Помидоров (Кривошеев), Александр
Сашка Америка, он же - террорист Помидоров, он же…

Рэп "Цуд на Каляды" стал в конце прошлого года едва ли не главной сенсацией в современной белорусской музыкальной жизни. А исполнил его известнейший и любимейший белорусский ди-джей Александр Помидоров...

- Чего ты в рэпперы-то подался?
- Я в них, в общем-то, не подавался. Мне было просто интересно записать несколько композиций в этом стиле, поиграться с белорусским языком, поэкспериментировать. Все началось с альбом "Сьвяты вечар", для которого я написал "Цуд на Каляды". Но целиком рэповую программу я делать не буду. Я достаточно давно слушаю рэповую музыку, но полностью альбом какого-нибудь рэпового исполнителя дослушать до конца у меня не получается, потому что обычно фантазией эти люди не блещут. Я люблю RUN DMC, с удовольствием слушаю Dr. Dre, Snoop Dogg, CYPRESS HILL с их испаноязычными вещами, месяца три назад купил себе новую пластинку Eminem, я ее постоянно слушаю, но опять же - только четыре-пять песен и из-за того, что там есть такие мерзкие, гаденькие, подленькие мелодии...
- А русскоязычный, белорусскоязычный, украиноязычный рэп ты слушаешь?
- ТАНОК НА МАЙДАНЕ КОНГО. На белорусские рэп-концерты у меня никак не получается выползти, я знаю, что рэп в Беларуси есть, но печально, что все это не находит никакого реального, мощного выхода. Люди клубятся в своей системе, рисуют на стенах, собираются в каких-то клубах и тоннеле. На мой взгляд, только один исполнитель из тех, что появились за последние три года, пытается делать что-то по-крупному - это ПАПЕНКИНZ БЭНД, группа такая прирэпованная. Есть девчонки, которые достаточно агрессивно читают, но, к сожалению, ко мне пока ни одной записи не попало. Это, конечно, идет и потому, что я не вхож в эту тусовку. Возраст.
- Можно сказать, что тебе интересен рэп в первую очередь тогда, когда он смешивается с рок-музыкой, другими стилями? Kid Rock, КИРПИЧИ, ДАЙ ПИСТОЛЕТ!...
- Kid Rock - это вообще дрянь, это такая мерзость, что-то типа Чижа. Еще BLOODHOUND GANG. Это классические Бивис и Баттхед, совершенно тупорылые люди, хамски обращающиеся с классическим музыкальным материалом, абсолютно безвкусно, безыдейно, неинтересно и безо всякого юмора, когда тупо берется сэмпл METALLICA (даже не сэмпл, а минусовка) и тупо на него вешается песня, партийные гимны.
С КИРПИЧАМИ у меня такая же ситуация, как и с URIAH HEEP когда-то была. Есть классные песни, и тут же рядом стоит вещь "в никуда", бессмыслица какая-то, хотя, с другой стороны, это тоже надо, я сам хочу какую-нибудь бессмыслицу написать, пока не получается.
А совмещение стилей мне действительно было интересно. PUBLIC ENEMY, RUN DMC, я с этого начинал, а потом начал втыкаться в обычный рэп, в котором нету гитар, где есть только тупой ритм и текст, когда рок-н-ролльную агрессию можно передавать без ударной установки и гитар. Когда есть своя собственная голая экспрессия.
- Когда ты стал слушать музыку?
- Лет в пять. Это было чистейшей воды меломанство.
- Какое меломанство в пять лет?! Песни из мультиков, пионерские песни, вот и все... Ты что, в пять лет BEATLES слушал?..
- Нет, в пять лет я BEATLES не слушал, BEATLES я начал слушать лет в одиннадцать и до сих пор не понимаю, что в них есть такого, чтобы "ах-ах-ах". У них есть хороших песен десять, вот очень люблю "Белый альбом", "Сержанта Пеппера", но так, чтобы "ах" по всем альбомам, нет... А прослушиванию песен из мультиков не мешали песни LED ZEPPELIN... который мне дико не нравился!.. Не любил жутко! Очень любил BONEY M и QUEEN. Потом пересел на URIAH HEEP, потом пошли более тяжелые группы типа SCORPIONS. У меня были родственники продвинутые, гитары делали, пластинками торговали, меня в это дело втянули - сам начал пластинками меняться...
- Спекулянт и фарцовщик...
- Нет, не фарцовщик. В Минске, в кинотеатре "Спартак" был когда-то клуб, там менялись пластинками. Прятали в конверте из-под ПЕСНЯРОВ KISS, а родной конверт носили на себе, под курткой, одна пластинка на грудь, другая - на спину. Под майку уголки немножко загибались, и конверт вставлялся в пластиковый чехол. Очень красиво выглядел идущий худосочный малыш с грудью тяжелоатлета!
- А советским роком интересовался?
- С русскими группами я так плотно познакомился в году 85-86-м. Причем впервые их услышал по польскому радио, пластинку "Красная волна". До этого пару раз видел АКВАРИУМ по телевизору, в передачах "Веселые ребята" и "Мир и молодежь". Потом было долгое увлечение АЛИСОЙ, еще в школе. Я где-то в одно время услышал RUN DMC и знаменитую песню АЛИСЫ "Я меломан", которую считаю первой советской рэп-композицией, хотя по стилю и не выдержанной. В ней и история Костей Кинчевым рассказывалась, близкая и мне, когда он перечислял названия групп, отслеживая, как изменялись его музыкальные вкусы, а потом уже сам берешь в руки гитару, выучиваешь два аккорда и на школьных вечеринках поешь собственные песни. А публика была тогда самая благодарная: потому что ты хоть и знаешь всего два аккорда, но другие-то их не знают, и что бы ты ни пел, все воспринималось как - "может!".
В АКВАРИУМЕ мне нравились... рыбки... Как Тема Троицкий их в свое время стебал: "Вышел Борис Гребенщиков со своими рыбками"... Я сейчас не вспомню, что я тогда ощущал, это просто был период такого хиппизма, такого... детского, когда вокруг тебя большой и злобный мир, и ты маленький такой, и тут вдруг кто-то на ухо начинает шептать, что все ништяк, чувак. Это была одна из стен замыкания себя в другом мире, отдельном от общего, житейского...
Белорусскую рок-музыку я не любил... Не лю-бил!.. Не знаю, почему... Я знал, что она где-то чего-то существует, что есть такая группа МРОЯ, но я ее не слышал. Потом пару раз услышал - не понравилось. Но от этого группа МРОЯ существовать не перестала. И я для себя решил, что белорусский рок я не люблю: я же тогда слушал мировых столпов, я уже к тому времени полюбил LED ZEPPELIN, у которых в шесть лет я уничтожил запись с пласта "LED ZEPPELIN 3", а потом, позже, в течение лет шести долго искал фирменную пластинку, которая по иронии судьбы стала одной из моих любимых вообще. Потом как-то случайно я попал на концерт МРОI, послушал, посмотрел, подумал - чего это я их так не люблю, нормальная группа, на AC/DC похожа. Хороший звук, хорошо играют. Вот такое случилось изменение отношения к белорусской музыке. Стал постоянно слушать "Белорусскую молодежную", но знакомство плотное с музыкантами случилось го-о-ораздо позже.
- Как ты стал сочинять и петь песни?
- Мне всегда хотелось петь чего-нибудь свое собственное, не знаю, как другим. И едва выучив два аккорда, я сразу нацарапал две песни, одна, как сейчас помню, была про наркоманию, тупая до невозможности, на двух минорных аккордах, мрачная и вялотекущая. Это был год 84-й, и клей уже тогда нюхали вовсю, особо не прячась. Но мне это совершенно не вставляло. У меня была пара приятелей из параллельного класса, которые пару раз ко мне заходили, когда я дома полы красил, и конкретно забалдевали. Укумаривались до полного кайфа. Через неделю подходят ко мне: "А ты когда еще будешь полы красить?..".
Потом я спер у своего дядьки гитару, одну из тех, что он с братом сам сделал (она у меня до сих пор где-то дома валяется), и время от времени на ней поигрывал. А дядьки мои - Миша и Леня, братья-близнецы - вполне профессионально занимались толкачеством аудиопродукции и параллельно резали гитары в сарае и продавали их рублей по пятьдесят. А потом им стало лень, и через родственников в Борисове они нашли какие-то каналы на "Борисовдреве", откуда таскали бракованные гитарные формы - грифы, деки - и сами делали "кишки". И так вот исключительно из коммерческого подхода появлялось какое-то творчество - абсолютно западный принцип. В то самое давнее советское время у нас уже реально были бизнесмены...
Потом мы с моим младшеньким братом, который к тому моменту в Питер укатил, стали лабствовать, когда я к нему наезжал в гостечки. Вдвоем, записываясь на магнитофон, и вот тогда и начали появляться какие-то первые нормальные вещи. Это была голая импровизация: мы садились и что-то чесали на гитарах, потом кто-нибудь из нас начинал наговаривать, напевать какой-нибудь текст. Девяносто процентов из того, что получалось, шло в отвал, но песен шесть оставалось. Потом на эти наши лабайки стали приходить его приятели, потом эти приятели стали просить кассеты, потом мы уже стали у кого-то дома играть, в общаге какой-то. То есть где-то с год, в 88-89-м, мы так очень плотно веселились... Жалко, что этих записей не осталось, там были клевые места.
- Ты тогда думал, что вот, надо бы серьезно заняться этим делом?..
- Нет, я об этом так не мыслил. Я просто занимался музыкой, совмещая с занятиями в институте, сдачей сессий. (Сперва я учился в Институте культуры, потом - в Театралке. Я по профессии режиссер драматического театра и комедии.) Особых каких-то иллюзий по поводу своего творчества я не питаю до сих пор...
Из наездов в Питер получилась такая вещь, как ПЬЯНЫЕ ГОСТИ, вялотекущее, шизофреническое образование. В Минске мы репетировали на улице Суворова, на точке УЛIСА, Слава Корень про это не знал. До сих пор все это живет, и даже в 98-м году я сделал пластиночку, отметил десятилетний юбилейчик. К тому моменту в домашних условиях было записано три полновесных альбома.
- После института ты где оказался?
- На телевидении, работал режиссером в музыкальной редакции. Трансляции из филармонии, записи каких-то умопомрачительных творческих вечеров, записи... этих... музыкальных произведений крупных и малых форм, выезды, репортажные съемки. Интересней всего была расстановка камер в филармонии, это стало даже термином таким, обозначающим... Не знаю, как сейчас, традиции-то умирают, но тогда все выглядело так: в два часа выходит машина, с камерами, со всеми делами, едет операторско-режиссерская группа на расстановку камер. Приезжают в филармонию, где Белорусское телевидение снимает уже хрен знает сколько, и то место, где должны стоять камеры, знает даже самая последняя филармоническая уборщица. Техники раскатывают кабели, ставят камеры... и все. Операторско-режиссерская же группа камеры "расставляла" исключительно в филармоническом буфете.
Через полгода я с телевидения ушел. Меня, так скажем, "съели". По неопытности я поднял цену на мелкие услуги инженеров и техников. Мы снимал


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета