статья


LL Cool J
Возвращение черного Казановы



Когда-то этот американский парнишка был застенчивым, как мокрица. Ему очень хотелось нравиться противоположному полу. Так в его фантазиях родился рэпперский псевдоним Ladies Love Cool James (LL Cool J), и мистер Джеймс Тодд Смит добился все того, о чем даже не мечатал. Теперь с 20 миллионами проданных записей и множеством киноролей он самый успешный рэппер всех времен и один из самых перспективных черных актеров современности.

Вы не ошибетесь, если обратитесь к нему с просьбой напеть или прозаически выдать вам свои воспоминания о тех днях, когда хип-хоп только входил в моду, но уже представлял собой одно из замечательнейших шоу на Земле. Был он и свидетелем того, как кучка внезапно появившихся эмсишников могла проигрывать, к примеру, мало чем выдающуюся песенку "Got To Be Real" целый час в различных вариациях и сделать из нее настоящую классику брейкбита. Вульгарно толстые золотые цепи еще не сковывали шеи крутых представителей современности, а доступными даже клерку-середнячку сотовиками они не копались в носу, одновременно грызя их и используя по назначению. Только что появилось MTV, но с рэпперами там разговор был короткий. Расспросите его о прошлом хип-хопа, и этот вечно "упакованный" в бейсболку и полуспортивный-полушабашный прикид парень сможет припомнить не только слова из своих песен. Просто сейчас он кумир миллионов, а люди любят копаться в подноготной их восхождений...
Если бы 32 года назад журналисты узнали вдруг, что летом этого (я имею в виду 1968-го) года в самом эпицентре метаморфоз негритянской культурной жизни Америки - нью-йоркском районе Куинс - появится на свет один из первых знаменитых рэпперов на планете, думаю, день 16 августа стал бы самым примечательным и беспокойным в истории самого обыкновенного американского роддома. Наверняка пристальное внимание к персоне Джеймса Тодда Смита надоело бы в первую очередь ему самому. Но как бы то ни было, сколько он себя помнит, Джеймс держал в голове смелые мечтания оказаться на вершине славы, и рано или поздно он заявил бы о себе в любом случае (с поддержкой прессы или же без таковой).
Так вот, начиная с девяти годков этот парень уже ощущал себя центром пускай небольшой, но вполне сформировавшейся компании. Именно в таком возрасте он приобщился к рэпу, и, надо сказать, не без успеха. В 11 лет он уже главенствовал в местной рэп-команде, а уже в 13 стал записывать собственные домашние демо. С родителями ему явно не повезло. Когда ему было 4 года, они разошлись, а Джеймс остался на попечении бабушки с дедушкой. Благо дед у него оказался просто мировой - купил ему один весьма функциональный наборчик, да такой, что любой новичок позавидует. Однако спешу вас немножко охладить: эта ди-джейская установка была преподнесена Джеймсу отнюдь не по его глубокому желанию. Это была замена первоклассному велику, который Джеймс присмотрел для себя и о котором в действительности очень мечтал.
Кроме того, у деда была огромная коллекция мировой джазовой классики, и внучок знал многие импровизации наизусть. Помимо хип-хопа и джаза парня всегда интересовал ритм-энд-блюз, которому было посвящено любимое им телешоу "Soul Train". Короче, он впитывал в себя все стили и постоянно горел желанием начать карьеру музыканта.
Очередным этапом осуществления его мечты стала рассылка накопившихся демо-записей в адрес немногочисленных лейблов, которые пока еще неохотно, но все-таки брались за выпуск и раскрутку рэпперских записей. Пребывавшая в младенческом возрасте звукозаписывающая компания Def Jam Records, которую только что открыли Рассел Симмонс и Рик Рабин, тогда еще студенты нью-йоркского университета, первой отреагировала на присланное. Она-то и стала на долгие года надежным парнтнером талантливому юноше, который очень скоро чудесным образом превратился в суперзвезду рэп-музыки.
В ноябре 1984 года дебютный сингл 16-летнего рэппера LL Cool J, который бросил ради музыки школу, "I Need A Beat" стал таким же дебютом и для самого лейбла Def Jam. Годом позже, когда Def Jam перешел под опеку лейбла Columbia, первый альбом "Radio" дамского любимчика Джеймса - тогда он только мечтал об этом - стал первым альбомом, вышедшим на этом небольшом малобюджетном лейбле. Диск моментально очутился в дискуссионной атмосфере. К примеру, издание "Village Voice" навесило на него следующий весьма лестный ярлык: "самый достойный и оригинальный рэп-альбом года", и это неудивительно, потому что в первой половине 80-х годов о конкуренции между рэпперами и говорить не приходилось!
Осень следующего года стала первой свидетельницей кинодебюта песни мистера Смита. В саундтреке картины "Krush Groove" оказался его трек "I Can't Live Without My Radio". А еще через год LL отправился в победоносное мировое турне в компании с набирающими популярность RUN-DMC, кстати, очень повлиявшими на стиль Cool J, и прогрессирующими с каждым годом BEASTIE BOYS. В мае 1987 года выходит второй диск крутого Джеймса, продюсерами которого выступило трио из образовавшейся рэп-группировки так называемого Западного побережья, известное под названием L.A. POSSE, ну и, конечно, сам LL Cool J. "Bigger And Deffer" практически синхронно со своим рождением стал "окупать" свое имя, вызывая бурные и продолжительные ливни из престижных музыкальных наград. В 1987 году мультиплатиновый статус рэп-альбома мог показаться откровенной галлюцинацией, но это произошло на самом деле, и солидные издания типа "Melody Maker" не могли удержаться от негодования и в то же время восхищения подобными достижениями. LL Cool J был назван "первым тинейджерским рэп-идолом"! Кстати, этот драгоценный альбом включал в себя два замечательных сингла, достигших значительных регалий в хит-параде "черной" музыки журнала "Billboard". Сначала "I'm Bad" вскарабкался на 5-е место, а затем уж приятная рэп-баллада "I Need Love" (кстати, первая в истории рэпа), которая наконец-то закрепила за ним репутацию женского угодника, и вовсе довершила разгром позиций старожилов чартов - он скромно возглавил "горячую" сотку синглов.
Лето 1987 года Джеймс провел в компании с PUBLIC ENEMY, Eric B. & Rakim, Whodini и Doug E. Fresh. Это знаменательное совместное турне дэфджемовских членов можно было назвать "80 дней вокруг Америки". Вот что писала о "живом" LL Cool J местная пресса: "Достаточно только охватить сцену хотя бы рассеянным взглядом - и становятся очевидными причины, по которым его считают культовой личностью. Его движения слегка напоминают харизматичного Мохамеда Али в его лучшие годы на ринге, настолько он владеет пластикой тела и свободно распоряжается голосом... Однако его сексуальные движения однозначно напоминают Принца". Потрясающе, девчата стали ходить на его концерты и кричать так же часто, как и их сверстницы несколькими поколениями раньше визжали от рок-н-ролла и ритм-энд-блюза.
Его очевидный успех приоткрыл дверцы для продвижения начинающих рэп-артистов, которых он просто вдохновлял. К тому же крутой Смит стал получать весьма лестные предложения о сотрудничестве от самых известных людей. К примеру, первая леди Штатов Нэнси Рейган сделала его ведущим исполнителем, поддерживающим антинаркотическую кампанию ее фонда, а популярный телевизионный канал NBC с легкостью предоставил ему аудиенцию в престижной программе "Saturday Night Live", где Смит исполнил свой свежий сингл "Go Cut Creator Go". Думаю, нелишним также будет упомянуть, что знаменитый женский журнал "Playgirl" поместил его имя в десятку самых сексуальных музыкальных звезд.
После серии благотворительных концертов в Африке в мае 1989 года крутой Джеймс записал свой третий альбом "Walking With A Panther" с пилотным синглом "Going Back To Cali", который попал в саундтрек прекрасно принятой картины "Less Than Zero". Дамский угодник знал, что существует несколько путей, чтобы забраться на гору. Он припомнил закономерный успех романтической баллады "I Need Love" и на время забыл о своей внешней крутизне, наклепав целый воз рэп-баллад, чем отпугнул определенную часть своих поклонников, переметнувшихся в гангста-лагерь, но добыл еще одну платину для своего диска. Хотя реализм уличного существования и ущемления прав людей с цветной кожей все-таки и здесь получил свое место в не меньшем количестве зарисовок, однако не только это он хотел донести до своих слушателей. "Подростки приходят на мои концерты, чтобы развлечься, а не для того, чтобы услышать в очередной раз, как несовершенен и безжалостен этот мир, - разъясняет LL. - Я не пропагандирую насилие и наркотики в своих песнях". Напротив, ввиду засилья на его родине этих пагубных вещей он становится на сторону ярых противников "искусственного блаженства".
Добрую половину 1990 года LL провел в студии Marley Marl, который стал сопродюсером его следующего альбома "Mama Said Knock You Out", появившегося в продаже в сентябре того года. Он принес автору четыре хит-парадных сингла (особенно хочется отметить заглавный и "Around The Way Girl"), большинство из которых доходило до первого места.
После засветки Джеймса в титрах фильма "The Hard Way" в мае этого же года MTV впервые в своей истории транслировало акустический концерт "Unplugged" рэп-артиста, которым, естественно, стал LL Cool J. Не ослабевала и социальная работа артиста. Совместно с другими рэпперами он принял участие в программе по возвращению забытой подростками необходимости посещения школы, а также привлекал внимание молодых людей к чтению книг и посещению библиотек. "Be cool... stay in school!" - гласил призыв рэппера, и, к удивлению многих, он действительно сработал. Джеймсу и компании удалось доказать подросткам, что посещение школы гораздо круче и интереснее, чем безделье на улицах. А еще, чтобы хоть как-то помочь молодежи родного квартала, да и не только ей, Кул основал фонд "Camp Cool J Foundation", который до сих пор функционирует и каждое лето задействует подростков в образовательных, культурных и иного рода программах.
В 1992 году Смиту захотелось вновь ощутить себя в актерской шкуре. Он снялся в картине Барри Левинсона "Toys" и получил от этого массу свежих впечатлений и удовольствия. Именно эти съемки стали предвестниками образования Джеймсом новой молодежной организации "Youth Enterprises", которая была призвана сплотить под началами спорта и тяги к знаниям многих подростков Америки.
Реализованный в 1993 году его пятый альбом "14 Shots To The Dome" показал крутого Джеймса. Здесь не было ни одной вещи, которую бы он не делал лучше в прошлом. Следуя модным течениям, он мог смело назвать себя гангста-рэппером (см. название альбома) и вновь отхватил "платину". К тому времени его девятилетняя более чем успешная рэп-карьера позволяла ему варьировать в пределах стиля. Еще бы, ведь в 24 года он уже был "динозавром" рэпа.
Эксперименты прекратились уже во время записи следующего альбома "Mr. Smith". Относительно старые сэмплы (в основном это чистый соул начала 80-х) и лирика на привычные каждому слушателю темы любви, хип-хопа и самого мистера Смита вернули прежние позиции LL Cool J и даже сделали этот мультиплатиновый диск самым успешным в карьере рэппера, что также во многом нагнеталось несколькими его актерскими и телевизионными (роль травмированного футболиста в сериале "In The House", рекламные съемки для Американской бейсбольной лиги, модельной линии "Fubu", которая принадлежит его старым друзьям, и компании "Coca-Cola") работами. Несмотря на наличие грязной лексики в некоторых песнях, например, в "Doin' It", которой ныне заинтересуешь лишь 13-14-летних юнцов, LL вряд ли действительно был героем этих композиций. Никакой он не гангстер, каким хотел казаться в последние два-три года! И меланхоличная история неудачника в любви в "Hey Lover" лишний раз доказала это, сразив наповал своей нежной лирикой и бэк-вокалом специально приглашенных BOYZ II MEN. Крутой Джеймс ничего не смог поделать со своей природной добротой и человечностью, а его фэны почувствовали это и простили ему все предыдущие кривляния. В том же 1995 году Кул, ранее встречавшийся с Кидадой Джонс, дочкой самого Куинси Джонса, женился на своей школьной подружке Симоне. До свадьбы у них уже было по ребенку и вскоре родился общий. Итак, теперь у них один мальчик Найджи и две девочки Италия и Самария, огромный семейный мини-вэн со всеми удобствами и два роскошных дома в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. И кто после этого назовет раймы счастливого отца троих детей вульгарными и поставит на его альбомы штамп "Осторожно, ненорматиная лексика!"?! Нет, LL о другом складывает рифмы. По нему, вместо того, чтобы вкладывать деньги и силы в удовлетворение своих пагубных потребностей и зависимостей, нужно лучше заботиться о ближних и своем здоровье. Правду говорят, опыт приходит с годами!
После выпуска в ноябре 1996 года альбома-сборника шестнадцати своих лучших синглов гражданин Смит не стал надолго залегать на дно и ровно через год осилил новый альбом "Phenomenon" с серией очень сильных синглов "4,3,2,1,", "Phenomenon", "Father" и "Hot, Hot, Hot". В записи альбома ему помогали Puff Daddy, Babyface, THE TRACKMASTERS, Busta Rhymes, Redman и Method Man, LeShawn, THE LOST BOYZ, Prestige, L.E.S. и множество других видных фигур в черной музыке. Этот альбом получился, пожалуй, наиболее интроспективным в дискографии Cool J, и ему не составило большого труда в очередной раз стать мультиплатиновым.
Незадолго до его релиза вдруг вспыхнула настоящая словесная война между Кулом и молодой рэп-звездой Canibus, как в свое время между Дре и Изи, Бигги и Тупаком. История этой перебранки уходит своими корнями в то время, когда LL записывал вещь "4, 3, 2, 1" для "Phenomenon". Кулу очень понравился стиль Canibus, и он пригласил паренька сбацать что-нибудь вместе на этом треке. Но Canibus, по мнению Cool J, решил сделать на этом их коллаборейте себе имя и без ведома LL вставил в текст песни одну строчку ("L, is that a mic on your arm? Let me borrow that."), которая показалась маэстро слишком наглой. У них произошла словесная перепалка, Кэн был согласен изменить свою часть текста в обмен на то, чтобы Кул изменил свою партию и был с ним на равных, но столкнулся с таким феноменом великих рэпперов: они всегда стоят на своем и не меняют своих текстов. И в "Phenomenon" Canibus предназначалось целое четверостишье: "Tearing every MC at the game/To play yourself out position and mention my name/I'll make a rhyme for every syllable in your name/Go platinum for everytime you rhyme **** on a train/Watch your mouth, don't ever step out of line/LL Cool J, greatest of all time". И пошло-поехало, как в свое время LL Cool J давал жару Ice-T и Kool Moe Dee. Естественно, Кэн захотел ответить LL в том же духе на своем альбоме. Когда Кул узнал об этом, он захотел лично встретиться с парнем и попробовал уговорить того не давать зеленый свет своей вещи "2nd Round Knockout", где Кэн вместе с бывшим корешем Кула, скандально известным боксером Майком Тайсоном изобличали LL по полной программе: "I'm gonna let the world know the truth/you don't want me to shine/You study my rhyme/then you laid your vocals after mine/That's a b**** move/something a **** rapper would do/So when you say that you're platinum/you're only droppin clues/I studied your background/read the book that you wrote/searched your footnotes/'bout when you used to sniff coke". Но все тщетно. К тому же Кэн высмеял его старый имидж в клипе на эту песню. Этот конфликт продолжился в двух других обвинительных вещах, и, похоже, каждый остался при своем мнении. Оба требовали уважения к себе.
Ну а мы все-таки вернемся к карьере LL Cool J. В 1997 году LL получил престижнейшую награду "MTV Vanguard Award" за свои исключительные видеоклипы и тем самым встал в один ряд с Мадонной, Куинси Джонсом, GUNS N' ROSES, R.E.M., Томом Петти, Дженет и Майклом Джексонами. Тогда вышла книга его мемуаров (автобиография "I Make My Own Rules"), в которой он рассказал о трансформации своего кошмарного детства в зрелую правильную юность, а потом и в блестящую рэпперскую карьеру.
Но особенно основательно в последние годы активизировалась его актерская карьера. Если в 1997 году он в основном играл самого себя в комических ролях ("B.A.P.S.", "Touch"), то уже в 1999 году он снялся в трех высокобюджетных картинах: "Any Given Sunday" (Оливера Стоуна), "Deep Blue Sea", "Halloween H2O" и "In Too Deep", где феноменально сыграл, если можно так сказать, совестливого наркодилера (в первых двух случаях он также продюсировал саундтреки). Выходит, неслучайно на него теперь делают ставку в Голливуде. Сейчас идут съемки его новой картины "Rollerball", римейка одноименного классического фильма 70-х годов.
Но LL нарасхват не только в кино, но и в его любимой музыке. Недавно он записал сенсационный коллаборейт с RED HOT CHILI PEPPERS "I Make My Own Rules" (так же, если помните, называется и его автобиография) для саундтрека к картине "Private Parts". В самом ближайшем будущем он планирует открыть свой собственный лейбл Rock The Bell Records и, как это было модно в конце 90-х, свою обувную марку Najee (по имени сына). А совсем недавно, в середине сентября, он выпустил свой новый альбом "G.O.A.T. Featuring James T. Smith: The Greatest Of All Time". Многие вещи родились у него после посещения знаменитой тюрьмы "Rikers", в которую он наведывался целую неделю прошлым летом. Его поразили адские условия существования заключенных, и Кула как подменили. Этот альбом не похож ни на один его диск 90-х годов. Его пропитывают истинные чувства, которыми наполнены сердца людей, попавших в неприятные жизненные ситуации. Где-то он даже вспомнил себя в детстве, которое было не таким безоблачным, как может показаться при прослушивании его любовных мелодий середины 90-х. LL здесь какой-то чересчур обозленный на оппонентов. Досталось и Кэнибусу, который недавно обозвал его "homo rapper dripping with wack juice" (на треке "Back Where I Belong" есть слова: "I hate to be responsible for destroying your career/ A one-hit wonder - no wonder you dissapeared"), и комедийному актеру Джеми Фоксу, с которым у него конфликт со времени их совместных съемок в картине "Any Given Sunday" ("He Pussy, and plus he ain't funny as Chris Rock" на "You Can't Fuck With Me"). В общем, война у микрофона еще не закончена. Но в целом это действительно достойный альбом. Чего стоит один лишь длинный список продюсеров и гостей. Тут и вездесущие TRACKMASTERS, и DJ Skratch с Q-Tip, Vada Nobles, Da Rockwilder, DMX, Method Man, Redman, Ja Rule, Kelly Price, Snoop Dogg, Xzibit, Jayo Felony, Case, Funkmaster Flex, Prodigy и новичок из Куинса Tikki Diamondz. Многое говорит за то, что это лучшая работа черного Казановы со времен "Mama Said Knock You Out". По крайней мере, он не разучился меняться, а это для ветеранов очень важно!

Дискография
1985 "Radio"; 1987 "Bigger And Deffer"; 1989 "Walking With A Panther"; 1990 "Mama Said Knock You Out"; 1993 "14 Shots To The Dome"; 1995 "Mr. Smith"; 1996 "All World: Greatest Hits" 1997 "Phenomenon"; 2000 "G.O.A.T. Featuring James T. Smith: The Greatest Of All Time".



Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета