статья


Sheehan, Billy
Большой человек



Поговорите с музыкантами. Если вы поинтересуетесь у них, кого считать наиболее влиятельным современным мастером рок-гитары, то речь, скорее всего, зайдет об Эдди Ван Халене. Голову даю на отсечение, что на вопрос о бас-гитаристе многие сойдутся во мнении и назовут Билли Шихена (Billy Sheehan), блистательного мастера-новатора, большинству публики известного в качестве лидера MR. BIG.

В этом году мистер Шихен развил бурную деятельность, не замыкавшуюся в рамках вышеупомянутого коллектива. Естественно, бас-гитарист необычайно занят - гастроли, знаете ли. Но - на недолгий разговор Билли согласился нимало не колеблясь.
Начать мы решили именно с "инструментальных вопросов".

- Что определило твой уникальный подход к игре на бас-гитаре?
Б. Ш.: Ничего. Мне просто хотелось играть. Мне кажется, ты уж ЧЕРЕСЧУР вдаешься в анализ этого процесса!
- Если б ты не стал музыкантом, кто бы из тебя получился?
Б. Ш.: Трудно сказать. Любой ответ был бы попросту спекуляцией.
- Почему в качестве инструмента для себя ты выбрал бас?
Б. Ш.: Во времена моей юности один из друзей играл на басу, и я хотел быть похожим на него. К тому же, этот инструмент так глубоко звучал и был крупнее гитары физически - и это меня мгновенно заинтриговало.

Разумеется, невозможно было не спросить о происхождении названия коллектива, руководимого Билли.

- Композиция FREE "Mr. Big" известна своим великолепным басовым соло. Не потому ли ты именно так назвал свой коллектив? Повлиял ли на тебя стиль Энди Фрэзера, басиста FREE?
Б. Ш.: Название выдумал Пэт Торпи (барабанщик MR. BIG. - Дм. М. Э.) - и как раз совпало то, что в этой песне было соло на басу, и я играл ее еще в группе TALAS. Пэт же, предлагая название, об этом не знал. И, да, Энди сильно на меня повлиял.
- Кто еще оказал влияние на тебя как на инструменталиста?
Б. Ш.: Тим Богерт, Джек Брюс, Пол МакКартни, Джон Энтуисл, Пол Самуэлл-Смит (басисты соответственно VANILLA FUDGE, CREAM, THE BEATLES, THE WHO и THE YARDBIRDS. - Дм. М. Э.). Я мог бы продолжать этот список бесконечно.

Ну, если уж речь зашла о классиках...

- Я был просто поражен, услышав твою интерпретацию "Oh Well" из репертуара FLEETWOOD MAC. Почему для альбома-посвящения Питеру Грину ты выбрал именно эту композицию?
Б. Ш.: Я долгие годы играл ее в TALAS.
- Что заставляет тебя принимать участие в разных альбомах-посвящениях?
Б. Ш.: Я играю, если группа, которой посвящается диск, много для меня значила и я хочу отдать ей дань уважения.
- Ты работал со многими знаменитостями. С кем из барабанщиков ты предпочитаешь составлять ритм-секцию? И как насчет гитариста и вокалиста?
Б. Ш.: Я достаточно наигрался со всеми теми, кого люблю.
- Ты как-то сказал, что тебе нравится альтернативная музыка, так как исполняющие ее музыканты по-настоящему ИГРАЮТ на пластинках. Тебе действительно по вкусу этот стиль?
Б. Ш.: Только в упомянутом мной аспекте. А так - кто-то хорош, кто-то плох.

Когда-то и мистер Шихен не был звездой и играл в не слишком известном ансамбле.

- Скажи, пожалуйста, пару слов о TALAS.
Б. Ш.: Мы отыграли тысячи концертов во всяких мыслимых и немыслимых условиях. Я многому научился!
- А это правда, что U2 открывали концерты TALAS?
Б. Ш.: Правда. В клубе "Stage One" города Буффало в штате Нью-Йорк, забыл, в каком году.

Зато потом судьба свела бас-гитариста с человеком, чей голос у всех ассоциируется с классическим составом VAN HALEN.

- В какой мере работа с Дэвидом Ли Ротом определила твое желание стать лидером коллектива?
Б. Ш.: Ни в какой! К тому времени я уже возглавлял TALAS. MR. BIG был собран на более равноправных условиях, с равным правом голоса у всех членов команды.
- Насколько велик был твой вклад в материал группы Рота, не считая песни "Shyboy", которая игралась еще TALAS?
Б. Ш.: Вклад был очень большим. Каждый музыкант внес много своего.

Несколько лет назад, когда у MR. BIG был отпуск, Шихен не смог усидеть без дела и создал инструментальную группу NIACIN, исполнявшую музыку, совершенно не похожую на ту, что играют MR. BIG. И именно с этой командой связаны встречи Билли с очень известными коллегами.

- Как тебе удалось поиграть с Кеном Хенсли? Не он ли посоветовал тебе сыграть на органе "Hammomd"?
Б. Ш.: Нет. Кен - мой друг и соратник по бизнесу, но решение играть в группе на "В3" (модель "Hammond". - Дм. М. Э.) с ним не связано.
- Ты, как я слышал, записывался с Чиком Кориа?
Б. Ш.: Да, на альбоме NIACIN "High Bias".

Также Шихен "отметился" в проекте легендарного джаз-рокового барабанщика.

- Как ты угодил в EXPLORER'S CLUB Терри Боззио?
Б. Ш.: Мне позвонили и пригласили сыграть. Я ответил: "Да".
- Ты увлекаешься джазом?
Б. Ш.: Не слишком. Чуть-чуть.
- Среди своих любимых ансамблей ты упоминал KING CRIMSON. Что ты думаешь по поводу басовой работы игравших в этой группе Грега Лейка, Боза Баррелла, Джона Уэттона и Тони Левина?
Б. Ш.: Я их всех очень люблю. С Тони я знаком лично, но я никогда не встречал остальных.

Имя Билли Шихена иногда всплывает в связи с другими, не менее известными именами.

- Некоторые источники сообщают, что ты играл с UFO. Когда?
Б. Ш.: В 1983-м. Фото с тех гастролей есть на моем сайте.
- А как насчет твоего сотрудничества с Майклом Шенкером?
Б. Ш.: Я начинал продюсировать его первую пластинку, но так и не завершил работу.
- Что стоит за слухами о твоей работе с Гленном Хьюзом?
Б. Ш.: Слухами? Он спел песню на альбоме NIACIN "Deep".
- Подтвердились слухи о том, что Эдди Ван Хален джемовал с Дэвидом Ковердейлом. Говорят, и ты играл с ними.
Б. Ш.: Деза.
- Как тебе помнится работа с Кози Пауэллом?
Б. Ш.: Отличный парень и великолепный барабанщик, упокой Господь его душу.

К сожалению, впервые в моей многолетней практике общения с артистами случился прокол. Уж не знаю, почему, но следующий мой вопрос немерено оскорбил Билли. В НЕСКОЛЬКИХ интервью с ним я натыкался на весьма странные вопросы, и, решив, что эти вопросы повторяются СЛИШКОМ часто, неосторожно поинтересовался источником интереса.

- Ты - высококлассный музыкант, но уж в СЛИШКОМ МНОГИХ из твоих интервью речь идет о девушках, анальном сексе и так далее. Почему?!
Б. Ш.: О чем, черт возьми, ты говоришь?! Я дал ТЫСЯЧИ интервью, и только ОДНО - повторяю: ОДНО - интервью в Интернете было задумано как КОМЕДИЯ на эту тему. К тому же, МЕНЯ спросили об этом - не я завел об этом речь. Как ты мог превратить ОДНО интервью в "СЛИШКОМ МНОГО"?!

Н-да, скромность Билла погубила. Мне осталось только тщательно извиниться и задать последний вопрос перед весьма холодным прощанием:

- На что будут похожи по звучанию твои грядущие сольные альбомы?
Б. Ш.: На меня.



Дмитрий М. ЭПШТЕЙН

© 2005 музыкальная газета