статья


Underworld
Живое электронное волшебство



UNDERWORLD имеют полное право называться группой двадцать первого века. Они сделали электронную музыку популярной, а их собственный стиль узнаваем и неповторим. Карл Хайд и Рик Смит начинали еще на заре 80-х с синт-поп-группой FREUR, с которой выпустили два альбома, "Doot Doot" (1983) и "Get Us Out Of Here" (1986). Одноименная вещь с первого альбома является одним из гимнов новой волны и до сих пор входит в соответствующие ретро-компиляции. С приходом в группу, к тому времени сменившую название, молодого ди-джея Дэррена Эмерсона творческий процесс теперь уже трио получает второе дыхание. Об этом периоде, связанном с записью великолепных альбомов "Dubnobasswithmyheadman" и "Second Toughest In The Infants", я уже в свое время писал в "МГ". Сейчас на подходе новый концертный (!) альбом UNDERWORLD, пропустить такое мимо внимания невозможно, вот и вспомним, что происходило с группой в последнее время.

В первой половине 1999 года наконец вышел очередной альбом группы, "Beaucoup Fish". Первым синглом к нему стал "Push Upstairs", за которым вышли "Jumbo", "King Of Snake" и "Bruce Lee". После выхода альбома был сделан ряд ремиксов, самые известные из которых следующие:
• Rob Rives & Francois K. Main Dish remix of "Jumbo";
• Dave Clarke remix of "King Of Snake";
• Fatboy Slim remix of "King Of Snake";
• MICRONAUTS remix of "Bruce Lee";
• SALT CITY ORCHESTRA remix of "Cups".
На композиции "Push Upstairs", "Jumbo" и "King Of Snake" были сняты видеоклипы, самым интересным из которых является, наверное, первый, сделанный Грэмом Вудом. Заслуженно культовый статус и безусловный музыкальный авторитет группы сделали свое дело: эти клипы стало возможно увидеть не только в специальных программах об электронной музыке, но и в обычных эфирах музыкальных телестанций.
Альбом получил в основном положительные, а иногда и восторженные отклики. Журнал "MixMag" написал: "Эссекские техно-короли вернулись с очередным классическим образцом". "Стандарты UNDERWORLD всегда были очень высоки, и даже в их рамках этот альбом блистает непредсказуемым совершенством", - написал "Melody Maker", одаривший эту работу пятью баллами из пяти. А обозреватель газеты "Sunday Telegraph", поставившей "Beaucoup Fish" на первое место в хит-параде альбомов 1999 года, добавляет: "Это просто чистое, крышесносящее техно, которое заставляет вас радоваться жизни... О господи, я послушал этот альбом в первый раз и так его полюбил, что он почти заставляет меня плакать".
Альбом действительно получился отличный. Приятный, воздушный хаус первого трека переходит в тяжелые электронные риффы "Push Upstairs", демонстрирующей новый уровень, на который поднялась музыка UNDERWORLD. Затем идет просто невероятный фанковый "Jumbo", полный красивых синтезаторных аккордов и линий аналогового баса. После этого полминуты гитарного абстракционизма возвещает о приближении "Shudder/King Of Snake", дискотечного боевика. Пятым треком идет странный, печальный "Winjer", а затем - баллада "Skym". Слушая следующий трек в первый раз, многие восклицали: "Это UNDERWORLD?!". В самом деле, "Bruce Lee" - самый нетипичный для группы трек на этом альбоме, эдакий гитарный хип-хоп. Но свежий, агрессивный техно-саунд "Kittens" все расставляет по своим местам. За ним следуют "Push Downstairs" (трип-хоп версия "Push Upstairs", чем-то напоминающая "Stagger"), сочный и задушевный техноид "Something Like A Mama" и мрачная поэма экстаза "Moaner".
После выхода "Beaucoup Fish" группа концертировала, в том числе выступала на крупных фестивалях ("Glastonbury", дублинский "Homelands Festival", калифорнийский "Coachella Music Festival"). Альбом номинировался на "Mercury Awards 1999", среди записей Beth Orton, CHEMICAL BROTHERS, FAITHLESS, Talvin Singh и других британских артистов. Карл Хайд ответил в Интернете на вопросы слушателей (впрочем, не менее активно интервьюировали и других участников группы). Из его ответов можно узнать, что он не следит за тем, что носит, но ему нравится одежда фирмы "Urban Action"; что UNDERWORLD не нуждаются для пущей популярности в написании саундтреков к кино, а создают свои фильмы; лирика группы не испытала влияния Вильяма Бэрроуза, хотя и похожа на его творчество; музыка, которую они слушают, - это Junior Brown, Corey Harris, THE LAST POETS, THE PINK FARIES, Captain Beefheart, SUN HOUSE, cajun music, African gospel music, CHICAGO (first album), music of Madagascar, Ali Farka Toure ("Radio Mali"), Johnny Guitar Watson, THE GROUNDHOGS, ARVO PART, Miles Davis... и много другой информации можно почерпнуть из этого интервью.
Все-все
Уже в конце 1999 года стало доподлинно известно, что следующим проектом UNDERWORLD станет концертный альбом, выпущенный как DVD, CD и видео. Еще за год до этого Рику Смиту представилась возможность поэкспериментировать с микшированием в формате "Dolby digital 5.1" и "Surround sound" в Strongroom Studios. За несколько дней он изучил возможности 5.1, и результаты ему очень понравились. В 1999 году группой была приобретена мобильная система и девять камер для того, чтобы записывать UNDERWORLD во время турне, которые к тому времени возобновились. "Чтобы заплатить за это, нам пришлось вывернуть карманы", - с усмешкой сказал Рик. Идея зафиксировать фонтанирующую энергию и моменты медитации на концертах группы принадлежала ему. Лучшим вариантом для этого стал диск DVD. Главный техник из персонала UNDERWORLD, Малкольм Корбетт, шесть недель налаживал огромные аудиосистемы "Pro tools", чтобы Рик мог гибко и продуктивно работать в "Dolby 5.1", микшируя различные аудиоэлементы для DVD. Тем временем Карл и John Warwicker (их старый приятель еще по FREUR и учрежденной позже дизайнерской фирме "Tomato") отсматривали видеоматериал и обсуждали возможности DVD, употребляя при этом выражения вроде "3-d techno", "ambient text" и тому подобные. На самом деле им пришлось столкнуться с кучей проблем, начиная от нестыковки разных аудиосистем и заканчивая взаимоадаптацией картинки и звука, но я не буду на этом останавливаться.
В начале 2000 года арт-компания "Tomato" обзавелась новым сайтом, http://www.tomato.co.uk. В январе же UNDERWORLD записали новую вещь для саундтрека к фильму Дэнни Бойла "The Beach", которая называется "Eight Ball". Саундтрек вообще получился классный, полный новой музыки от известнейших электронных групп ORBITAL, NEW ORDER, LEFTFIELD и других. 25 апреля поступило официальное подтверждение довольно грустной новости: Дэррен Эмерсон окончил все взаимоотношения с группой. Разрыв произошел спокойно и без скандала. Дэррен вернулся к ди-джеингу, а 11 сентября вышел его первый сольный сингл "Scorchio". UNDERWORLD продолжает свое существование как дуэт, участвуя в некоторых летних фестивалях (в том числе в Японии, Уэльсе, Бельгии, Нидерландах). Например, они принимали участие в празднике десятилетия компании "Junior Boy's Own" "Lost In Music", проходившем в лондонской "Астории". Можно их было видеть и по ТВ: 2 августа группа исполнила "Push Upstairs" на MTV Europe, а недавно участвовала как ди-джей (против "своих", VJ Tomato) в видеомиксе программы "2Step" на Viva zwei. К этому времени уже везде вовсю крутился клип "Cowgirl (live)", первый сингл из альбома.
15 июня стало известно, что выходящий в начале осени концертный альбом/DVD будет носить название "Everything, Everything", а еще немного позже был опубликован его трек-лист в варианте компакт-диска: 1. "Juanita/Kiteless". 2. "Cups". 3. "Push Upstairs". 4. "Pearl's Girl". 5. "Jumbo". 6. "Shudder/King of Snake". 7. "Born Slippy Nuxx". 8. "Rez/Cowgirl". Вообще, перенести атмосферу "живого" концерта на экран телевизора или на звуковой носитель - задача практически невыполнимая, хотя и желанная для многих исполнителей. Часто запись "живого" концерта - нечто вроде тусклого ксерокса оригинала. Благодаря объемному звуку 5.1 и DVD это стало более реальным. Выходящий 9 октября девятигигабайтный двусторонний DVD UNDERWORLD "Everything, Everything" разделен на две основные части. Вначале пользователь выбирает один из трех языков (английский, японский или уэльский, родной для Смита) и один из двух форматов ("Dolby Digital 5.1", "Surround" или "Stereo"). Затем возникает главное меню, предлагающее опции "Everything, Everything", включающее 90 минут "живого" концерта и 90 минут визуальной радости от "Tomato" с соответствующим саундтреком. Есть тут и два эксклюзивных трека, исполненных под аккомпанемент "Tomato". На самом деле еще куча приятных сюрпризов, музыки, картинок и текста. А специфика DVD-ROM делает пользователя не пассивным реципиентом, а активным участником и сотрудником в творчестве. В конце августа состоялись превью DVD в клубах по всей Британии, а вскоре его смогут приобрести все желающие. Конечно, аппаратура, воспроизводящая DVD, есть далеко не у всех, но любой человек зато может купить CD. Этот замечательный аудиодокумент вышел 12 сентября 2000 года.



Павел КАНАШ

© 2005 музыкальная газета