Феоктистов, Андрей
Андрей Феоктистов In Rock!


В завершение разговора о фестивале "Калининград In Rock" вполне логичным представляется мне предоставить слово человеку, которому за него достанутся и самые искренние слова благодарности, и тотальный охай. Андрей Феоктистов - заместитель председателя оргкомитета фестиваля, председатель Общественного комитета по делам молодежи Калининграда, рок-музыкант.

- Ты сам-то какую музыку предпочитаешь?
- Я бы так переформулировал твой вопрос: на чем сам "висишь", что приветствуешь и как к чему относишься. Сам я "вишу" на двух темах: по эстетике я поклонник старого прогрессива, хард-рока, то есть именно тех направлений рок-музыки, которые ее, собственно говоря, и прославили как искусство. Но по возрасту я скорее неоромантик, поскольку рос на ULTRAVOX и тому подобном. Я как бы дуалист в этом вопросе, и исходя из этого у меня выработалась схема, согласно которой я не считаю, что вообще есть плохие стили в музыке. В каждом направлении музыки есть свои гении, свои таланты, которые становятся классиками в этих стилях, а есть бездарности, лентяи или неудачники, которые ничего из себя не представляют. Поэтому мы, создавая нашу программу развития молодежной музыкальной культуры здесь, в Калининградском регионе, отталкивались от такой схемы: привозить звезд, крутить попсу и зарабатывать на ней деньги.
Я не могу сказать, что мне не нравится блэк- или дум-музыка, но мне не нравится, когда на сцене рубят тело Христа, когда осуществляют ритуал черной мессы. Но про музыку я так сказать не могу, мне не нравятся некоторые этические отношения к вопросам, связанным с религией, а не с музыкой.
- Я тебе наговорю несколько названий, а ты что-нибудь про них... МУМИЙ ТРОЛЛЬ, ТАНЦЫ МИНУС, ZЕМФИРА, ЛАКМУС, МУЛЬТFИЛЬМЫ, ОКЕАН ЕЛЬЗИ...
- Это на самом деле группы приблизительно одного эшелона в плане того, что это гитарная музыка, обладающая всеми атрибутами рок-музыки, но по предназначению она попсовая. Рок-эстетика в ней сохранена за счет того, что они применяют музыкальные приемы, которые был достаточно древними и которые ассоциируются с рок-музыкой. Я могу это только приветствовать. Почему? Потому что по сравнению с тем дерьмом, в котором мы находились, скажем, в 91-92-м году, на фоне различного рода блатоты и примитивной, грубой и кабацкой попсы, это, конечно, прорыв. И это большой шанс для рок-музыки не умереть. Это тот компромисс, который допустим для того, чтобы стать попсой, но при этом все-таки не потерять какие-то внутренние составляющие тебя как рок-музыканта.
- На твой взгляд, сегодня в России возможен тот всплеск интереса к рок-музыке, который был характерен для времен Союза в середине 80-х?
- Есть много на этот счет теорий, но на самом деле весь мир тому свидетель - колебания молодежи от отрицания до, наоборот, полной окультуренности зависят от многих вещей. В России это очень сильно обусловлено Великой Отечественной войной и просто количеством молодого поколения. Когда молодежи становится больше, она становится смелее, ей становится интереснее тусоваться. И в этот момент начинает преобладать культура определенного протеста, потому что у молодежи, собственно, и появляется сила протестовать, она чувствует свою внутреннюю силу. И тогда она способна более ярко выражать свое мнение, более конкретно, и внешностью, и словами, и своим творчеством музыкальным. Тогда андерграунд, кстати, и начинает приобретать попсовые ноты. Вспомни те же самые синдромы появления панк-музыки, которая как бы не имела права быть популярной, но ведь был всплеск, когда она стала попсой, был момент, когда пластинки с этой музыкой продавались огромными тиражами. Этот момент и нужно поймать.
Сейчас мы подходим к такому очередному демографическому взрыву, который даст очень большие шансы андерграунду перевернуть ситуацию с попсой, когда она просто потеряет массового зрителя, она уже сейчас его теряет: то поколение, которое "укупники" всякие - оно уже стало не востребовано.
Все очень просто: растет человек, люди, которые старше его на пять-десять лет, слушают, например, диско, все ходят такие причесанные, все такие правильные, все у них хорошо. И у этого человека все равно внутри возникает "мазафака" своеобразная, ему уже хочется быть нечесанным, быть уже совершенно противоположным правильному. И когда "живая" музыка становится попсой, то люди говорят - да ну на фиг, вот синтезаторы, смотри, какой сочный звук, как клево, какая электронщина и "кислота". А когда уже "кислота" и электронщина становятся попсой, тогда люди говорят - да ну на фиг: они приходят на фестиваль, эта клубная молодежь - "смотри, он же струну дергает и звук идет?!"... Новое поколение вырастает, совершенствуются технические средства, и каждый вася у себя дома уже может родить этот самый рэйв, а вот "живое" дома через компьютер не родишь, уже надо приложить усилия, и значит, это становится более экзотично, это становится более престижно. И все опять переворачивается, и вчерашние кумиры становятся лохами.
- Не было мыслей пригласить на фест кого-нибудь из западных звезд?
- Вопрос в том, что если мы хотим радикально изменить менталитет региона (ну лень ехать в Америку, да и патриотизм мешает, но хочется, чтобы и здесь было не хуже), то нам нужно было ухватиться за "кольцо в небе", когда бы фестиваль рос вместе с местной музыкальной культурой. Хэдлайнеры, которых мы приглашаем, должны хотя бы на чуть-чуть быть выше самых лучших калининградцев, но чтобы при этом и не происходило отторжения - вот это круто, а это - самодеятельность местная. Нужно подтягивать одни группы к уровню других.
У нас были возможности пригласить на "Калининград IN Rock" западных музыкантов, например, в прошлом году велись переговоры с NAZARETH, и им помешало приехать только то, что у них умер музыкант - много водки пил (это мы еще подметили, когда они у нас были на гастролях). В этом году велась работа по URIAH HEEP, но в последний момент было принято решение, что раз нету еще местного коллектива, который мог бы выступить перед ними и не быть в провале, то и приглашать мы их не станем.
Потом еще вот в чем дело. У нас возникла большая общность людей вокруг этой традиции, и если мы пригласим группу, явно отрывающуюся по известности и по авторитету от общей массы выступающих, сюда просто припрутся десятки тысяч людей, совершенно "левых", совершенно далеких от музыки, от ее принципов, от ее законов, просто пришедших на URIAH HEEP - "слышал когда-то, наверное, это все круто". Нам, естественно, это не нужно, у нас - свой клуб, насчитывающий порядка пяти-шести тысяч человек. Начиналось все с публики, костяк которой составляли тинейджеры четырнадцати-пятнадцати лет, сейчас это уже люди, многие из которых отслужили армию, обзавелись семьями и так далее. И мы выросли вместе с ними, и новые тинейджеры уже приходят...
Я бы сказал так: не совсем это просто - музыкальный фестиваль.
- Ты мог бы сам, без наездов и умильных словес со стороны прессы, обозначить плюсы и минусы фестиваля, если говорить об исполнительском уровне?
- Если говорить о коллективах, что принимали участие в этом или в прошлом фестивалях, я, конечно, был очень рад выступлению КАЛИ ЮГИ. Это было для меня определенным открытием, вообще, когда гармонично сочетаются музыка и текст, его философия, это всегда интересно. У нас - век информатики, и нужно закладывать как можно больше информации в байт времени, поэтому душа, мозг человека открываются навстречу звукам, а вторая половина мозга занята обработкой текстовой информации. И только когда и там, и там вкусно, тогда приятно все это слушать. Бывает, что музыка просто замечательная, но текст - совершенно никакой, и тогда - отрыжка какая-то от всего этого получается. Или бывают обратные примеры, чем так славится андерграунд, к сожалению, в том числе и питерская традиция, которую я очень люблю и уважаю, в которой - замечательная текстура и абсолютно нулевая музыка, что тоже отталкивает. Должна быть гармония и того, и другого.
В этом году у нас получился звездный состав из калининградских коллективов, впервые мы смогли собрать здесь всех тех, кто смог добиться настоящего успеха на рок-сцене. Это КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА, ГИТАРЫSТЕРЕО, поднимающиеся сейчас ЛОНДОНPARIS, ГРАДУС ПЛЮС, не без стеснения могу сказать про АРМИЮ СИЛ: я настолько был озадачен продюсерской линией, что был вынужден топить свою группу, и шансы, которые нам предоставлялись неоднократно, мы просто не использовали, потому что мне надо было заботиться не только о себе, но и о других.
...Но все равно на тебя все обижаются. Поэтому я уже привык, когда пишут, что Феоктистов - то, Феоктистов - се, кого-то закрыл. Если посмотреть калининградскую прессу (это я говорю не ради хвастовства), то получается, что Феоктистов ответственен за все.
- Правомерно ли говорить, что, в частности, Андрей Феоктистов диктует Калининграду некий образ музыкальной рок-жизни?
- Можно сказать так. Дай Бог, чтобы было как можно больше людей, которые могут реализовать свои мечты. На самом деле я никого в свой мир не приглашал, это мой мир, я придумал в детстве, что он будет вот таким, и я его реализую, он такой и есть. Если у кого-то есть другие мечты, пускай он реализует свой мир, пускай здесь рядом, в другой день, проходит совершенно другая эстетика, другой образ. На меня многие обижаются потому, что я действительно выбираю, кому помогать, кому - нет, но это же мой мир, я в нем хозяин. Я скажу, что даже те течения, которые этически мной неприемлемы, они исключают с моей стороны противодействие, они просто не находят у меня поддержку, и людям обидно, что я не помогаю им. Но, ребята, я уверяю вас, что в основном жизнь строится на других принципах, когда МЕШАЮТ и не помогают. Согласись, что вектор - совершенно другой. Поэтому чем обижаться, подумайте сами и создайте свою традицию. А мы сольемся кронами, как деревья, в один зеленый массив.
- Ты сказал о мэтрах калининградской сцены, давай спустимся на ступеньку ниже...
- В Калининграде начинается вторая волна. К сожалению, мы упустили целое поколение музыкальных групп, упустили в силу некоего непонимания некоторыми местными политиками, которые не поняли простой вещи - что мы в ответе за тех, кого приручили, и когда мы начали свою программу, то нужно было идти до конца: это значит, что должны были появиться клубы, хотя бы парочка, регулярно действующие, с ориентацией именно на калининградскую музыку, предоставляющие каждый день свою сцену группам вне зависимости от их профессионализма,. И если они никому не нужны, их освистают и выгонят со сцены. Мы этого не сделали, и из-за этого Калининград начал пробуксовывать: те группы, которые были наиболее продвинуты, начали просто подгнивать. Те, кто вырвался, как, например, ГИТАРЫSТЕРЕО, они как бы себя сохранили, а подававшие большие надежды просто переварились внутри себя: выступать негде, выхода идеям нет - территория-то маленькая. Прорыв был в прошлом году за счет чего - что мы начали действительно плотно цепляться и с Белоруссией, и с Питером, и я надеюсь, что после этого фестиваля у нас появятся отверстия, через которые можно будет дышать. Я понимаю, что и у белорусских групп есть проблемы, но они менее обусловлены, потому что все-таки и население, и территория у вас больше, чем в нашем регионе. К тому же вы, в конце концов, не разделены с Россией - и ментально, и границы прямо вот они - а у нас даже и этого нет. Согласись, что соседние государства, что нас окружают, они несколько другие по менталитету.
- Хочу из первых уст узнать, верно ли, что фестиваль в этом году мог вообще не состояться? И намерен ли ты в будущем им заниматься?
- На этот раз фестиваль ушел в новое для себя пространство (мы назвали его "фестивалем некоммерческого искусства"), в нем участвовали роллевики, байкеры, граффитисты, брейк-дансисты, то есть сфера весьма расширилась. Не исключено, что в будущем году фестиваль уже будет связан с художниками.
Мы преодолели тот рубеж, до которого можно было говорить, что что-то может случиться, и фестиваль не состоится. Он был преодолен, в принципе, в прошлом году психологически, а в этом - материально. Почему "психологически"? Объясню. В позапрошлый фестиваль у нас не было понимания с милицией, были провокации и потом долго против нас велась пропагандистская кампания, что здесь все ублюдки, что все это плохо. Мы со своей стороны выставили свои аргументы насчет того, что это всего лишь все ваши дети. Ах, вы посмотрели на них, когда они все вместе, и ужаснулись? Так посмотрите на себя. Я многим начальникам - великим и очень большим и крупным - могу сказать: вы на себя посмотрите, когда выпьете вторую бутылку водки. Так вам можно?.. И ставился вопрос, что это все плохо и не нужно. В прошлом году все эти вопросы уже отвалились, все понимали, что это хорошо, что это нужно. Но возник другой вопрос. В силу того, что мы были подставлены мэрией, в результате чего разорилась продюсерская компания "Балтистан", на которой все висело семь лет подряд (сейчас она существует только номинально, в виде печати, и только благодаря тому, что на ней висит очень большое количество авторских прав), - порядка шести с половиной тысяч долларов убытка легло не на патрона прошлого года, мэра, а на людей, которые работали на фестивале. И только со сметы этого фестиваля они получают зарплату за прошлый год.
...Не знаю, интересно тебе или нет, но нас здесь решили удавить "воры", которым мы "по яйцам" просто. Мы делаем здесь субкультуру, и все видят, что мы занимаемся молодежью по-настоящему и не берем денег. А они ушатывают десятки миллионов рублей на молодежную политику, а на выходе ничего нет. И мы им мешаем, ужасно мешаем, потому что в конце концов мы претендуем на эти деньги не с той точки зрения, что дайте нам фестиваль провести, ведь фестиваль - это только вершина айсберга, а там внизу - процесс, репетиционный, информационный, радио- и телепередачи, газеты, целая куча всего, что занято в подготовке фестиваля. Сам фестиваль - это уже некий отчетный концерт, дающий людям шанс выступить на большой публике. Поэтому судьбоносно то, что в этом году мы нашли и определились с патронатом фестиваля по-настоящему, не так, как в прошлом году - "я разрешил, это мой патронат", - а так, что нам помогли конкретно, материально. И теперь мы уже переходим, наверное, в необратимый процесс, потому что теперь всегда будут находиться политики ли, бизнесмены ли, просто хорошие люди ли, которые будут помогать этому делу, так как всем уже очевидно, что фестиваль - это неотъемлемая часть местной уже не только молодежной, а вообще культурной традиции нашей земли - Калининградии.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета