресенье после обеда фестивальное действо переступило экватор: в три часа дня на сцену поднялись ACCESSORY, затем гамбургская синти-поп-EBM-формация PHILTRON, увиденные мною уже в третий раз за минувшее лето VAC. Шведы COVENANT устроили настоящую взбучку, их выступление здесь понравилось мне даже больше, чем на "WGT". И снова пришлось увидеть AND ONE, чье шоу было просто великолепно: они смотрелись свежо и раскованно, много шутили и дурачились, дарили всем хорошее настроение. Но еще во время выступления шведов к фестивальной площадке стали подтягиваться фанаты канадцев с целью занять самые выгодные места. Я, разумеется, был в их числе. После выступления AND ONE сцена примерно на час была закрыта огромным черным занавесом, за которым устанавливалось необходимое оборудование и декорации для выступления SKINNY PUPPY. Я "повис" на ограничительном барьере перед самой сценой. С каждой минутой давка усиливалась, вокруг меня были в основном американцы, канадцы, французы, испанцы, немцы, то есть полный интернационал. Жара и духота стояли страшные, волнообразные движения многотысячной толпы нарастали, секьюрити периодически поливали ее водой из мощных шлангов. Все ждали легенду.
И вот занавес поднялся, слева за огромной навороченной ударной установкой за неким подобием металлической ограды с подвешенными на ней куклами, деталями пилорам, пиротехнических установок и прочего стильного металлолома взгромоздился Сevin Key - и понеслось! В центре были установлены два огромных видеоэкрана: один в форме трехсторонней пирамиды, а другой - огромных размеров, с просто фантастическим видеорядом. Справа были установлены футуристические инсталляции (от трепанируемого черепа до подвешенного резинового существа, напоминающего по формам женскую особь явно не из нашей галактики). Знаете, я просто не в состоянии найти слова, чтобы описать увиденное, тем более, что сценический перфоманс был концептуально срежиссирован и имел мысль и идею в развитии, которую я воспринял как протест против насилия во всех формах по отношению к человеку и просто ко всему живому. Появление Nivek Ogre сопровождалось шквалом оваций. Он не просто играл, он проживал жизнь на сцене, горел "живым" огнем, страдал, мутировал, превращался в зомби и пел. Были исполнены все самые известные вещи. Фактически, в ускоренном режиме сегодняшнего времени музыканты заново прожили свою творческую жизнь. Шоу прошло на одном дыхании, и на сцене происходило столько интересного, что словами я это описать, увы, не могу. Это было действительно "последнее танго любви" знаменитой группы. Но последнее ли? Как только умолкли овации, проводившие знаменитую группу, всех ожидал неприятный сюрприз: пошел такой ливень, какого я в жизни не видел, - все вокруг скрылось за сплошным занавесом водяных потоков, слышались страшные раскаты грома и стреляли молнии... Это было не тихое всхлипывание и даже не плач - это были рыдания...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета